Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Понятие конкуренции, как маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа1.doc

— 779.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 16

  Вопросник для исследования приоритетных конкурентов

  • Сколько имеется приоритетных конкурентов и кто они?
  • Каков преобладающий тип конкурентного поведения (независимый, “следующий за лидером”, “бросающий вызов”, лидер)?
  • Какой долей рынка владеют приоритетные конкуренты?
  • Какова природа конкурентного преимущества у приоритетных конкурентов?
  • Каковы элементы дифференциации в маркетинговой политике конкурентов?
  • Насколько силен имидж конкурентов и марки его товаров?
  • На чем основано, если оно имеется, преимущество по издержкам приоритетных конкурентов?
  • Каковы цены на товары конкурентов?
  • Каковы главные черты ценовой политики конкурентов?
  • В чем заключаются особенности стратегии и тактики производственно-хозяйственной и рыночной деятельности приоритетных конкурентов?
  • Насколько стабильно их финансовое положение и велики их финансовые ресурсы?
  • Как велики их способности для отпора в случае фронтальной атаки?
  • В чем состоят уязвимые точки приоритетных конкурентов?
  • Какие агрессивные действия могут предпринять наши приоритетные конкуренты?
  • Какие ответные или защитные меры нам следует принять в случае фронтальной атаки?
  • Какие события могут существенно изменить соотношение сил между нами и нашими конкурентами?
  • Какие меры могут быть приняты в таком случае?
  • В какой степени конкуренты способны ликвидировать конкурентное преимущество, которым мы обладаем?
  • Каковы барьеры для прихода на рынок новых конкурентов?
  • Насколько серьезны барьеры входа для конкурента, обладающего сильной международной позицией?
  • Какие товары являются заменителями и какую угрозу они представляют?
  • Какова степень концентрации поставщиков и какое давление они способны оказывать?
  • Какова степень концентрации клиентов и/или посредников и какое давление они способны в связи с этим оказывать?

Список  использованной литературы: 

  
  1. Алексунин В. А. Маркетинг:  Краткий курс. Учебное  пособие. – 3 – е изд. – М.: Издательство–торговая  корпорация «Дашков и К», 2002. – 170 с.
  2. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.: Науч.   Ред. А. Г. Худокров. – М.: Экономика, 1993. – ст. 262 – 266
  3. Акулич И. Р. Маркетинг: - Учебник/ И. Л. Акулич. – 2 – е изд., перераб. И доп. – Мн.: Выш. Шк., 2002. – ст. 152 – 160
  4. Багиев Г. Л. И др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л Багиев, В. М. Тарасевич,          Х. Анн; Под общ. Ред. Багиева. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», - 1999. – ст. 250 – 258
  5. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник/ Александр Федорович Барышев. – 2 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – ст. 104 – 105
  6. Березин И. С. Маркетинг и исследование рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – ст. 108 – 123
  7. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями /         П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. – Пер. с англ. В. Егорова. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002. – ст. 215 – 218
  8. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995. – ст. 170 – 172
  9. Данько Т. П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2 – е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – ст. 288 – 305
  10. Дурович А. П. Д84 Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. – 467 с.
  11. Кабраль Луис М. Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс/ Луис М. Б. Кабраль; Пер. с англ. А. Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – ст. 36 – 38
  12. Каминский В. С., Тихоновский Н. С. Маркетинг  на сельскохозяйственном предприятии. Уч. Пос. Издатель: учебно-методический центр Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. – Мн.: 2000. – 120с.
  13. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: Учеб.  Пособ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – ст. 265 – 272
  14. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. Пособие для вузов/ Г. А. Васильев, Л. А. Ибрагимов, Н. А. Нагапетьянц и др; Под ред. Г. А. Васильева и                            Н. А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – ст. 94 – 96
  15. Котлер Филлип, Альстронг Гари, Сандерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2 – е вроп. Издание. – М.: СПб.; К.: Издательский дом    « Вильямс», 1999. – ст.620 – 634
  16. Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999. – ст. 155 – 167
  17. Ламбен Жан – Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996. – ст. 451 – 457
  18. Малхорта, Нэренг К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3 – е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – ст. 640 – 642
  19. Маркетинг в АПК/ Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова и др.; Под ред.     Г. П. Абрамовой. – М.: Колос, 1997. – ст. 43 – 50
  20. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Коралюгов, С. А. Красильников и др.; Под. Ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – ст. 153 – 156
  21. Маслова Т. Д. , Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. – СПб: Питер, 2002. – ст. 153 – 166
  22. Минет, Стив. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – ст. 130 – 134
  23. Ноздрева Р. Б., Гречков В. Ю. Маркетинг: учебник. – М.: Юристаль, 2002. – ст. 141 – 146
  24. Организационно-правовые аспекты реформирования АПК: Материалы международной научно-практической конференции/ Отв. Ред. М. З. Фрейдин. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. – ст. 72 – 74
  25. Основы маркетинга: Рыночно-ориентированное мышление/ И. П. Акулич,                   А. П. Дурович, В. С. Протасеня и др.; Под ред. И. Л. Акулича. – Мн.: Издательство БГЭУ, 1997. – 168 с.
  26. Похабов В. И. Основы маркетинга: Учеб. Пособие/ Похабов В. И., Тарелко В. В. – Мн.: Выш. Шк., 2001. – ст. 87 – 92
  27. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./ Под ред.       Л. А. Волковой. – СПб: Питер, 2001. – ст. 387 – 392
  28. Рынок, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие/ А. И. Савинский, В. И. Ежель,        А. И. Капштык, З. М. Мадаев. -  Мн.: Уроджай. 1995. – ст. 64 – 70
  29. Савицкая Г. Д. Экономический анализ: Учеб./ Г. В. Савицкая. – 8 – е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003. – 640 с.
  30. С. Г. Свестуньков. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003. – ст. 154 – 161
  31. Современный маркетинг/ В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. В. Автухова. Под ред.        В. Е. Хруцкого. – М.: Финансы и статистика, 1991. – ст. 126 – 132
  32. Тамбиев А. Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – ст. 148 – 156
  33. Технология бизнеса/ С. Б. Исмуратов, И. Я. Петренко, С. А. Пикулев,                             Е. И. Чивилихин; под ред. Е .И. Чивилихина. М.: 1999. – ст. 256 – 270
  34. Федько В. П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Основы маркетинга. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – ст. 293 – 299
  35. Х. Хершин. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. – М.: ИНФРА-М, 2001. – ст. 54-55
  36. Холленсен С. Глобальный маркетинг/ Свен Холленсен; Пер. с англ. Е. Носовой,          К. Юраликевича. – Мн.: Новое знание, 2004. –ст. 36 – 38
  37. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг. – М.: Колос, 1999. – ст. 108 – 113
  38. Штерн Льюис, В. Эль-Ансари Адель И., Кофлан Энн Т. Маркетинговые каналы, 5 – е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – ст. 135 – 138
  39. Экономика и менеджмент. Часть 2: Материалы международной научной конференции/ коллектив авторов. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2003. – ст. 66 – 69
  40. Бречко Я., Симонов М. Интенсификация и конкуренция связаны неразрывно.// Агроэкономика. – 2003. - №2. – ст. 21 – 22
  41. Гончаров В. Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающем предприятии.// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2000. - №8. ст. 35 – 36
  42. Гурский В. Структурно-функциональная модель организации маркетинга в АПК.// агроэкономика. – 1998. – 36. – ст. 9 – 11
  43. Светличная Г. Как разглядеть ходовой товар: секреты формирования ассортиментного ряда.// Маркетолог. – 2002. – ст. 19 – 24
  44. Шершнев Г. Как брать информацию из воздуха.// Маркетолог. – 2002. - №7. – ст.26 – 28
  45. Энциклопедия маркетинговых исследований.// Маркетолог. – 2002. - №7. – ст. 45 – 48  
 
 
 
 
 

Заключение 

   Экономические преобразования в суверенной Республике Беларусь, расширение внешнеторговых связей требуют коренного пересмотра производства конкурентоспособной продукции, оказание услуг. Однако для этого необходимо изменить существующие стереотипы мышления, выработанные под воздействием преимущественно административных методов хозяйствования, воспитать у руководящего звена  и у всех специалистов новые подходы к производственно-коммерческой деятельности заводов, предприятий и компаний.

    Предприятия, не владеющие методами  маркетинга, обречены на провал в конкурентной борьбе. Следовательно, продуманная организация рыночной деятельности – а это есть не что иное, как маркетинг, - становится в наши дни одной из актуальнейших задач, от решения которых во многом зависит благосостояние и процветание предприятия.

    С позиции экономики, конкуренция  – это борьба производителей  за лучшее удовлетворение требований  потребителей, а также соперничество  за приобретение максимально  полезных им товаров на наиболее  выгодных условиях. Конкуренция,  с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, с другой – неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство.

  Цель  стратегии каждого предприятия  – превзойти конкурентов на данном рынке. 

  Каждое  звено в системе комплекса маркетингового воздействия на рынок играет свою роль, поскольку каждое из них: товар, его качество, позиционирование, ассортиментный набор, новизна, особенности жизненного цикла – определяют конкурентные позиции предприятия и успех его деятельности в рыночных условиях.

    Ключевые показатели, определяющие  возможные темпы развития –  объемы производства и реализации, прибыль, рентабельность,- найдены на основе имитационной экономико-математической модели ассортимента товарной продукции и сбыта, которая предоставит возможность не только обосновать направления развития ДУПП «Технопрод», но и повысить обоснованность получаемых результатов.

  В современных условиях особого разрешения требуют вопросы технического переоснащения, применение интенсивных технологий производства, более активное использование мероприятий по  маркетингу, которые могут привести в конечном итоге к повышению эффективности и снижению себестоимости выпускаемой продукции.   
 

Введение 

    В процессе становления рыночной  экономики вопрос адаптации человека к новой ситуации, а, следовательно, и к новому подходу в решении задач, готовности и способности выявлять проблемы и вырабатывать пути их разрешения, очень важен. Условия экономической турбулентности в Республике Беларусь поставили перед руководителями предприятий и организаций различных форм собственности большое количество сложных организационно-экономических проблем. Решение некоторых из них – вне пределов компетенции хозяйственных руководителей и зависит в основном от стратегических и оперативных решений на макроуровне. Однако многие вопросы с успехом могут решиться и на микроуровне, обеспечивая жизнедеятельность предприятий и организаций. Один из таких важнейших вопросов – умение применять обоснованные решения в постоянно меняющихся условиях конкурентного рынка.

  Интерес хозяйственных руководителей к  комплексу маркетинга в современном  управлении предприятием не случаен  и во многом определяется их желанием адаптироваться к нестабильным условиям рыночной экономики Республики Беларусь.

    Конкурентоспособная продукция занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно она должна удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить реальные нужды и потребности, а также способствовать их наилучшему удовлетворению благодаря организации производства необходимых товаров. Это достигается путем реализации таких мероприятий, как:

  1. технологического переоснащения  оборудования;

  2. модификация изготовляемых товаров;

  3. разработка новых видов продукции;

  4. снятие с производства устаревших товаров;

  1. установление оптимальной номенклатуры изготовляемой продукции.

  Дипломная работа базируется на исследовании конкурентоспособности предприятия и использовании методов экономико-математического моделирования систем и процессов, включает теоретические обобщения, модель, методику и результаты ее использования.

  При написании данной работы источниками  информации послужили отечественные  и зарубежные издания по различным  вопросам экономики, маркетинга, бизнеса  таких авторов, как: Багиев Г. Л., Романов А.Н., Барышев А. Ф., Ноздрева Р. Б., Крыловой Г. Д., Дурович А. П., Малхорта Н. К., Холленсена С., Кабраль Л., Холленсен С. И ряда других исследователей. Были задействованы устав ДУПП «Технопрод», бизнес-планы, годовые отчеты, а также масса другой документации по предприятию.

  Приложение  1 

  Дочернее  Унитарное Предприятие «Технопрод»  РУПП БелНИИ пищевых продуктов –  основатель и разработчик картофелепродуктов в Республике Беларусь – предлагает следующий ассортимент продукции: 

  • Чипсы (фасовка:0.1 кг. и 0.2 кг):
  1. без добавок;
  1. с добавками: - с луком;

                                - с укропом;

                                - с чесноком;

                                - с паприкой;

  • Обжаренные картофелепродукты(фасовка:0.03;0.045;0.025;0.09кг.):
  1. без добавок;
  1. с добавками: - сыр;

                                - паприка;

                                - лук со сметаной;

                                - грибы;

                                - курица;

                                - бекон;

                                - ветчина;

  • Сухое картофельное пюре (фасовка:0.03 и 0.5 кг.):
  1. без добавок;
  1. с добавками: - зелень;

                                - грибы;

                                - курица;

  • Полуфабрикат обжаренных картофелепродуктов (фасовка 100 кг.).
 

    Расчетный счет: 3012208220017 филиал 626 АСБ «Беларусбанк» г. Марьина Горка, код 123 УНН 690022904 ОКПО 29160144

    Адрес: Минская область, г. Марьина Горка, ул. Калинина, 21, тел.: 8-01713-5-28-59; т/ф .: 4-19-90

      Приложение 18

      Таблица 1

      Рентабельность  основных видов продукции.

Наименование Рентабельность, %
Годы
2002 2003 2004
Чипсы 5 8.2 15.3
Обжаренные  картофелепродукты 6.02 6.4 5.3
Полуфабрикат  обж. картофелепродуктов 21.4 33.3 29.6
Сухое картофельное пюре 18.8 32.2 26.25

Информация о работе Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия