Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
Следующий участник повторяет
и слово, и движение, и т.д.
Для усложнения игры помощники
ведущего (в большой группе), сидящие среди
участников, добавляют свои элементы приветствия,
например поклоны и хлопки в ладоши, а
также какие-либо слова ("здравствуйте!",
"привет" и т.д.). Упражнение повторяется
3-4 раза в постепенно возрастающем темпе.
При выполнении второго упражнения
по команде ведущего "Встаньте четверо
(трое, пятеро и т.д.)" должны встать учащиеся
в указанном числе. Каждый участник, не
договариваясь ни с кем, самостоятельно
принимает решение (угадывает), вставать
ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение
повторяется до тех пор, пока не будет
сделано правильно.
После выполнения упражнений
ведущий напоминает, что разговор пойдет
о питании, и предлагает участникам, передавая
друг другу мяч (мягкую игрушку), ответить
на вопрос: зачем люди едят? Обобщая полученные
ответы, следует обратить внимание, что
в пище содержаться основные питательные
вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные
соли, микроэлементы, вода, которые являются
строительным материалом для роста, источником
энергии, укрепляют способность организма
бороться с болезнями (иммунитет). В ходе
занятия нужно рассказать, какие продукты
содержат эти питательные вещества, как
добиться рационального питания.
В центре круга или на доске
укрепляется небольшой плакат с надписью
"Человек есть то, что он ест".
Участники обсуждают, чем опасен
голод (без еды человек погибает через
неделю, без жидкости - через три дня) или
отсутствие в пище основных питательных
веществ (замедляет рост, развиваются
различные болезни и т.п.), а также чем опасно
переедание (если энергии тратиться меньше,
чем ее поступает с пищей, возникает ожирение).
Предлагается назвать традиционные блюда
русской и других кухонь и содержащиеся
в них питательные вещества.
Основная часть. Ведущий спрашивает
участников, что они едят на завтрак, обед,
полдник, ужин. Группа делиться (любым
способом) на четыре команды. Каждая команда
получает по листу бумаги, фломастеры
и придумывает по семь (по дням недели)
вариантов: первая - завтраков, вторая
- обедов, третья - полдников, четвертая
- ужинов. При этом необходимо чтобы блюда
были разнообразными и содержали основные
питательные вещества; можно использовать
и свои любимые блюда. Далее участники
по очереди зачитывают свои варианты,
из которых составляется "Меню на неделю".
Оно помещается в середину круга или на
доску. Оцениваются разнообразие и наличие
основных питательных веществ в предложенных
блюдах, при необходимости вносятся изменения;
обсуждается, является ли получившееся
меню рациональным.
Заключительная часть. Ведущий
предлагает подумать, в каких случаях
и почему еда может приносить вред. Задания
даются по группам, на которые участники
разделились ранее: первая группа - в чем
опасность переедания, вторая - неумеренное
употребление сладостей; третья - использование
некачественных или инфицированных продуктов;
четвертая - недостаточного или однообразного
питания.
Участникам предлагается вспомнить
испытанное чувство голода (когда появлялось,
в чем проявлялось, почему было неприятным).
Ведущий подчеркивает необходимость соблюдать
режим питания (неприятные ощущения, связанные
с голодом, вызваны выделением желудочного
сока, необходимого для переработки пищи;
при ее отсутствии он разрушает слизистые
желудка). Участники завершают фразу: "Мой
режим питания такой: завтрак во столько
то, обед…полдник…ужин…".
Домашнее задание. Обсудить
дома режим питания в семье, какое блюдо
самое любимое, почему.
Ведущему на заметку. Продолжением
этого урока может стать совместное приготовление
блюда, например салата, из заранее принесенных
продуктов.
Тема 2: "Здоровое
питание".
Цель:
Дать понятие о минеральных
веществах и их значении для здоровья.
Обобщить знания о питательных
веществах (белках, жирах, углеводах, минеральных
веществах, витаминах) и их роли для жизнедеятельности
организма.
Способствовать формированию
у школьников умения правильно пополнять
свой организм питательными веществами.
Вспомогательные средства обучения:
Девиз урока "Будь здоров
без докторов!".
Плакаты и таблицы по теме: "Витамины",
"Микроэлементы".
Ход занятия:
1. Тема (на доске), цель.
2. Фронтальная беседа
Здоровье человека на 50% зависит
от образа жизни человека.
Вспомните, пожалуйста, и назовите
факторы, способствующие улучшению здоровья:
(соблюдение режима дня, правильное питание,
оптимальная физическая нагрузка, хорошее
настроение, отсутствие вредных привычек).
Что мы имеем в виду, когда говорим
о правильном питании? (Есть в одни и те
же часы пищу, богатую питательными веществами).
Какие питательные вещества
вы можете назвать?
(Белки, жиры, углеводы)
Групповая работа
А сейчас поработайте в группах.
Вы должны будете составить рассказ на
тему:
1 группа - "Белки и их
значение в жизни человека",
2 группа - "Жиры", 3 группа - "Эти
не заменимые углеводы".
А я немного помогу вам: перечислю
некоторые продукты питания, а каждая
из групп выберет для себя те продукты,
в которых содержится тот или иной питательный
компонент, т.е. белки, жиры, углеводы.
А теперь, когда вы выбрали продукты,
необходимые для вашего рассказа, я дам
вам одну минуту, приведите все знания
в систему, и один представитель от каждой
группы доложит нам. Остальные внимательно
послушайте, будете дополнять, если это
понадобится. (Ответы представителей групп,
обсуждение).
Итак, какое из питательных
веществ нужнее для здоровья? Ответы сравнить
с постройкой и функционированием здания:
белки-кирпичики, жиры и углеводы - топливо.
Белки являются основным строительным
материалом, без которого организм не
может нормально расти и развиваться.
Без поступления в организм жиров и углеводов
человек становится вялым и неэнергичным.
Вывод из рассказов учащихся: чтобы быть
здоровым, надо есть пищу, богатую и белками,
и жирами, и углеводами.
При неправильном питании нарушается
обмен веществ. Избыток жиров и углеводов
приводит к увеличению массы тела (ожирению).
С привычкой есть много сладкого и мучного
связано возникновение опасной болезни
- сахарного диабета. При этой болезни
нарушается усвоение углеводов, в крови
повышается содержание сахара, без лечения
это может привести к бессознательному
состоянию (диабетическая кома) и даже
смерти. Правда, эта болезнь возникает
не у всех любителей конфет и сладостей.
Она имеет наследственную предрасположенность,
т.е. ей рискуют заболеть те, у кого есть
родственники с этой патологией.
Тема 3: "Информационная база
для внесения полезных изменений в собственный
образ жизни"
Цель:
Дать понятие о минеральных
веществах и их значении для здоровья.
Белки - действительно, своеобразные
кирпичики. Но чтобы построить дом, человеку
нужен цемент. Для организма им является
кальций. Иначе все кирпичики рассыплются.
Как вы думаете, какие еще компоненты
нужны, чтобы наш организм был здоров?
(ответы).
Сегодня мы поговорим о тех
ценных веществах, без которых человек
также не будет чувствовать себя здоровым,
как и при недостатке белков, жиров и углеводов.
Это минеральные вещества. Они имеются
в природе: железо, медь, сера, марганец,
йод и другие, а так как человек - часть
природы, то в нем все эти элементы содержатся
в небольших количествах, но в процессе
жизнедеятельности они выводятся из организма,
поэтому организм необходимо постоянно
ими пополнять. А как это возможно? Да,
конечно употреблять в пищу необходимые
продукты питания. Чтобы человек получал
микроэлементы в достаточном количестве,
пища должна быть разнообразной. Это называется
сбалансированным питанием. Задача повара
состоит в том, чтобы составить меню, соответствующее
тому количеству питательных веществ,
которое необходимо для роста и развития
человека, а также для нормального его
существования. Продолжительность жизни
и здоровье определяется тем, как человек
ест, что и сколько. Швейцарский врач Герман
Зали пишет, что лишь определенная часть
пищи может быть использована организмом.
Если человек проглотит ее быстро, то проживет
недолго, а если медленно, то жизнь его
соответственно удлинится.
Минеральные вещества не обеспечивают
организм калориями, тем не менее они необходимы.
Без них наступает расстройство минерального
обмена. Примером такого нарушения является
декальцинация, т.е. потеря костями кальция,
что приводит к их ломкости; анемия - дефицит
железа, в результате у человека ухудшается
самочувствие.
Кальций (Са) - для укрепления
костей, зубов - творог, молоко
Фосфор (Р) - для укрепления костей,
для работы мозга - рыба
Железо () - для профилактики
анемии - яблоки, гранаты, печень
Йод () - для профилактики зоба
- морепродукты, морская капуста
Кальций (К) - для сердечной мышцы
-печень, картофель, изюм.
Энергизатор
Мы проверили осанку и свели
лопатки,
Мы походим на носках, а потом
на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и
как мишка косолапый -
И как заинька - трусишка, и как
серый волк - волчище.
Вот свернулся еж в клубок, потому
что он продрог.
Лучик ежика коснулся, ежик
сладко потянулся.
А сейчас, ребята, послушайте
сообщение еще об одном компоненте, которое
сделали ваши товарищи. Это витамины.
О витамине А расскажет …
О витамине В расскажет…
О витамине С расскажет…
О витамине Д расскажет
Итак, ребята, вы видите, что
ценность витаминов велика. И здоровье
человека во многом зависит от правильного
и разнообразного питания. В питании обязательно
должны присутствовать овощи и фрукты
и желательно в сыром виде. Прежде всего
это всем вам доступная квашеная капуста
и свежая капуста, морковь, лук, чеснок
и др.
Зимой, весной в нашем рационе
питания не так много свежих овощей и фруктов.
Недостаток витаминов и минеральных веществ
может привести к авитаминозу (недостаток
витаминов в организме - С-цинга, А - куриная
слепота, Д - рахит).
Зимой и особенно весной неплохо
бы ежедневно употреблять витамины в драже.
Они продаются в аптеках. Употреблять
поливитамины нужно по строго определенной
норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить
организму.