Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Понятие конкуренции, как маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа1.doc

— 779.50 Кб (Скачать)

  6. мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);

  7. мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска);

  8. финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;

  9. рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;

     10. частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

    11. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

    12. эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;

  13. уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

  14. уровень рекламной деятельности;

  15. уровень послепродажного обслуживания;

  16. политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

    В данном вопроснике указаны  только важнейшие направления  исследования деятельности фирм-конкурентов.  Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде выше представленной табл. 1, но с соответствующими показателями.

  Оценка возможностей предприятия позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис.4.1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 4.1 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений.

  Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных предприятий, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.

  Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.  

  Рис. 4.1 Многоугольник конкурентоспособности

  Имея  наглядный материал, оценим конкурентоспособность  предприятия в целом путем  применения аналитического и графического способов. Первый требует построения матрицы конкурентоспособности (табл. 4.3), второй многоугольника конкурентоспособности (рис. 4.2). 

  Таблица 4.3

Синтезирующий фактор конкурентоспособности: Усредненная оценка конкурентоспособности Ранг  фактора Интегрированный фактор. показатель
Предприятие: Предприятие:
№1 №2 №3 №1 №2 №3
Товар 3.5 3.3 3.6 0.15 0.525 0.495 0.54
Положение на рынке 4.1 4.3 3.8 0.25 1.025 1.075 0.95
Сбыт 1 1.03 0.97 0.76 0.76 0.78 0.74
Продвижение товара 0.97 1 0.94 1.08 1.05 1.08 1.02
Производство 1 1.03 1 0.38 0.38 0.39 0.38
Суммарная оценка - - - - 3.765 3.82 3.63
Коэффициент конкурентоспособности         0.915 0.94 0.86

   

  В данной таблице предприятие №1-ОАО  «Машпищепрод», №2 – ООО «Онега», №3- ДУПП «Технопрод» и оно, к сожалению, находится на третьем месте. Естественно, что предприятию, имеющему наибольший уровень конкурентоспособности, будет соответствовать многоугольник с максимальной площадью (рис. 4.2). Если проводить оси, на которых отражаются уровни значений каждого из исследуемых факторов под равными между собой углами, то достаточно легко можно рассчитать площадь каждого многоугольника по формуле:

  Si  =  1/2cos360/n(a1j *  anj + ∑aij  * ai + 1)

  Где: aij – значение i-го интегрированного факторного показателя по j-му предприятию;

     n – количество анализируемых факторов конкурентоспособности. 

  

  Рис. 4.2 Графический способ оценки уровня конкурентоспособности

  Результаты  ранжирование предприятий в зависимости  от площадей многоугольников представлены в таблице 4.4 

  Таблица 4.4

Предприятие: Площадь многоугольника Коэффициент ранжирования:
ОАО «Машпищепрод» 1.306 2
ООО «Онега» 1.319 1
ДУПП  «Технопрод» 1.227 3
 

  Таким образом, усилия ДУПП «Технопрод» должны быть направлены на исследование рынков сбыта, поиск новых форм сотрудничества с конкурентами и поставщиками, снижение издержек, поиск и освоение новых рыночных ниш, каналов сбыта, моделей и видов продукции, организацию эффективной системы продвижения.

  Необходимо  отметить, что остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации, предприятия показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.

  Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

  До  сих пор речь шла о ведении  конкурентной борьбы в рамках закона и этических норм. Однако существует и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: демпинг, установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы; заимствование товарных знаков, копирование (имитация) продуктов конкурентов; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

    При изучении конкурентов может оказаться полезным  вопросник, представленный в приложении 16.  
 
 
 
 
 

    1. Оптимизация ассортимента и каналов сбыта

    ДУПП  «Технопрод»

     

  Выпуск  качественной, а значит, пользующейся спросом товарной продукции и планирование ее номенклатуры на перспективу в современных условиях является проблематичным, поэтому  в качестве совершенствования существующей стратегии маркетинга мною предложена модель оптимизации ассортимента товарной продукции и каналов сбыта,  позволяющая выявить элементы, воздействуя на которые обеспечивается  эффективное функционирование предприятия в целом (приложение 17). А вот обоснование на перспективу параметров работы завода обеспечит его финансовую устойчивость. Использование для этих целей экономико-математических методов позволит не только  спланировать товародвижение и определить оптимальные объемы товаров в ассортименте, но и оперативно изменить соотношение товаров с учетом финансового положения предприятия и быстро изменяющегося спроса на рынке.

        В ходе решения данной задачи  было получено оптимальное решение,  а в качестве критерия оптимальности  было взято получение максимальной  прибыли. 

        Дабы  более наглядно увидеть  произошедшие изменения, необходимо сравнить прежние показатели работы предприятия с теми, которых оно достигнет в результате внедрения оптимизационной модели.

        Первым моментом, подтверждающим  важность предложенного решения,  является расход сырья на ДУПП «Технопрод», использование которого представлено в таблице 4.1.

 

                                                                                                                          Таблица 4.1

Использование сырья

Вид сырья: Фактическое значение Расчетное значение Расчетное к  фактическому, %
тонны % тонны %  
Сухое картофельное пюре 460.83 10.5 458.511 10.5 99.5
Крахмал 180.9 4.1 179.36 4.1 99.15
Мука 24.3 0.6 24.3 0.6 100
Сухое молоко 231.43 5.2 231.43 5.3 100
Картофель 3506.5 79.6 3471.45 79.5 99
 

    Из данной таблицы видно, что вследствие применения оптимального решения резких колебаний не произошло. Но, тем не менее, расход сухого картофельного пюре уменьшился на 0.5%, крахмала – на 0.85%, картофеля – на 1%, а мука и сухое молоко используются в том же количестве.  Далее, хочется отметить, что даже эти незначительные перемены стали причиной сдвигов в производстве, которые представлены в таблице 4.2.

Информация о работе Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия