Формирование ЗОЖ у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа

Краткое описание

Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).
Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7
1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7
1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15
1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21
Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27
2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27
2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40
2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59
Заключение……………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………...............72

Файлы: 1 файл

диплом - копия.docx

— 203.39 Кб (Скачать)

Социально-педагогическая диагностика предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия на формирование здорового образа жизни школьника. В связи с этим нами была разработана программа направленная на формирование здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Обоснование  и реализация программы направленной  на формирование здорового образа  жизни подростков

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни подростков формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. На основании этого и с учетом результатов проведенной диагностики нами была разработана программа мероприятий, направленная на формирование здорового образа жизни подростков.

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков отношения к здоровому образу жизни.

Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определитьследующие задачи деятельности педагогического коллектива:

Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

Создать условия для обеспечения охраны здоровья подростков, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни, как основной путь к успешному жизненному пути.

Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора подростков в области физической культуры и спорта.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Результатом данной программы должен стать:

Улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым.

Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни подросток.

Участники программы:

школьники;

классные руководители; учителя - предметники

врач-педиатр, закрепленный за учреждением;

социальный педагог

Содержание программы:

Результаты исследований показывают, что возраст приобщения к употреблению психоактивных веществ приходится в большинстве случаев на школьные годы.

Подростки являются невольными свидетелями курения, употребления спиртных напитков, психоактивных веществ, негативное отношение к физической культуре старшеклассниками, взрослыми людьми, родителями. В сознании подростка закрепляется подобная модель поведения взрослых людей и для многих в дальнейшем становится их нормой поведения.

Употребление табака и алкоголя - сложное, противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление этих веществ не запрещено, а иногда даже поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление табака является установленным фактором риска возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а употребление алкоголя - еще и причина множества несчастных случаев и преступлений.

Употребление табака и алкоголя взрослыми людьми, скорее всего их личное дело, во всяком случае, тогда, когда это не касается окружающих. Употребление табака и алкоголя подростками - отклоняющееся поведение. Ученые доказали, что если подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют наркотики.

Различные отклонения в поведении подростков редко встречаются в изолированном виде. Обычно употребление табака, алкоголя, наркотиков сопровождаются ложью, мелким воровством и хулиганством, прогулами занятий и плохой успеваемостью в школе.

Поэтому первичную профилактику здорового образа жизни среди подростков необходимо начинать с младшего возраста.

Данная программа направлена на профилактику злоупотребления табака, алкоголя, лекарственных препаратов, наркотиков на улучшение организации работы по физической культуре, оказанию психологической помощи подростков, способствующей формированию здорового образа жизни.

Специфика программы заключается в непосредственном активном участии подростков в реализации здоровьесберегающего процесса. Данная программа позволяет подростку сделать собственный выбор, может быть первый самостоятельный выбор в жизни, почувствовать себя и знать точно, что именно он отвечает за все, что с ним происходит.

Программа состоит из трех разделов:

Информационный

Игровой

Практический

Цель информационного раздела:

Дать в доступной форме для данной возрастной группы информацию о вреде табакокурения, алкоголя и употребления наркотических средств.

Цель игрового раздела:

В процессе игры сформировать ценностные позиции в отношении собственного здоровья, навыки.

Цель практического раздела:

Формировать навыки и установки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

Формы и приемы работы:

Наглядность

Игра

Групповая работа

Диалог

Беседы

Эффективность реализации программы достигается путем:

Участия большого количества подростков в профилактических мероприятиях

Развития у подростков навыков формирования здорового образа жизни,

Формирования навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.

В разработанную нами программу, направленную на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы:

рациональный режим учебы и отдыха;

оптимальная и систематическая физическая активность;

эффективное, научно обоснованное закаливание;

нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

вред и польза самолечения;

пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа;

обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимости закаливания - эффективного средства профилактики простудных заболеваний.

Для обучения подростков принципам формирования здорового образа жизни, необходимо тесное взаимодействие управления системы образования, администрации школы, педагогического коллектива, службы здравоохранения и родителей (таблица 4). Только в этом случае подобные программы могут быть эффективны.

Таблица 4. Основные направления работы системы образования и ее уровни при формировании здорового образа жизни школьников

Наименование мероприятий

Управление образования

разработка учебных программ и пособий по теме репродуктивного здоровья

сертификация учебных и программ, направленных на формирование здорового образа жизни школьников

Администрация школы

выбор образовательных, психологических и др. программ в области репродуктивного здоровья для реализации в школе

Педагогический коллектив

проведение тематических занятий

проведение тематических родительских собраний

Медицинские работники

проведение индивидуальных бесед по теме репродуктивного здоровья

Родители

при согласии родителей - проведение лекций и занятий на тему репродуктивного здоровья


 

Основной задачей при обучении подростков рациональному питанию является формирование у них правильных пищевых привычек, помимо этого важным является просвещение подростков относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека.

В рамках обучения подростков основам рационального питания может быть эффективно проведение специальных тематических уроков по разным предметам (таблица 5). Приводимые в таблице темы являются примерными и могут изменяться в зависимости от нагрузки и особенностей программы. Важно лишь то, что практически в рамках каждого предмета могут быть даны сведения о рациональном питании. Такой междпредметный подход может позволить более эффективно развивать у подростков навыки рационального питания. Темы для проведения занятий по рациональному питанию представлены в приложении Г.

Таблица 5. Тематические уроки по рациональному питанию

Предмет

Содержание занятия

Биология

Основные компоненты пищи, их значение.

Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта

 

Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

 

Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека.

 

География

Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания

ИЗО

Рисунок "Мое меню"

Иностранный язык

Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием

История

Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены

Классный час

Обсуждение вопросов рационального питания

Материальные технологии, классный час

Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи

Классный час

Питание в прошлом с позиций рационального питания. Основой может послужить, например, произведение А. Гиляровского "Москва и москвичи"

Литература

Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А. Пушкин "Евгений Онегин", А. Толстой "Война и мир", Н. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" и т.д.)

ОБЖ

Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья

Обществознание,

Обсуждения проблемы питания в обществе

классный час

Ролевая игра "Суд над фаст-фудом"

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием

Физика

Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.

Химия

Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.

Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма

 

Черчение, информатика

Чертеж пирамиды рационального питания

Физическая культура

Беседы, упражнение

Информация о работе Формирование ЗОЖ у подростков