Формирование ЗОЖ у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа

Краткое описание

Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).
Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7
1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7
1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15
1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21
Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27
2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27
2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40
2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59
Заключение……………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………...............72

Файлы: 1 файл

диплом - копия.docx

— 203.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Темы для профилактики вредных привычек

Тема 1: " Полезные привычки" (личная гигиена)

Цель: Формирование (закрепление) представлений о необходимости соблюдения правил личной гигиены, развитие убеждения в преимуществах опрятности, стремления быть аккуратным.

Задачи: Актуализировать представления о гигиене и ее правилах; развивать убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены; осмысление и коррекция своих гигиенических привычек.

Оборудование: Мягкая игрушка или мяч, два листа бумаги, фломастеры.

Занятие рекомендуется проводить, расставив стулья, на которых будут сидеть учащиеся, в круг.

Ход занятия:

Вводная часть. Ведущий (учитель или школьный психолог) сообщает присутствующим, что на занятии речь пойдет о некоторых человеческих привычках и о том, с чем они связаны, как они влияют на здоровье. Затем ведущий обращается к учащимся: "Способны ли мы не подчиняться своим привычкам?" Например, мы знаем, что после цифры 5 идет 6, и не привыкли после 5 называть 7. Для проверки привычности своих действий, проверки нашего внимания мы немного поиграем!"

Выполняется упражнение - разминка "Семерка": каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1,2,3,4…). Тот, кому достается число 7, или кратное ему, или содержащее в своем написании цифру 7, должен молча подпрыгнуть (хлопнуть в ладоши). В качестве еще одного "разогревающего" упражнения участники выполняют задание "Нос - пол - потолок": ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы, но, например, говорит "пол", а показывает на потолок. Участники должны, глядя на ведущего, указывать на то, что он говорит, а не то, что показывает.

После разминки предлагается обсудить, как участники понимают смысл слова "привычка"; следует продолжить фразу "Привычка - это…". В более старших классах можно обсудить выражение "Привычка - вторая натура" (наши привычки формируют наш характер) или пословицу "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь - судьбу". Ведущий просит рассказать, что присутствующие делают по привычке (не задумываясь). Нужно подчеркнуть высказывания о привычном соблюдении правил личной гигиены.

Участники, передавая мяч (мягкую игрушку) по кругу, продолжают фразу "Гигиена - это…".

Обсуждается, только ли у людей есть гигиенические привычки, почему любому живому существу необходима гигиена. Подводя итог обсуждения, ведущий подчеркивает жизненную важность соблюдения правил личной гигиены.

Основная часть. Участники, разделившись на две группы, проводят игру "Аукцион идей": по очереди называют по одному правилу личной гигиены. Побеждает команда, последней давшая правильный ответ. Затем каждая команда получает по листу бумаги, на котором необходимо записать наиболее часто рекламируемые средства личной гигиены.

Получившийся перечень помещается в середину круга. Ведущий предлагает обсудить, зачем человеку так много средств личной гигиены. Следует подвести участников к мысли о преимуществах человека, который соблюдает правила личной гигиены, обратить внимание на то, что тот, кто не привык к личной опрятности, часто бывает безответственным и в делах.

Ведущий предлагает подумать, чего и почему никогда не станет делать человек, соблюдающий правила личной гигиены (не станет пользоваться чужими предметами гигиены: зубной щеткой, носовым платком, бельем и т.д.).

Заключительная часть. Ведущий предлагает подумать, от чего зависят гигиенические привычки людей (от возраста, пола, времени года, традиций и воспитания). Желающие могут привести примеры. Обращается внимание на то, что в разном возрасте гигиенические привычки могут меняться, например при вступлении подростковый возраст. Приводятся доводы: необходимо чаще принимать душ, потому что интенсивнее работают потовые железы, следить за кожей лица, так как возможно появление юношеских угрей, и т.п.

Участники по кругу, передавая друг другу мяч, продолжают фразу "Гигиена - это важно, потому что…".

Домашнее задание. Обсудить дома, все ли необходимые правила гигиены соблюдаются в семье.

Ведущему на заметку. Во вводной части необходимо следить за тем, чтобы при обсуждении гигиенических привычек не было личных выпадов; для этого занятие проводится в быстром темпе.

В основной части обратить внимание участников на то, чем гигиенические средства отличаются от косметических.

В заключительной части нужно подчеркнуть временный характер негативных возрастных проявлений и важность приобретения в этот период новых гигиенических привычек.

Тема 2: "В XXI век без наркотиков"

Цель: создать условия для развития у учащихся стойкого отвращения к употреблению алкоголя и наркотиков.

Оформление зала: книжная выставка, плакаты, детские рисунки.

Ход мероприятия:

Приветственное слово ведущего

Представление команд

Представление жюри

Знакомство с условиями игры.

Условия игры: ведущий задает вопрос. Команды в течение 2 минут обдумывают ответ. Когда у команды готов ответ, капитан встает. Первой отвечает та команда, чей капитан встал первым. Если ответ неверный, право ответа передается следующей команде, и т.д.

Игра

Ведущий: Вы вступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть зависит только от вас.

Пятнадцать - возраст откровенный, Пора влюбленности и грез, Пора волнений и сомнений, И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала - жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: "Жизнь - это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты". Вот так грустно сказал человек о жизни.

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос:

Вопрос № 1. Что такое жизнь? Каждая команда должна ответить на этот вопрос. Напоминаю, думаем и обсуждаем не более трех минут.

Вопрос № 2. Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? (табак, алкоголь, наркотики)

Вопрос № 3. Откуда родом табак? (из Америки)

Вопрос № 4. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? Какова его химическая формула? (угарный газ СО)

Вопрос № 5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (около 1 литра)

Вопрос № 6. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких)

Музыкальная пауза

Русская водка, что ты натворила? Русская водка, ты народ сгубила…

Наверное, нет человека, который, так или иначе, не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной…

Вопрос № 7. Что такое алкоголизм? (это болезнь - пристрастие к спиртному)

Вопрос № 8. С чего начинается пьянство? Каждой команде назвать как можно больше причин. (праздник, семейное торжество, гости, неудобно было отстать от ребят, друзья уговорили, за компанию, для храбрости и т.д.)

Вопрос № 9. Какой спирт служит основой водки? Напишите его химическую формулу, (этиловый спирт C2H5OH)

Музыкальная пауза

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав, Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют, И скука въестся в плоть, желания губя, И в черепе твоем мечты окостенеют, И ужас из зеркал посмотрит на тебя

Это, конечно, о наркоманах. Тема нашей дальнейшей беседы - наркомания.

Вопрос № 10. Что же такое наркомания? ( (с греч. нарк - оцепенение, онемение; мания-безумие) - это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройствам психики, глубоким изменениям личности и к нарушениям функций внутренних органов)

Вопрос № 11. Какие наркотики вы знаете? Список, прочитав, каждая команда отдает в жюри. (марихуана, гашиш, анаша, хэш, крэк, маковая соломка, ханка, кокаин, таблетки экстази, препараты эфедрин, фенамин и др.)

Вопрос № 12. Что такое абстиненция? (похмелье, ломка, в результате прекращения приема веществ, вызвавших физическую зависимость, она сопровождается страшной физической болью)

Вопрос № 13. Какие причины побуждают подростков принимать наркотические препараты? (любопытство, уговорили другие ребята, дали взрослые, заставили, видели это в кино и др.)

Наркомания неразрывно связана с чумой XXI века - СПИДом.

Есть такой анекдот: "Корреспондент спрашивает у деда: "Дед, у вас в селе СПИД есть?" Дед, не зная о чем идет речь, рассуждает про себя: "Скажу, что нет, подумает, что у нас глушь какая-то. Скажу, что есть - еще просить начнет". И тогда он решил ответить так: "Есть, да очень мало, так, только для себя".

К сожалению, в наше время о СПИДе знают и стар и мал.

Вопрос № 14. Что такое СПИД? (синдром приобретенного иммунодефицита)

Вопрос №15. Каким образом наркоманы заражаются СПИДом? (через общий шприц, которым пользуется вся компания наркоманов, когда приготавливают сами наркотик на основе человеческой крови, покупают наркотики уже зараженные СПИДом).

Вопрос № 16. Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков? (Каждая команда пишет, озвучивает и сдает в жюри) (конфликт с родителями; нет взаимности в любви; в чем-то обвинен; голод; хочет быть крутым; не хочет выглядеть "белой вороной"; заставили насильно; сказали, что ему (ей)"слабо" и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Упражнения для формирования здорового образа жизни у подростков

Упражнение - Энергизатор "Дождь".

Правила выполнения упражнения:

Упражнение состоит из восьми действий.

Член команды начинает каждое действие и, в то время, как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу.

Когда посланное членом команды действие возвращается, он или она начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение.

Так же передаются все действия, пока не закончатся.

Действия делаются в следующем порядке:

1. Трение ладоней.

2. Щелканье пальцами.

3. Хлопанье по бедрам.

4. Переступания ногами.

5. Хлопанье по бедрам.

6. Щелканье пальцами.

7. Трение ладоней.

8. Солнышко выглянуло (руки  к голове).

ПОПС - формула:

П - позиция

(в чем заключается  твоя точка зрения) - Я считаю, что

__________________________________

__________________________________

__________________________________

О - обоснование (довод, в поддержку твоей позиции) - …потому что,

Информация о работе Формирование ЗОЖ у подростков