Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:58, дипломная работа
Краткое описание
Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.). Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы развития здорового образа жизни у детей подросткового возраста ………………………………………………………….7 1.1 Состояние здоровья студентов как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………………..7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура……………………………15 1.3 Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни……………21 Глава 2. Содержание деятельности педагога дополнительного образования в формировании здорового образа жизни подростков в «Ирбитском гуманитарном колледже»…….………………………………………………...27 2.1 Состояния здорового образа жизни подростков………………………..27 2.2 Обоснование и реализация программы направленной на формирование здорового образа жизни подростков……………………………………………40 2.3 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков…………………………59 Заключение……………………………………………………………………69 Список литературы…………………………………………………...............72
1. При определении отношения
школьников к здоровому образу
жизни было проведено анкетирование.
Анкетирование проводилось с
целью определения индивидуального
стиля жизни подростков и их
отношения к формированию и
приобретению основ здорового
образа жизни (см. приложение А). Результаты
анкетирования "Отношение подростков
к здоровому образу жизни" представлены
в таблице 1.
Таблица 1. Отношение подростков
к здоровому образу жизни
№№
Наименование вопроса
%
№№
Наименование вопроса
%
1
Продолжительность
ночного сна (час)
6
Режим дня соблюдает,
не соблюдает
10
95,1
Да
0
8
4,9
нет
100
6
0
7
Сколько раз питаетесь в день
2
Наличие дневного сна
1
0
Нет
14,3
2
3,8
1 час
71,9
3
42,3
2 часа
13,8
Более 3 раз
53,9
3
Часы выполнения домашних
заданий
8
Что такое на Ваш взгляд здоровый
образ жизни?
1
68,3
Не пить
10,3
2
16,6
Не курить
12,6
3
15,1
Не принимать наркотики
6,7
4
Продолжительность ежедневных
прогулок
Заниматься спортом
26,7
1
0
9
Считаете ли Вы для себя
необходимым поддерживать
здоровый образ жизни
2
6,5
да
18,6
3
18,3
нет
8,3
4
24,6
частично
36,5
Более 4 часов
56,6
Эта проблема меня пока не
волнует
36,6
5
Занятия внешкольной
физкультурой и спортом
Да
27,2
Нет
73,8
Как видим по результатам анкетирования
основная часть - 59,3% подростков, не считают
необходимым поддерживать здоровый образ
жизни. Более того, здоровый образ жизни,
видят в занятиях спортом только 27,2 подростков,,
при чем как "пить и курить" всего
6 человек. Так же школьники не соблюдают
режим дня, спят в основном по 8 часов ночью
и днем почти не отдыхают. Большую часть
свободного времени проводят на улице.
По результатам диагностики
мы условно всех участников эксперимента
разделили на три группы:
К первой группе (А) - 2 (6,6%) подростка,
которых совсем не волнует здоровый образ
жизни, все (100%) имеют вредные привычки.
Это подростки воспринимающие свое здоровье
как средство удовлетворения своих потребностей.
Их характеризует:
ориентация на безразлично-потребительское
отношение к собственному здоровью, нечувствительность
к изменениям в собственном организме
и страданиям других людей;
потребность в приобретении
новых знаний о здоровье физическом, психическом
отсутствует, в лучшем случае они готовы
воспринимать информацию от других людей,
не проявляя активности в ее поиске;
интерес к проблемам укрепления
здоровья, ведения здорового образа жизни
не проявляется.
Вторая группа (Б) - 22 (73,3%) подростков,
которые не очень озабочены своим здоровьем,
с вредными привычками 18 (81,8%) подростков,
относящиеся к здоровью как к факту. Их
характеризует:
заинтересованность в получении
знаний о психическом благополучии, физическом
совершенстве, методах поддержания и развития
здоровья и здорового образа жизни;
склонность посещать спортивные
секции, делать специальные упражнения,
одеваться по сезону, поддерживать эмоционально
ровное настроение;
потребность в поддержке со
стороны взрослых (родителей), регулярном
контроле.
В группу с высоким уровнем
(В) 6 (20,1%) подростков, которые заботятся
о своем здоровье, но имеют вредные привычки
2 (33,3%) подростка
развития отношения к здоровью
входят подростки, относящиеся к здоровью
как ценности. Их характеризует:
активная позиция, направленная
на созидание себя как физически развитой,
эмоционально устойчивой личности, уверенной
в себе, умеющей свободно и естественно
проявлять чувства и эмоции соответственно
возрасту;
адекватное восприятие себя,
ориентация на саморазвитие, обогащение
своей личности;
стремление овладевать разными
здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными
процедурами, приобретать соответствующие
навыки и умения.
На рисунке 1 представлена динамика
отношения подростков к здоровому образу
жизни.
Рисунок 1. Отношение подростков
к здоровому образу жизни
В целях выявления вредных привычек
нами был задан испытуемым один вопрос:
"Есть ли у Вас вредные привычки?"
На вопрос, "Есть ли у Вас
вредные привычки?" ответы расположились
следующим образом: (см. Таблица 2)
в группе А - 2 (6,6%) подростка,
которых совсем не волнует здоровый образ
жизни, все (100%) имеют вредные привычки
в группе Б - 22 (73,3%) подростков,
которые не очень озабочены своим здоровьем,
с вредными привычками 18 (81,8%) подростков
это школьники, относящиеся к здоровью
как к факту
в группе В - 6 (20,1%) подростков,
которые заботятся о своем здоровье, но
имеют вредные привычки 2 (33,3%) подростка.
Таблица 2. Наличие вредных привычек
у подростков
№
Вредные привычки
Никогда не имел
Имеет
1
Группа А
0
100,0
2
Группа Б
19,2
81,8
3
Группа В
66,7
33,3
На рисунке 2 отображено обладание
вредными привычками подростков. По результатам
ответов на вопрос о вредных привычках
видим, что у всех подростков имеются вредные
привычки. В основном были названы такие
как, алкоголь 63,7% и курение 78,7%.
Рисунок 2. Наличие вредных привычек
у подростков.
Данная динамика показывает,
что у подростков уже развивается тяготение
к вредным привычкам, а это говорит о возможности
развития различных заболеваний и не адекватного
поведения у подростков. Предоставленные
сами себе подростки, как правило, влекут
за собой отрицательные проявления и способствуют
возникновению у подростка чувства беспечности,
безнаказанности, развивают слабоволие,
влекут к безответственности в выполнении
правил поведения. Все это может пагубно
отразиться на их нравственном воспитании
и здоровье. Поэтому необходимо срочное
принятие мер по укреплению и формированию
здорового образа жизни.
2. Для определения влияния
физической нагрузки на организм
испытуемых мы провели тест "Определение
адаптационных возможностей организма
к физическим нагрузкам", (см. Приложение
Б).
Результаты тестирования представлены
в таблице 3.
В процессе тестирования изучались:
Прыжок в длину с места
Приседание
Бег 1000 м;
В методике испытаний мы придерживались
следующих положений:
1. соблюдение единства
условий в испытаниях.
2. доступность и доходчивость
заданий и требований.
3. возможность выявления
максимальных достижений школьника.
4. простота и привычная
обстановка испытаний (зал, спорт
площадка).
5. выражение данного учета
в цифровых показателях (см, сек).
Таблица 3. Физическая активность
подростков
№№
Наименование
теста
Группа А
(участники)
Средний
балл
Группа Б
(участники)
Средний
балл
Группа В
(участники)
Средний
балл
1
Прыжки в длину
2
2,5
22
4,1
6
4,6
отлично
8
40
4
20
хорошо
10
40
2
8
удовлетворит.
1
3
3
9
плохо
1
2
1
2
2
Приседание
2
2,5
22
3,9
6
4,8
отлично
9
45
5
25
хорошо
1
7
28
1
4
удовлетворит.
1
3
4
12
плохо
2
1
2
3
Бег
2
2,5
22
3,8
6
3,3
отлично
6
30
1
5
хорошо
9
36
3
12
удовлетворит.
1
3
4
12
2
3
плохо
1
2
3
6
4
Подъем туловища
2
3,0
22
3,8
6
4,2
отлично
5
25
2
10
хорошо
8
32
3
12
удовлетворит.
2
6
9
27
1
3
плохо
Средний балл по тесту
2
2,6
22
3,9
6
4,2
Из таблицы видно, что по результатам
тестирования:
Группа А, совсем не справилась
с заданиями - среднеарифметическая оценка
(по 5-бальной шкале группы) 2,6 бала.
Группа Б - заработала 3,9 бала
и группа
В - заработала 4,2 балов.
Эти результаты говорят о низком
физическом здоровье подростков.
На рисунке 3 показана динамика
физического развития подростков по пятибалльной
шкале.
Рисунок 3. Динамика физического
развития подростков по пятибалльной
шкале.
Из диаграммы видно, что группа
В, где подростки следят за свои здоровьем
и ведут здоровый образ жизни показатели
физической активности выше.
На основании полученных нами
данных по физической подготовленности
подростков рекомендуется для усиления
деятельности органов дыхания и кровообращения
использовать на уроках по физической
культуре прыжки с места, прыжки со скакалкой,
различные виды бега, танцевальные шаги,
акробатические упражнения. Для развития
основных мышечных групп повышать функции
внутренних органов. Для воспитания быстроты
и выносливости рекомендуется ходьба
и бег, особенно бег на время.
Так же в целом по результатам
диагностики можно сделать вывод, что
среди подростков превалируют алкоголь
и табакокурение. Недостаточно осведомлены
школьники о здоровом образе жизни. Например,
на то, что здоровье человека в первую
очередь зависит от образа жизни, указали
лишь 18,6% подростков. Физическая же подготовка
подростков оставляет желать лучшего.
Наши исследования показали,
что в развитии отстает силовой показатель
подростков, которые не очень хорошо относятся
к своему здоровью. Подростки смысловой
стадии становления здорового образа
жизни нуждаются в организации вокруг
них социально-педагогических условий,
определяющих ценностно-целостное восприятие
себя в построении системы личностных
ценностей, в которой ценность здоровья
является главенствующей. Для того, чтобы
начали работать в полной мере социально-педагогические
условия, определяющие выбор ЗОЖ, необходимо
в аспекте педагогических условий, определяющих
характер совместной деятельности с взрослым,
завершить во внутриличностной сфере
подростка восприятие сенсорно-целостного
"образа" здорового себя. В доверительном
диалоге со значимым "Другим" подросток
получает недостающие ему ресурсы, внутренне
преобразуя их для того, чтобы разобраться
в своих способностях, определяющих профессиональное
и социальное самоопределение в будущей
"здоровой" самореализации.