Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
"Отношение подростков
к здоровому образу жизни мы
получили
результаты (см. Таблица 9).
Таблица 10. Сравнительные результаты
опроса "Отношение подростков к здоровому
образу жизни"
№№
Наименование вопроса
До
эксп.
После
эксп.
№№
Наименование вопроса
До
эксп.
После
эксп.
1
Продолжительность
ночного сна (час)
%
6
Режим дня соблюдает, не соблюдает
%
10
95,1
98,0
Да
0
26,8
8
4,9
2,0
нет
100
73,2
6
0
7
Сколько раз питаетесь в день
2
Наличие дневного сна
1
0
Нет
14,3
8,2
2
3,8
1,2
1 час
71,9
81,6
3
42,3
44,9
2 часа
13,8
10,2
Более 3 раз
53,9
53,9
3
Часы выполнения домашних заданий
8
Что такое на Ваш взгляд здоровый
образ жизни?
1
68,3
59,5
Не пить
10,3
12,8
2
16,6
23,3
Не курить
12,6
18,3
3
15,1
17,2
Не принимать наркотики
6,7
12,7
4
Продолжительность ежедневных
прогулок
Заниматься спортом
26,7
82,8
1
0
9
Считаете ли Вы для себя необходимым
поддерживать здоровый образ жизни
2
6,5
8,5
да
18,6
67,6
3
18,3
20,6
нет
8,3
0,0
4
24,6
28,9
частично
36,5
25,3
Более 4 часов
56,6
42,0
Эта проблема меня пока не волнует
36,6
8,5
5
Занятия внешкольной физкультурой
и спортом
Да
27,2
82,8
Нет
73,8
17,2
Как видим из таблицы результаты
улучшились. Подростки больше стали уделять
внимания здоровому образу жизни. Изменились
показатели такие как соблюдение режима
дня с 0% до 28,8%, отношение к физической
культуре с 27,8 до 82,8% и сочли нужным поддерживать
здоровый образ жизни почти все.
Таким образом, в группе А участников
эксперимента не осталось, в группе Б участников
эксперимента осталось - 16 (53,3%), количество
участников уменьшилось на 20%. В группе
В количество участников увеличилось
на 26,6% и стало 14 (46,7%) подростков. На рисунке
4 хорошо прослеживается улучшение результатов
после реализации программы.
Рисунок 4. Динамика отношения
подростков к здоровому образу жизни до
и после эксперимента.
Как видим, из рисунка, показатели
уровня отношения к здоровому образу жизни
значительно улучшились
На вопрос о вредных привычках
показатели стали такими (см. Таблица 10).
Таблица 11. Наличие вредных
привычек у подростков.
№
Вредные привычки
Не имеет
Имеет
до экспер.
после экспер.
до экспер.
после экспер.
1
Группа А
0
0
100,0
50,0
2
Группа Б
19,2
19,2
81,8
63,2
3
Группа В
66,7
66,7
33,3
13,2
Как видим из таблицы наличие
вредных привычек после эксперимента
у подростков сократилось почти в два
раза, а это значит что подростки заинтересованы
в здоровом образе жизни. На рисунке 5 проследим
динамику сокращения наличия вредных
привычек.
Рисунок 5. Наличие вредных привычек
у подростков до и после эксперимента.
Из рисунка хорошо видно, что
в группе А до эксперимента все подростки
имели вредные привычки, после эксперимента
от вредных привычек 50,0% подростков отказались
от вредных привычек. В группах Б и В так
же многие подростки отказались от вредных
привычек.
По методике "Определение
физических возможностей" результаты
так же стали выше. См. Таблицу 11. В графическом
виде физические возможности подростков
до и после эксперимента см. Рисунок 6.
Сравнительный анализ физической
подготовки показывает, что уровень физической
подготовленности, повышается по каждому
виду испытаний. Сочетая занятия физической
культурой с общефизической подготовкой,
мы тем самым осуществляем процесс всесторонней
физической подготовки, имеющий большое
оздоровительное значение.
Таблица 12. Физическая активность
подростков до и после эксперимента
№№
Наименование теста
Средний
балл
До эксперим.
Средний балл
После
эксперим.
1
Прыжки в длину
Группа А
2,5
3,0
Группа Б
4,1
4,5
Группа В
4,6
5,0
2
Приседание
Группа А
2,5
4,0
Группа Б
3,9
4,5
Группа В
4,8
5,0
3
Бег
Группа А
2,5
3,0
Группа Б
3,8
4,1
Группа В
3,3
4,3
4
Подъем туловища
Группа А
3,0
3,5
Группа Б
3,8
4,4
Группа В
4,2
4,6
Средний балл по тесту
Группа А
2,6
3,4
Группа Б
3,9
4,3
Группа В
4,2
4,8
Как видно из таблицы средний
балл физических возможностей стал выше,
что еще раз доказывает эффективность
программы.
Рисунок 6. Физические возможности
до и после эксперимента.
И так из поведенного исследования
следует, что практическое применение
программы, направленной на формирование
здорового образа жизни подростков положительно
влияет на отношение подростков к здоровому
образу жизни. Развивая физические качества,
мы совершенствуем и функции организма,
осваиваем определенные двигательные
навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный,
и, как правило, высокое развитие физических
качеств способствует успешному освоению
двигательных навыков.
Например, чем лучше у подростка
будет развита быстрота, тем быстрее он
будет пробегать короткие дистанции, быстрее
сможет вести мяч, играя в футбол, быстрее
перемещаться в любых других играх, то
есть высокий уровень развития быстроты
будет положительно сказываться на выполнении
конкретных физических упражнений. Тоже
можно сказать о развитии силы и выносливости.
Следовательно, развивать эти качества
нужно в первую очередь в плане общей физической
подготовки, используя для данной цели
соответствующие наиболее эффективные
средства.
После реализации программы
участниками эксперимента при анализе
открытых вопросов анкеты был выделен
ряд составляющих здорового образа жизни,
характеризующих с точки зрения испытуемых
данный феномен.
Так, испытуемые указывали в
большинстве на такие аспекты здорового
образа жизни, как:
занятия спортом, отсутствие
пристрастия к наркотикам, осмысленная
жизнь, общение с природой,
положительное отношение к
себе, гармоничные отношения в семье, ощущение
счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю,
умеренное употребление алкоголя,
правильное питание, духовная жизнь, гармония
с собой, отсутствие привычки к курению,
саморазвитие, отсутствие беспорядочной
половой жизни,
закаливание, гигиена, оптимистичное
отношение к жизни, деятельность на пользу
обществу, режим дня.
Сюда же некоторые испытуемые
относили материальное и физическое благополучие,
и здоровье окружающих, рассматривая их
как факторы здоровья, чего не наблюдалось
до эксперимента.
Такая последовательность составляющих
здорового образе жизни, перемещение отсутствия
вредных привычек на более нижние позиции
можно рассматривать как способствование
программы расширению представлений о
здоровом образе жизни, не ограничению
его исключительно занятиями спортом
и отсутствием вредных привычек.
Нами обнаружено, что большая
часть испытуемых после эксперимента
считает здоровый образ жизни необходимым.
Было определено, что, чем менее
реализованным считают испытуемые здоровый
образ жизни, тем чаще возникает у них
желание к ведению более здорового образа
жизни
В результате исследования
установлено, что основными факторами,
осознавания ответственности за собственное
здоровье перед собой и обществом, формирование
установки на здоровый образ жизни, являются:
беседы, притчи как модели, закрывающие
промежуток между личным опытом и опытом
человеческого бытия; истории, предлагающие
структуру перехода к переживанию жизни
и опыта;
прояснение актуальных чувств
и переживаний, личностного смысла
сказанного;
обратная связь между участниками
группы;
объективация участниками и
"ведущим" личностных ценностей и
их смыслов.
Кроме того, выявлено, что вышеперечисленные
условия наряду с рефлексией, эмпатией,
эмоционально окрашенным сопереживанием
являются также и механизмами процесса
становления ценностного отношения к
здоровью у подростков.
Таким образом, программа, направленная
на формирование здорового уровня жизни,
обеспечивает положительные сдвиги в
оценках по показателям интенсивности
отношения к здоровью.
То есть участие подростков
в программе существенно изменило компоненты
отношения к формированию здорового образа
жизни и способствовало переходу "ценности
здоровья" в ранг личностного. На высоком
уровне доверительной вероятности выраженность
этих изменений достоверно преобладает
по эмоциональному показателю отношения
к здоровью.
Таким образом, при развитии
отношения к здоровому образу жизни качественно
меняется его структура, причем наибольшие
отличия характерны для поступочного
и эмоционального компонентов, при этом
растет степень согласованности компонентов.
В аспекте социально-педагогических
условий становления здорового образа
жизни подростки ценностной стадии нуждаются
со стороны взрослых в педагогической
поддержке, определяющей становление
их убежденности, уверенности в выборе
социального и профессионального будущего.
Это, в свою очередь, вписывается в социальные
условия становления здорового образа
жизни относительно соответствия выборов
подростков социальным ожиданиям взрослых
от подрастающего поколения, которое должно
быть здоровым, социально адаптированным,
профессионально сориентированным и способным
обеспечить благоприятную репродукцию
и генофонд.
Заключение
Здоровье детей и подростков
в любом обществе и при любых социально-экономических
и политических ситуациях является актуальнейшей
проблемой и предметом первоочередной
важности, так как оно определяет бедующее
страны, генофонд нации, научный и экономический
потенциал общества и, наряду с другими
демографическими показателями, является
чутким барометром социально-экономического
развития страны.