Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
Обозначенные проблемы
здоровья современных детей и подростков
нуждаются в пристальном внимании не только
медицинских работников, но и педагогов,
родителей, общественности. Особое место
и ответственность в этом оздоровительном
процессе отводится образовательной системе,
которая может и должна сделать образовательный
процесс здоровьесберегающим.
Таким образом, оценка современного
состояния и тенденций здоровья детей
и подростков свидетельствует о серьезно
неблагополучии, которое может привести
к существенным ограничениям в реализации
ими в будущем биологических и социальных
функций. И в этом случае речь идет уже
непросто о состоянии здоровья современных
студентов, а о будущем России.
1.2 Здоровый образ
жизни: понятие, структура
Во все времена у всех народов
мира непреходящей ценностью человека
и общества являлось и является физическое
и психическое здоровье. Еще в древности
оно понималось врачами и философами как
главное условие свободной деятельности
человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность,
придаваемую здоровью, понятие "здоровье"
с давних пор не имело конкретного научного
определения. И в настоящее время существуют
разные подходы к его определению. При
этом большинство авторов: философов,
медиков, психологов (Ю.А. Александровский,
1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975;
В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении
этого явления согласны друг с другом
лишь в одном, что сейчас отсутствует единое,
общепринятое, научно обоснованное понятие
"здоровье индивида" [54, с 364-366].
Человеческий организм функционирует
по законам саморегуляции. При этом на
него воздействует множество внешних
факторов. Многие из них оказывают отрицательное
влияние. К ним, прежде всего, следует отнести:
нарушение гигиенических требований режима
дня, режима питания, учебного процесса;
недостатки калорийности питания; неблагоприятные
экологические факторы; вредные привычки;
отягчённая или неблагополучная наследственность;
низкий уровень медицинского обеспечения
и др.
Одним из наиболее эффективных
способов противодействия этим факторам
является следование правилам здорового
образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили,
что состояние здоровья человека больше
всего - на 50%, зависит от образа жизни,
а остальные 50% приходятся на экологию
(20%), наследственность (20%), медицину (10%)
(т.е. на независящие от человека причины).
В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится
правильно организованной двигательной
активности, которая составляет около
30% из пятидесяти.
Здоровый образ жизни - единственное
средство защиты от всех болезней сразу.
Он направлен на предотвращение не каждой
болезни в отдельности, а всех в совокупности.
Поэтому он особенно рационален, экономичен
и желателен.
ЗОЖ - это единственный стиль
жизни, способный обеспечить восстановление,
сохранение и улучшение здоровья населения.
Поэтому формирование этого стиля у жизни
населения - важнейшая социальная технология
государственного значения и масштаба.
Здоровый образ жизни - понятие многоплановое, это
активная деятельность людей, направленная
на сохранение и укрепление здоровья как
условие и предпосылки осуществления
и развития других сторон и аспектов образа
жизни, на преодоление "факторов риска",
возникновение и развитие заболеваний,
оптимального использования в интересах
охраны и улучшения здоровья социальных
и природных условий и факторов образа
жизни. В более узком и конкретном виде
- максимально благоприятное для общественного
и индивидуального здоровья проявления
медицинской активности. [17, с 19-39]
Формирование здорового образа
жизни является главным рычагом первичной
профилактики как начального, а потому
решающего звена в укреплении здоровья
населения через изменение образа жизни,
его оздоровлении, борьбу с негигиеническим
поведением и вредными привычками, преодоление
других неблагоприятных сторон образа
жизни. Организация здорового образа жизни
в соответствии с государственной программой
усиления профилактики заболеваний и
укрепления здоровья требует совместных
усилий государственных, общественных
объединений, медицинских учреждений
и самого населения.
Внедрение основных элементов
первичной профилактики в виде навыков
гигиенического поведения должно входить
в систему дошкольного и школьного воспитания
детей и подростков, отражаться в системе
санитарного просвещения (которое все
больше ориентируется на пропаганду здорового
образа жизни), физической культуры и спорта.
Формирование здорового образа жизни
важнейшая обязанность всех лечебно-профилактических,
санитарно-противоэпидимических учреждений
и общественных формирований.
История здорового образа жизни
глубокими корнями уходит в глубокое прошлое,
в недра предупредительной народной медицины.
Забота о питании и здоровье уже на первых
стадиях развития общества являлась жизненно
важной задачей человека. В России с середины
XVIII века исключительно высоки были детская
смертность и заболеваемость. Тяжелые
бытовые условия основой массы деревенского,
городского населения, низкий санитарный
уровень, свирепствование, заразные болезни
уносили тысячи детских жизней. Все это
выдвигала необходимость внимания государства
к вопросам охраны здоровья детей. Впервые
государственное значение этому вопросу
придал великий русский ученый М.В. Ломоносов.
Затем вопросами охраны здоровья стали
заниматься первые русские профессора
- энциклопедисты Ф. Барсук, М. Моесеев,
С. Зыбелин, Н. Амбодик и прогрессивные
государственные деятели и мыслители
И.Н. Беской, Н.И. Новиков, А.Н. Родищев. Ими
писались и переводились лучшие иностранные
популярные издания по воспитанию детей.
В конце XIX - начале ХХ веков
остро стоял вопрос об организации медицинского
обслуживания детского населения, что
сказалось на организационной структуре
научных учреждений. Институты охраны
здоровья детей и подростов были реорганизованы
в институты педиатрии. Центральный институт
охраны материнства и младенчества в Центральный
педиатрический институт наркомздрава,
СССР Центральный институт охраны здоровья
детей и подростков, Киевский, Харьковский,
Ростовский институты охраны материнства
и младенчества, охрана здоровья детей
и подростков в институты педиатрии, институт
охраны детей и подростков в Ленинграде.
В настоящее время также ведется
работа по здоровому образу жизни. Существует
и укрепляется на практике система социалистического
здравоохранения, гарантирующая каждому
гражданину конституционное право на
охрану здоровья как важнейшую задачу
социальной политики, Коммунистической
партии и советского государства. Наша
система здравоохранения, воплощая в жизнь
генеральное направление - профилактику
заболеваний. Это комплекс социально-экономических
и медицинских мероприятий по предупреждению
возникновения болезней, их причин и факторов
риска. Наиболее действительным средством
профилактики, как говорилось, может быть
и есть формирование здорового образа
жизни.
Здоровый образ жизни объединяет
все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых
функций оптимальных для здоровья условиях
и выражает ориентированность личности
в направлении формирования, сохранения
и укрепления как индивидуального, так
и общественного здоровья.
Для правильной и эффективной
организации ЗОЖ необходимо систематически
следить за своим образом жизни и стремиться
соблюдать следующие условия: достаточная
двигательная активность, правильное
питание, наличие чистого воздуха и воды,
постоянное закаливание, возможно большая
связь с природой; соблюдение правил личной
гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный
режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется
соблюдением здорового образа жизни -
ЗОЖ.
Таким образом, здоровый образ
жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком
определённых норм, правил и ограничений
в повседневной жизни, способствующих
сохранению здоровья, оптимальному приспособлению
организма к условиям среды, высокому
уровню работоспособности в учебной и
профессиональной деятельности.
С позиции генетической природы
данного человека и ее соответствия условиям
жизнедеятельности принято определять
здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности,
соответствующий генетически обусловленным
типологическим особенностям данного
человека и конкретным условиям жизни,
направленных на формирование, сохранение
и укрепление здоровья и полноценное выполнение
человеком его социально-биологических
функций. [39, с 3-14]
При формировании индивидуального
здоровья стиль жизни имеет большое значение,
так как несет персофицированный характер
и определяется историческими и национальными
традициями (менталитетом), личными наклонностями.
Поэтому при более или менее одинаковом
уровне потребностей каждой личности,
характеризуется индивидуальным способом
их удовлетворения. Это проявляется в
разном поведении людей, что в первую очередь,
определяется воспитанием и в разнообразии
индивидуальных образов жизни. При этом
необходимо учитывать как типологические
особенности каждого человека, так возрастно-половую
принадлежность и социальную обстановку,
в которой он живет. Важное место в исходных
посылках должны занимать личностно-мотивационные
качества данного человека, его жизненные
ориентиры.
Здоровый образ жизни как система
складывается из трех основных взаимосвязанных
элементов, трех культур:
культуры питания,
культура движения,
культура эмоций.
Отдельные оздоровительные
методы и процедуры не дают желательного
и стабильного улучшения здоровья, потому
что не затрагивают целостную психологическую
структуру человека. И еще Сократ говорил,
что "тело не более отдельно и независимо
от души".
Культура питания. В здоровом
образе жизни питание является определяющим
системообразующим, так как оказывает
положительное влияние на двигательную
активность и на эмоциональную устойчивость.
Культура движения. Оздоровительным
эффектом обладает только аэробные физические
упражнения (ходьба, бег трусцой, плаванье,
катание на лыжах и т.д.) в природных условиях.
Культура эмоций. Отрицательные
эмоции обладают огромной разрушительной
силой, положительные эмоции сохраняют
здоровье, способствуют успеху.
Сложившаяся система образования
не способствует формированию ЗОЖ, поэтому
знания взрослых людей о здоровом образе
жизни не стали их убеждениями. В школе
рекомендации по здоровому образу жизни
детям часто насаждаются в назидательной
и категорической форме, что вызывает
у них положительные реакции. А взрослые
и в том числе учителя редко придерживаются
указанных правил.
Подростки не занимаются формированием
своего здоровья, так как это требует волевых
усилий, а в основном занимаются предупреждением
нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
Таким образом, здоровый образ
жизни должен целенаправленно и постоянно
формироваться в течение жизни человека,
а не зависеть от обстоятельств и жизненных
ситуаций.
1.3 Факторы и
методы определяющие здоровый
образ жизни
Факторы, определяющие формирование
здоровья населения, должны изучаться
комплексом общественных и естественных
наук: показатели здоровья прерогатив
медицинской науки, основа врачебной деятельности.
Наблюдения и эксперименты
давно позволили медикам и исследователям
разделить факторы, влияющие на здоровье
человека, на биологические и социальные.
Подобное деление получило философское
подкрепление в понимании человека как
существа биосоциального. Медиками, прежде
всего к числу социальных факторов относятся
жилищные условия, уровень материального
обеспечения и образования, состав семьи
и т.д. Рассматриваются также психологические
факторы, как результат действия биологических
и социальных факторов [24, с 360]. Ю.П. Лисицын,
рассматривая факторы риска здоровья,
указывает на вредные привычки (курение,
потребление алкоголя, неправильное питание),
загрязнение среды обитания, а также на
"психологическое загрязнение" (сильные
эмоциональные переживания, дистрессы)
и генетические факторы [32, с 192).
Г.А. Апанасенко предлагает
различать несколько групп факторов здоровья,
определяющих соответственно его воспроизводство,
формирование, функционирование, потребление
и восстановление, а также характеризующих
здоровье как процесс и как состояние.
Так, к факторам (показателям) воспроизводства
здоровья относятся: состояние генофонда,
состояние репродуктивной функции родителей,
ее реализация, здоровье родителей, наличие
правовых актов, охраняющих генофонд.
Как уже отмечалось, в качестве
одного из факторов здоровья можно рассматривать
культуру. Согласно В.С. Семенову, культура
выражает меру осознания и овладения человеком
своими отношениями к самому себе, к обществу,
природе, а также степень и уровень саморегуляции
его сущностных потенций [47, с 15-29].
О.С. Васильева, обращая внимание
на наличие ряда составляющих здоровья,
в частности, таких как физическое, психическое,
социальное и духовное здоровье, рассматривает
факторы, оказывающие преимущественное
влияние на каждую из них. Так, к числу
основных факторов, влияющих на физическое
здоровье, относятся: система питания,
дыхания, физических нагрузок, закаливания,
гигиенические процедуры. На психическое
здоровье в первую очередь воздействуют
система отношений человека к себе, другим
людям, жизни в целом; его жизненные цели
и ценности, личностные особенности. Социальное
здоровье личности зависит от соответствия
личностного и профессионального самоопределения,
удовлетворенности семейным и социальным
статусом, гибкости жизненных стратегий
и их соответствия социокультурной ситуации
(экономическим, социальным и психологическим
условиям). [12, c 269]. И, наконец, на духовное
здоровье, являющееся предназначением
жизни, влияет высокая нравственность,
осмысленность и наполненность жизни,
творческие отношения и гармония с собой
и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе
с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение
этих факторов, как отдельно влияющих
на каждую составляющую здоровья достаточно
условно, так как все они находятся в тесной
взаимосвязи [12, c 269].