Формирование ЗОЖ у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа

Краткое описание

Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).
Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7
1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7
1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15
1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21
Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27
2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27
2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40
2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59
Заключение……………………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………...............72

Файлы: 1 файл

диплом - копия.docx

— 203.39 Кб (Скачать)

1. При определении отношения  школьников к здоровому образу  жизни было проведено анкетирование. Анкетирование проводилось с  целью определения индивидуального  стиля жизни подростков и их  отношения к формированию и  приобретению основ здорового  образа жизни (см. приложение А). Результаты  анкетирования "Отношение подростков  к здоровому образу жизни" представлены  в таблице 1.

Таблица 1. Отношение подростков к здоровому образу жизни

№№

Наименование вопроса

%

№№

Наименование вопроса

%

1

Продолжительность

ночного сна (час)

6

Режим дня соблюдает,

не соблюдает

   

10

95,1

Да

0

8

4,9

нет

100

6

0

7

Сколько раз питаетесь в день

 

2

Наличие дневного сна

1

0

 

Нет

14,3

2

3,8

1 час

71,9

3

42,3

2 часа

13,8

Более 3 раз

53,9

3

Часы выполнения домашних

заданий

8

Что такое на Ваш взгляд здоровый

образ жизни?

   

1

68,3

Не пить

10,3

2

16,6

Не курить

12,6

3

15,1

Не принимать наркотики

6,7

4

Продолжительность ежедневных

прогулок

Заниматься спортом

26,7

 

1

0

9

Считаете ли Вы для себя

необходимым поддерживать

здоровый образ жизни

 

2

6,5

да

18,6

3

18,3

нет

8,3

4

24,6

частично

36,5

Более 4 часов

56,6

Эта проблема меня пока не

волнует

36,6

5

Занятия внешкольной

физкультурой и спортом

       

Да

27,2

     

Нет

73,8

     

 

Как видим по результатам анкетирования основная часть - 59,3% подростков, не считают необходимым поддерживать здоровый образ жизни. Более того, здоровый образ жизни, видят в занятиях спортом только 27,2 подростков,, при чем как "пить и курить" всего 6 человек. Так же школьники не соблюдают режим дня, спят в основном по 8 часов ночью и днем почти не отдыхают. Большую часть свободного времени проводят на улице.

По результатам диагностики мы условно всех участников эксперимента разделили на три группы:

К первой группе (А) - 2 (6,6%) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100%) имеют вредные привычки. Это подростки воспринимающие свое здоровье как средство удовлетворения своих потребностей.

Их характеризует:

ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;

потребность в приобретении новых знаний о здоровье физическом, психическом отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;

интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.

Вторая группа (Б) - 22 (73,3%) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8%) подростков, относящиеся к здоровью как к факту. Их характеризует:

заинтересованность в получении знаний о психическом благополучии, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;

склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;

потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.

В группу с высоким уровнем (В) 6 (20,1%) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки 2 (33,3%) подростка

развития отношения к здоровью входят подростки, относящиеся к здоровью как ценности. Их характеризует:

активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту;

адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;

стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.

На рисунке 1 представлена динамика отношения подростков к здоровому образу жизни.

Рисунок 1. Отношение подростков к здоровому образу жизни

В целях выявления вредных привычек нами был задан испытуемым один вопрос: "Есть ли у Вас вредные привычки?"

На вопрос, "Есть ли у Вас вредные привычки?" ответы расположились следующим образом: (см. Таблица 2)

в группе А - 2 (6,6%) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100%) имеют вредные привычки

в группе Б - 22 (73,3%) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8%) подростков это школьники, относящиеся к здоровью как к факту

в группе В - 6 (20,1%) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки 2 (33,3%) подростка.

 

Таблица 2. Наличие вредных привычек у подростков

Вредные привычки

Никогда не имел

Имеет

1

Группа А

0

100,0

2

Группа Б

19,2

81,8

3

Группа В

66,7

33,3


 

На рисунке 2 отображено обладание вредными привычками подростков. По результатам ответов на вопрос о вредных привычках видим, что у всех подростков имеются вредные привычки. В основном были названы такие как, алкоголь 63,7% и курение 78,7%.

Рисунок 2. Наличие вредных привычек у подростков.

Данная динамика показывает, что у подростков уже развивается тяготение к вредным привычкам, а это говорит о возможности развития различных заболеваний и не адекватного поведения у подростков. Предоставленные сами себе подростки, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Все это может пагубно отразиться на их нравственном воспитании и здоровье. Поэтому необходимо срочное принятие мер по укреплению и формированию здорового образа жизни.

2. Для определения влияния  физической нагрузки на организм  испытуемых мы провели тест "Определение  адаптационных возможностей организма  к физическим нагрузкам", (см. Приложение  Б).

Результаты тестирования представлены в таблице 3.

В процессе тестирования изучались:

Прыжок в длину с места

Приседание

Бег 1000 м;

В методике испытаний мы придерживались следующих положений:

1. соблюдение единства  условий в испытаниях.

2. доступность и доходчивость  заданий и требований.

3. возможность выявления  максимальных достижений школьника.

4. простота и привычная  обстановка испытаний (зал, спорт  площадка).

5. выражение данного учета  в цифровых показателях (см, сек).

Таблица 3. Физическая активность подростков

№№

Наименование

теста

Группа А

(участники)

Средний

балл

Группа Б

(участники)

Средний

балл

Группа В

(участники)

Средний

балл

1

Прыжки в длину

2

2,5

22

4,1

6

4,6

отлично

8

40

4

20

   

хорошо

10

40

2

8

   

удовлетворит.

1

3

3

9

   

плохо

1

2

1

2

   

2

Приседание

2

2,5

22

3,9

6

4,8

отлично

9

45

5

25

   

хорошо

1

7

28

1

4

 

удовлетворит.

1

3

4

12

   

плохо

2

1

2

     

3

Бег

2

2,5

22

3,8

6

3,3

отлично

6

30

1

5

   

хорошо

9

36

3

12

   

удовлетворит.

1

3

4

12

2

3

плохо

1

2

3

6

   

4

Подъем туловища

2

3,0

22

3,8

6

4,2

отлично

5

25

2

10

   

хорошо

8

32

3

12

   

удовлетворит.

2

6

9

27

1

3

плохо

           

Средний балл по тесту

2

2,6

22

3,9

6

4,2


 

Из таблицы видно, что по результатам тестирования:

Группа А, совсем не справилась с заданиями - среднеарифметическая оценка (по 5-бальной шкале группы) 2,6 бала.

Группа Б - заработала 3,9 бала и группа

В - заработала 4,2 балов.

Эти результаты говорят о низком физическом здоровье подростков.

На рисунке 3 показана динамика физического развития подростков по пятибалльной шкале.

Рисунок 3. Динамика физического развития подростков по пятибалльной шкале.

Из диаграммы видно, что группа В, где подростки следят за свои здоровьем и ведут здоровый образ жизни показатели физической активности выше.

На основании полученных нами данных по физической подготовленности подростков рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использовать на уроках по физической культуре прыжки с места, прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения. Для развития основных мышечных групп повышать функции внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.

Так же в целом по результатам диагностики можно сделать вывод, что среди подростков превалируют алкоголь и табакокурение. Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 18,6% подростков. Физическая же подготовка подростков оставляет желать лучшего.

Наши исследования показали, что в развитии отстает силовой показатель подростков, которые не очень хорошо относятся к своему здоровью. Подростки смысловой стадии становления здорового образа жизни нуждаются в организации вокруг них социально-педагогических условий, определяющих ценностно-целостное восприятие себя в построении системы личностных ценностей, в которой ценность здоровья является главенствующей. Для того, чтобы начали работать в полной мере социально-педагогические условия, определяющие выбор ЗОЖ, необходимо в аспекте педагогических условий, определяющих характер совместной деятельности с взрослым, завершить во внутриличностной сфере подростка восприятие сенсорно-целостного "образа" здорового себя. В доверительном диалоге со значимым "Другим" подросток получает недостающие ему ресурсы, внутренне преобразуя их для того, чтобы разобраться в своих способностях, определяющих профессиональное и социальное самоопределение в будущей "здоровой" самореализации.

Информация о работе Формирование ЗОЖ у подростков