Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
Тест "Определение адаптационных
возможностей организма к физическим
нагрузкам"
Тест "прыжок в длину с места"
(для измерения динамической силы мышц
нижних конечностей). Из исходного положения
стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки
стоп на одной линии со стартовой чертой,
выполнить прыжок вперед с места на максимально
возможное расстояние. Участник предварительно
сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет
вперед туловище, смещая вперед центр
тяжести тела и с махом рук вперед и толчком
двух ног выполняет прыжок. Определяется
прыжка с двух ног в см. Для этого теста
целесообразно в спорт зале разметить
краской место - черту, от которой будет
выполняться прыжок, и перпендикулярную
ей черту с размеченными делениями через
1 см для определения длины прыжка. При
тестировании дается три попытки.
Характерной особенностью возрастного
развития движений по прыжкам с места
в длину является то, что достижения мальчиков
и девочек нарастают неравномерно. Небольшая
величина прыгучести и равномерное увеличение
результата в младшем возрасте от 8 до
13 лет (106.0 - 146.2 см у девочек и 119.8 - 184.2 см
у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков
прыгучесть резко увеличивается (194.1 -
216.5 см), тогда как у девочек (152.9 - 170.7 см)
увеличивается незначительно. Эти половые
различия сохраняются в последующие годы,
у мальчиков результаты достоверно увеличиваются,
достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7
см.
Полученные данные позволяют
сделать практические выводы, связанные
с контрольными упражнениями по прыжкам
для учебных занятий на уроках. Постепенное
равномерное повышение требований по
прыжкам не совпадают с фактическими возможностями
школьников, особенно девочек. Потому
для мальчиков с 14 лет требования к прибавке
длины прыжка должны быть несколько меньше
по сравнению с другими возможностями.
У девочек же последовательное повышение
возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше
очень важно сохранить уровень достигнутый
к этому возрасту результатов (при двух
часах в неделю на уроки физической культуры).
Отлично - выполнение норматива
Плохо не выполнение норматива
Приседания. Оценку реакции
пульса на физическую нагрузку можно провести
методом сопоставления данных частоты
сердечных сокращений в покое, и после
нагрузки, то есть определить процент
учащения пульса.
Методика: Подсчитать пульс
в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний,
поднимая руки вперед, сохраняя туловище
прямым. После приседаний снова подсчитать
пульс.
Частоту сердечных сокращений
(ЧСС) в покое принимают за 100%, разницу
в частоте до и после нагрузки - заХ. Например, пульс
до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам
(100%), а после выполнения нагрузки за 10
с на 1-й минуте восстановления - 20 ударам.
Сопоставляется пропорция и рассчитывается
процент учащения пульса Х по формуле:
(20-12) х 100%
Х = 12= 67%.
Увеличение пульса после нагрузки
на 25% и менее считается отличным, на 25-50%
- хорошим, на 50-75% - удовлетворительным
и свыше 75% - плохим. Удовлетворительные
и плохие оценки свидетельствуют о том,
что сердце совершенно не тренировано.
Тест "бег на 1000 метров"
(для определения общей выносливости)
проводится на стадионе или ровной грунтовой
дорожке после предварительной разминки.
Рекомендуется присутствие медперсонала.
Время засекают с точностью до 0.1 сек.
В целях обеспечения медицинской
безопасности тестированию обязательно
должны предшествовать подводящие упражнения:
Бег всей дистанции по отрезкам
в интервальном режиме (5 раз по 200 м с пятиминутным
интервалами отдыха (частота сердечных
сокращений) ЧСС 120 – 140 уд/мин);
Бег всей дистанции по отрезкам
в интервальном режиме 5 раз по 200 м с уменьшающимися
интервалами отдыха и постепенным увеличением
интенсивности ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150
- 170 уд/мин);
Контрольные прикидки с учетом
времени бег всей дистанции с постепенно
возрастающей интенсивностью: от 50% до
75% от максимума и ЧСС от 120 - 140 уд/мин до
150 - 170 уд/мин.
Контрольные прикидки. Разрешается
в процессе бега, в случае утомления, переходить
на ходьбу.
Оценки:
отлично - ЧСС 120 - 140
хорошо - ЧСС 150-170
удовлетворительно - ЧСС 150 -
170
плохо - переход на ходьбу
Удовлетворительные и плохие
оценки свидетельствуют о том, что сердце
совершенно не тренировано
Тест "Подъем туловища"
(для измерения скоростно-силовой выносливости
мышц сгибателей туловища). Из И. п. лежа
на спине, ноги согнуты в коленных суставах
строго под углом 90?, стопы на ширине плеч,
руки за головой, локти разведены в стороны,
касаются пола, партнер прижимает ступни
к полу. По команде "Марш!" выполнить
за 30 сек максимально возможное количество
подъемов туловища, энергично сгибаясь
до касания локтями бедер и возвращаясь
в И. п., разводя локти в стороны до касания
пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение
выполняется на гимнастическом мате или
ковре. Для безопасности под голову кладут
невысокую (не выше 10 см) подушечку. Неправильное
выполнение: отсутствие полного касания
пола тремя частями тела (лопатками, затылком,
локтями). Участник, опуская тело в И. п.,
может касаться пола последовательно
сначала лопатками, затем затылком, потом
локтями. Однако в заключительной фазе
тело участника должно прийти в И. п., т.е.
касаться пола одновременно тремя частями
тела: лопатками, затылком и локтями.
Оценки:
отлично - 20 раз
хорошо - 15 раз
удовлетворительно - 10 раз
плохо - менее 10 раз
Для всех тестов.
Высчитывается средний балл.
Общее количество баллов делится на общее
количество участников. Например: всего
участников 26
8 участников получили
по 5 баллов - общее количество баллов
40
10 - по 4 балла = 40 102: 26 = 3,9 - средний
балл
6 - по 3 балла = 18
2 - по 2 балла = 4
Сумма баллов = 102
Приложение 3
Упражнения для повышения физических
возможностей
"Челночный бег 10 раз
по 5 метров" (для оценки скоростной
выносливости и ловкости, связанных
с изменением направления движения
и чередования ускорения и
торможения. В зале, на расстоянии
пяти метров друг от друга
чертятся на полу две параллельные
линии. По команде "Марш!" участники
(участник) стартуют с первой линии,
добегает до второй, переступает
ее одной ногой, обязательно касаясь
пола, поворачивается кругом и
возвращается к линии старта.
Необходимо выполнить максимально
быстро 5 таких замкнутых циклов,
поворачиваясь все время в
одну и туже сторону (туда и
обратно - один цикл). Не допускаются
движения приставными шагами, повороты
в разные стороны. Время засекается
с точностью до 0.1 сек в момент
пересечения линии, от которой
выполнялся старт. Все участники
должны быть в обуви, не дающей
скольжения. Особое внимание необходимо
обратить повороту во время
бега. Для предотвращения травм
стопы и коленного сустава
отработать с учащимися правильную
постановку стопы и туловища
для вхождения в поворот и
старт после поворота.
Испытуемый по команде "Марш!"
пробегает пятиметровый отрезок берет
брусок (5Х5Х10 см), пробегает второй отрезок,
кладет брусок и, пробежав третий отрезок,
заканчивает тест. Определяется время
бега трех отрезков.
"Наклон, вперед сидя"
(для измерения активной гибкости
позвоночника и тазобедренных
суставов).
Испытуемый без обуви садится
на пол ноги врозь, расстояние между пятками
30 см, ступни вертикально, руки вперед
- внутрь, ладони вниз. В качестве измерителя
можно использовать линейку или сантиметровую
ленту, положенную между стопами вдоль
ног. Отсчет (нулевая отметка "0") ведут
от цифры, находящейся на уровне пяток
испытуемого. Партнер прижимает колени
к полу, не позволяя сгибать ноги во время
наклонов. Выполняются три медленных наклона
(ладони скользят вперед по линейке), четвертый
наклон - основной. В этом положении испытуемый
должен задержаться не менее 2 секунд.
.
Лучший результат - максимально
возможная цифра, до которой дотянется
ученик, засчитывается по кончикам пальцев
с точностью до 1 см. Эта цифра записывается
со знаком "+", если испытуемый смог
коснуться цифры впереди за стопами, и
со знаком "-", если его пальцы не достали
до уровня пяток.
Для более быстрого проведения
теста используют два куба (опоры) для
упора стоп и сохранения прямых ног без
посторонней помощи. Между ног у участника
находится кубик, который он во время третьего
наклона старается отодвинуть пальцами
рук вперед по направлению к пяткам на
максимально возможное расстояние. Расстояние
между стопами ног 20 - 30 см. Оценка двух
уровней - "выполнено" и "не выполнено".
"Вис на перекладине"
(для оценки силы и статической
выносливости мышц плечевого
пояса). После принятия И. п. вися
на перекладине с максимально
сложенными (согнутыми) руками, подбородок
расположен выше перекладины, но
не касаясь ее и не помогая
удерживаться в висе, включают
секундомер. Оценивается максимально
возможное время удержания в
висе: от старта до момента
начального разгибания рук. Этот
тест характеризует силовую выносливость.
Перед проведением тестирования
необходимо обучить учащихся правильно
выполнять каждое упражнение за счет подводящих
упражнений. Преподаватель должен добиться,
чтобы каждый учащийся технически правильно
мог выполнить тестовое упражнение. Тестирование
рекомендуется начинать в конце сентября
и начале мая после полной отработки и
ознакомления учащихся с контрольными
упражнениями.
"Бросок набивного мяча",
движение руками из-за головы,
сидя на полу, ноги врозь. Определяет
силу мышц разгибателей туловища,
плечевого пояса и частично
рук. Измеряется дальность броска
в метрах от линии стоп. Вес
набивного мяча выбирается в
зависимости от подготовленности
учащихся. Ориентировочно - 3 кг.
"Прыжок вверх с места".
Определяется высота выпрыгивания
вверх в см. Для этого используется
прибор конструкции В.М. Абалакова.
В практике нашей школы упражнение
проводим так: на полу обозначается
квадрат 40Х40 см, в середине его
к полу шурупами крепится планка
длиной 8 - 10 см и толщиной 1,5 - 2 см,
на нее сверху накладывается
другая планка длиной 4 - 6 см. эти
две планки скрепляются между
собой шурупами. Между планками
пропускается сантиметровая лента,
плотность зажима которой регулируется
шурупами, скрепляющими эти две
планки. Верхний конец сантиметровой
ленты прикрепляется к поясу
испытуемого.
В И. п. стоя в основной стойке
в квадрате 40х40 см фиксируется в нижнем
протягивающем устройстве начальная цифра
на ленте. Испытуемый получает задание
выполнить максимальный подскок вверх
с обязательным приземлением в обозначенном
квадрате. Лента при выполнении прыжка,
естественно, протягивается, и разница
между начальной цифрой на ленте и цифрой
на ленте после прыжка и будет высотой
выпрыгивания. Например, начальная величина
была 41 см, а после прыжка - 69 см. следовательно,
высота выпрыгивания составила 28 см (69
- 41 = 28). Можно каждому испытуемому дать
по две попытки. Лучшая из них заносится
в протокол. Тест может выполняться с взмахом
рук и без взмаха.
"Количество приседаний
за 10 сек." Определяется время
выполнения десяти приседаний. Требование
к упражнению: при выполнении
полностью ноги выпрямлять в
верхнем положении и полностью
их сгибать при приседании. Второй
вариант позволяет более точно
определить результат.
Уровень двигательных возможностей
наиболее полно отражает функциональное
состояние организма школьников, которое
проявляется в умении выполнять различные
двигательные действия при соответствующем
уровне развития двигательных качеств.
Приложение 4
Темы для занятий по рациональному
питанию
Тема 1: " Здоровое
питание".
Цель: Развитие представлений
о назначении пищи в жизни человека, формирование
убеждений в необходимости полноценного
рационального питания, укрепление привычки
к режиму питания и умения избегать пищевых
рисков.
Задачи: Актуализировать представления
об основных питательных веществах, развивать
убеждения в преимуществах рационального
питания, стремление придерживаться его
принципов, укреплять привычку соблюдать
режим питания и избегать пищевых рисков.
Оборудование: Мягкая игрушка
или мяч, листы бумаги, фломастеры, плакат
с надписью "Человек есть то, что он
ест".
Занятие рекомендуется проводить,
усадив детей в круг.
Ход занятия:
Вводная часть. Ведущий (учитель,
школьный психолог) сообщает участникам
занятия: "Мы поговорим сегодня о привычках,
очень важных и, как вы увидите, не таких
уж простых вещах - о продуктах питания,
о том, что мы едим. Но сначала немного
поиграем".
Энергизатор: "Бегущие огни"
и "Встаньте, сколько назову". Первое
выполняется таким образом: участники
сидят в кругу; ведущий передает своему
соседу определенное приветствие, сопровождаемое
каким либо движением, например вставанием,
поклоном, приседанием.