Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
Безусловно, на состояние здоровья
детей оказывают существенное влияние
такие факторы как неблагоприятные социальные
и экологические условия. Резко отрицательная
экологическая обстановка в районах проживания
и обучения детей и подростков существенно
повышает их заболеваемость и снижает
потенциальные возможности образовательного
процесса.
Таким образом, оценка современного
состояния и тенденций здоровья детей
и подростков свидетельствует о серьезно
неблагополучии, которое может привести
к существенным ограничениям в реализации
ими в будущем биологических и социальных
функций. Нами были изучены теоретические
и практические аспекты поставленной
нами проблемы, которые показали, что состояние
здоровья школьников на сегодняшний день
неблагоприятно.
Говоря о формировании установок
на здоровый образ жизни молодого поколения
вообще и о борьбе с вредными привычками
в частности нельзя не сказать о школе.
Ведь именно там, в течение многих лет
молодежь не только учиться, обретает
навыки общения с взрослыми и сверстниками,
но и практически на всю жизнь вырабатывает
отношение ко многим жизненным ценностям.
Таким образом, школа является важнейшим
этапом, когда можно и нужно формировать
правильное отношение к здоровому образу
жизни. Школа является идеальным местом,
где длительное время можно давать необходимые
знания и вырабатывать навыки здорового
образ жизни большому контингенту детей
разного возраста. Школа должна помочь
будущим взрослым научиться сохранять
свое здоровье, здоровье будущих детей,
избегать разрушительных вредных привычек.
Анализ проведения комплексных
мероприятий по формированию и реализации
здорового образа жизни в общеобразовательной
школе говорит о том, что подросткам необходимо
правильно уделять внимание рациональному
режиму труда и отдыха, физической активности,
нормальному питанию, режиму дня и т.д.
В программе также большое внимание уделяется
пропаганде здорового образа жизни и вредным
привычкам.
Результаты нашего исследования
подтверждают мнения современных авторов
о том, что изучение особенностей формирования
основ здорового образа жизни в современном
учебно-воспитательном процессе важны
и актуальны в связи с потерей здоровья
учащихся во время обучения в школе.
Одно из ведущих мест в формировании
здорового стиля жизни подростков играют
потребностно-мотивационная сфера, позволяющая
ему включаться в процесс познания и формирования
индивидуальной философии здоровья.
Наши исследования позволили
установить, что занятия физическими упражнениями
благоприятно влияют на сохранение и укрепление
здоровья. Данные о низкой заинтересованности
учащихся в занятиях физической культурой
и спортом подтверждаются средними (42%)
адаптационными возможностями большинства
подростков.
Проведённая экспериментальная
работа и анализ практической деятельности
позволили выделить три условия эффективности
программы, направленной на формирование
здорового образа жизни подростков:
1) разработка системы
социологической работы на государственном
уровне;
2) проведение социолого-педагогической
работы в общеобразовательных
учреждениях среди подростков;
3) введение в школьную
программу занятий, направленную
на формирование здорового образа
жизни подростков.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая
в начале исследования, нашла свое подтверждение.
Формирование здорового образа жизни
будет успешным, если разработать систему
мероприятий направленных на приобщение
подростков к здоровому образу жизни:
проводить социологическое
просвещение родителей;
здоровый образ жизни войдет
как составной элемент в общую систему
воспитания подростков школы;;
будет целенаправленно стимулироваться
внутренняя активность подростков к самовоспитанию,
саморазвитию.
Поставленные цели в работе
достигнуты, задачи выполнены.
Проведенное исследование не
претендует на исчерпывающее решение
проблемы здорового образа жизни в подростковой
среде. Направление дальнейших исследований
может развиваться в русле апробации социолого-педагогических
условий при профилактической работе
среди подростков. Разработке методических
рекомендаций для психологов школы, социальных
педагогов, психологов школы, для руководителей
общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М.,
1996., с 87-90
2. Амосов Н.М. Раздумья
о здоровье. М., 1987, 63 с.
3. Апанасенко Г.А. Валеология:
имеет ли она право на самостоятельное
существование? // Валеология. 1996, №2, с.9-14.
4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья:
некоторые проблемы теории и практики
// Валеология: Диагностика, средства и
практика обеспечения здоровья. СПб, 1993,
с.49-60.
5. Баевский Р.М., Берсенева А.П.
Донозологическая диагностика в оценке
состояния здоровья // Валеология: Диагностика,
средства и практика обеспечения здоровья.
СПб, 1993, с.33-48.
6. Басалаева Н.М., Савкин
В.М. Здоровье нации: стратегия и
тактика (о проблемах здравотворчества
в регионах России // Валеология. 1996, №2,
с.35-37.
7. Белов В.И. Психология
здоровья. СПб, 1994, 272 с.
8. Брехман И.И. Валеология - наука
о здоровье. М., 1990.
9. Брехман И.И. Введение в валеологию
- науку о здоровье. Л., 1987.125 с.
10. Валеология: Диагностика,
средства и практика обеспечения здоровья.
СПб, 1993, 269 с.
11. Валеология человека. Здоровье
- Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П.
СПб, 1997, Т.5.
12. Васильева О.С. Валеология
- актуальное направление современной
психологии // Психологический вестник
РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып. 3. с.406-411.
13. Васильева О.С., Журавлева
Е.В. Исследование представлений
о здоровом образе жизни // Психологический
вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3.
с.420-429.
14. Василюк Ф.В. Психология переживания:
анализ преодоления критических ситуаций.
М., 1984.
15. Гарбузов В.И. Человек -
жизнь - здоровье // Древние и новые
каноны медицины. СПб, 1995.
16. Гаркали Л.Х., Квакина
Е.Б. Понятие здоровья с позиции
теории неспецифических адаптационных
реакций организма // Валеология. 1996,
№2, с. 15-20.
17. Горчак С.И. К вопросу
о дефиниции здорового образа
жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские
и медико-биологические проблемы.
Кишинев, 1991, с. 19-39.
19. Дильман В.М. Четыре модели
медицины. Л., 1987, 287 с.
20. Динейка К. В.10 уроков психофизической
тренировки. М., 1987, 63 с.
21. Долинский Г.К. К понятийному
аппарату валеопсихологии // Здоровье
и образование. Педагогические проблемы
валеологии. СПб, 1997.
22. Донцов А.И., Емельянова
Т.П. Концепция социальных представлений
в современной французской психологии.
М., 1987, 128 с.
23. Здоровье, образ жизни.
Медицина, 1992, 214с.
24. Здоровье, развитие, личность
/ под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова,
У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
25. Здоровый образ жизни
- залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева.
Уфа, 1987, 280 с.
26. Здоровый образ жизни.
Социально-философские и медико-биологические
проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
27. Иванюшин А.Я. "Здоровье"
и "болезнь" в системе ценностных
ориентаций человека // Вестник АМН
СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
28. Изуткин А.М., Царегородцев
Г.И. Социалистический образ жизни. М.,
1977.
29. Казначеев В.П. Основание
формирования программы общей
и частной валеологии // Валеология.
1996, №4, с.75-82.
30. Казначеев В.П. Очерки
теории и практики экологии
человека.
31. Кураев Г.А., Сергеев
С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система
сохранения здоровья населения России
// Валеология. 1996, №1, с.7-17.
32. Лисицын Ю.П. Образ жизни
и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
33. Лисицын Ю.П. Слово о
здоровье. М., 1986, 192 с.
34. Лисицын Ю.П., Полунина
И.В. Здоровый образ жизни ребенка.
М., 1984.
35. Лищук В.А. Стратегия здоровья.
М., 1992.
36. Майерс Д. Социальная психология.
СПб, 1998, 688 с.
37. Мартынова Н.М. Критический
анализ методологии изучения
и оценки здоровья человека //
Философские науки. 1992, №2.
38. Мерклина Л.А., Понедельник
С.В. Участие медицинских работников Ростовской
области в формировании здорового образа
жизни семьи // Ростов-на-Дону, 1994, с.133-134.
39. Московин С. Социальное
представление: исторический взгляд
//
41. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы
здоровья человека в условиях научно-технического
прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские
и медико-биологические проблемы. Кишинев,
1991, с.40-63.
42. Овруцкий А.В. Социальные
представления об агрессии на материалах
газеты "Комсомольская правда" о
военном конфликте в Чеченской республике.
Дис... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998.
43. Понедельник С.В. Формирование
здорового образа жизни семьи
в системе школьного образования
// Современная семья: проблемы и
перспективы. Ростов-на-Дону, 1994, с.132-133.
44. Попов С.В. Валеология в
школе и дома // О физическом благополучии
школьников. СПб, 1997.
45. Психология. Словарь / под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
2-е изд.М., 1990, 494 с.
46. Рейнуотер Д. Это в ваших силах.
М., 1992.240 с.
47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию.
Становление человека. М., 1994.
48. Семенов В.С. Культура
и развитие. 1982., №4. С.15-29.
49. Семенова В.Н. Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. 1998, №3, с.56-61.
50. Степанов А.Д., Изуткин
Д.А. Критерии здорового образа жизни и
предпосылки его формирования // Советское
здравоохранение. 1981. №5. с.6.
51. Соковня - Семенова И.И. Основы
здорового образа жизни и первая медицинская
помощь. М., 1997.
52. Труфанова О.К. К вопросу
о психологической характеристике
состояния соматического здоровья
// Психологический вестник РГУ. 1998,
№3, с.70-71.
53. Чарлтон Э. Основные принципы
обучения здоровому образу жизни // Вопросы
психологии. 1997, №2, с.3-14.
54. Чумаков Б.Н. Валеология.
Избранные лекции. М., 1997.
55. Яковлева Н.В. Анализ
подходов к изучению здоровья
в психологии // Психология и практика.
Ежегодник Российского психологического
общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.
Приложение 1
Анкета "Отношение подростков
к здоровому образу жизни"