Автор: Ольга Петрова, 13 Октября 2010 в 22:56, контрольная работа
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Введение
Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»
Глава 2. Роль наследственности в формировании личности
Глава 3. Роль среды в формировании личности
Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности
Заключение
Список использованной литературы
Домашняя и социальная
среда могут оказывать и отрицательное
воздействие: пьянки и ругань в семьях,
грубость и невежество, вопиющее унижение
детей, отрицательное влияние товарищей
и друзей, особенно старших по возрасту
и взрослых; все негативное, что совершается
вокруг нас.
Микросреда — это особенности квартиры
или рабочего помещения, микроволны и
магнитные воздействия, вибрации и т.п.,
а именно геометрические формы квартиры,
высота этажа дома, дизайн стен, расстановка
мебели, излучения электроприборов, биополевые
воздействия растений и животных, отдельных
людей (с отрицательной биоэнергией) и
т.д. По-своему воздействие могут оказывать
и результаты науки и техники. Так, японскими
учеными установлено, что слушание беременными
женщинами народной или классической
музыки развивает интеллект будущего
ребенка, вызывает гармонические вибрации,
которые создают условия для увеличения
притока крови и питательных веществ,
благотворно воздействуют на развитие
нервных тканей и головного мозга
В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности. [6]
Развитие
социальных факторов приводит к разнообразию
их воздействия на развитие личности.
Факторами преднамеренного
Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.
[6] Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.
Все, чем человек
обладает, чем он отличается от животных,
является результатом его жизни
в социальной среде. Характерно, что
ребенок, не впитавший в себя культуру
общества, оказывается неприспособленным
к социальной жизни, не может реализовать
то, что заложено в нем самой природой.
Вне общества ребенок не становится человеком.
В то же время было бы явным упрощением
думать, что человек исключительно результат
социализации. В известном смысле человек
уже рождается человеком, кристаллизует
в себе все, что накоплено всем человечеством
в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется
и через наследственность. Ребенок не
просто впитывает сообщаемую ему информацию.
Он наследует генетический запас информации
через специфически человеческое строение
тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых
дней рождения поместить в специальные
условия общественной жизни и окружить
тщательным вниманием и уходом самых талантливых
педагогов, то все равно это животное останется
лишь хорошо выдрессированной обезьяной.
У нее иная наследственность, иной мозг,
отделяющий обезьяну от человека непроходимой
гранью. Иными словами, возникновение
труда, общества и свойственной только
людям психики — сознания — сопровождалось
важными изменениями в строении и деятельности
головного мозга и всей нервной системы,
и наоборот. Однако особенности головного
мозга и нервной системы человека есть
лишь необходимое условие или, точнее,
биологическая предпосылка становления
сознания, но не сознание как таковое.
Собственно человеческое сознание формируется
лишь во взаимодействии и общении с другими
людьми, т.е. в социальном контексте. [7]
Различные
условия жизни людей и
[7] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969; О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977.
Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д. Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. [8]
Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд).
Мне бы хотелось отметить теорию В.Штерна, он писал, что концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями
[8] Крайг Г. Психология развития. СПб., Изд-во «Питер», 2000. – с.18.
«наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды. [9]
Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.
[9] Психология развивающейся личности / Под ред. А.В, Петровского. М., 1987.
А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З.Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А.Адлера), аналитической психологии (К.Юнга), а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество». По мнению (А.Г. Асмолова), пансексуализм психоаналитической теории (З.Фрейда), его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затем К.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни личности.
Заключение
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет.
Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектические неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде; он неразрывно связан с этой средой, несомненно, что генетически нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его «в чистом виде» не представляется возможным. Точно также и влияние среды не является простыми, механическими напластовываниями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует.
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть две противоположные теории влияние роли среды и наследственности в развитии и формировании личности. Обе оказались неприемлемыми. Нужно отметить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну промежуточную. Эта попытка принадлежит Штерну. Создание общей теории развития еще впереди. Эта теория должна вобрать в себя все достижения наук.
Список использованной литературы:
Информация о работе Роль среды и наследственности в формировании личности