Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:36, дипломная работа
Понятие конкуренции, как маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.
Сравнивая информацию за 2002 г., 2003 г., 2004 г. видно, что произошли значительные колебания в производстве продуктов, так в 2003 году оно было сокращено по сравнению с 2002 годом на 30%, а в 2004 - вновь увеличено на 20.6%. Что касается структуры производства, то наибольший удельный вес имеет полуфабрикат обжаренных картофелепродуктов – 63.9%, второе место занимают обжаренные картофелепродукты – 23.2%, на третьей позиции находится производство сухого картофельного пюре – 10.8%, после – чипсы – 2.1%.
Необходимо отметить, что полуфабрикат является единственным продуктом на предприятии, который экспортируется (диаграмма 1).
Диаграмма 2.1 Реализация продукции на рынках республики и зарубежем
При производстве продукции ДУПП «Технопрод» несет затраты, где наибольший удельный вес занимают переменные затраты – 80%, а постоянные составляют - 20%. Их структура представлена в следующей таблице 2.6.
   
При расчете за 
Таблица 
2.6                                                   
Структура затрат на производство 1 тонны продукции за 2004 год
| Затраты | Чипсы | Обж. карт-ты | П/ф обж. кар-тов | Сух. картоф.пюре | ||||
| млн. руб. | % к итогу | млн. руб. | % к итогу | млн. руб. | % к итогу | млн. руб. | % к итогу | |
| Затраты, всего: | 25.3 | 100 | 340.3 | 100 | 4.63 | 100 | 8 | 100 | 
| переменные | 20.2 | 80 | 272.2 | 80 | 3.7 | 80 | 6.4 | 80 | 
| постоянные | 5.1 | 20 | 68.1 | 20 | 0.93 | 20 | 1.6 | 20 | 
Распределение продукции по каналам реализации, основными из которых являются город, область, республика и экспорт, можно проследить по информации, содержащейся в таблице 2.7.
                                               
Распределение продукции по каналам сбыта
| № | Вид продукции: | Канал реализации: | В среднем за три года, т. | Удельный вес, % | 
| 1. | Чипсы, всего: | - | 13.5 | 100 | 
| г. Марьина Горка | 0.3 | 2.2 | ||
| Минская область | 7.9 | 58.7 | ||
| Республика Беларусь | 5.3 | 39.1 | ||
| экспорт | - | - | ||
| 2. | Обж. карт-кты, всего | - | 150.8 | 100 | 
| г. Марьина Горка | 4.4 | 2.9 | ||
| Минская область | 67.7 | 44.9 | ||
| Республика Беларусь | 78.7 | 52.2 | ||
| экспорт | - | - | ||
| 3. | П/ф обж. карт-ктов, всего: | - | 414.59 | 100 | 
| экспорт | 414.59 | 100 | ||
| Продолжение таблицы 2.7 | ||||
| 4. | Сух. карт. пюре, всего: | - | 70.13 | 100 | 
| г. Марьина Горка | 0.77 | 1.1 | ||
| Минская область | 29.1 | 41.5 | ||
| Республика Беларусь | 40.26 | 57.4 | ||
| экспорт | - | - | ||
   
Анализируя данную таблицу, 
а) фактически около 58.7% чипсов сбывается в Минскую область, где расположена основная масса потенциальных покупателей, 39.1% приходится на оставшиеся регионы республики, лишь около 2.2% сбывается непосредственно в самом городе, где расположено предприятие;
б) обжаренные картофелепродукты в наибольшей степени распространяются по республике (52.2%); чуть меньший удельный вес приходится на область (44.9%) и 2.9% занимает распространение продукции по городу;
в) что касается полуфабриката обжаренных картофелепродуктов, то вся реализация направлена на экспорт – все 100%;
        
г) сухое картофельное пюре 
распространяется в своем 
Выручка, прибыль и рентабельность продукции за последний год приведены в таблице 2.8 (с учетом как постоянных, так и переменных затрат), а в динамике некоторые из них представлены в приложении 18.
                              
Результаты реализации продукции за 2004 год
| № | Вид продукции: | Выручка, млн. руб. | Прибыль, млн. руб. | Рентабельность, % | 
| 1. | Чипсы | 393.8 | 52.3 | 15.3 | 
| 2. | Обжарен. картофелепродукты | 54167.4 | 2850.1 | 5.6 | 
| 3. | П/ф обжарен. карт-тов | 2487.5 | 567.9 | 29.6 | 
| 4. | Сухое картофел. пюре | 708.3 | 147.3 | 26.25 | 
   
Из выше изложенной таблицы 
видно, что наиболее 
Следует отметить, что не один из производимых продуктов не является убыточным и приносит прибыль.
Основные результаты финансового состояния завода в 2003 – 2004 годах, которые дают возможность более полно оценить его работу, представлены в таблице 2.9.
                              
Показатели финансового состояния ДУПП «Технопрод» за
2003 – 2004 г.
| № | Показатели: | Ед. измерения | Оптимальное значение | 2003 г. | 2004 г | 
| Показатели финансирования: | |||||
| 1. | Коэффициент (степень) финансовой независимости (автономии) | коэф. | >0.5 – 0.6 | 0.965 | 0.947 | 
| 2. | Доля долгосрочного займа капитала в общем капитале | коэф. | * | - | - | 
| 3. | Доля краткосрочного заемного капитала в общем капитале | коэф. | * | 0.035 | 0.053 | 
| Расчет покрытия имущества: | |||||
| 4. | Собственный капитал | т. руб. | * | 10438549 | 10635110 | 
| 5. | Внеоборотные активы | т. руб. | * | 10003992 | 9827633 | 
| 6. | Оборотные средства | т. руб | * | 803541 | 1389231 | 
| 7. | Недо/перепокрытие собственным капиталом или собственные оборотные средства | т. руб | * | 434557 | 807477 | 
| 8. | Краткосрочный и долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств | т. руб. | * | 368984 | 581754 | 
| Показатели покрытия оборотных средств: | |||||
| 9. | Коэффициент обеспеченности собственными оборотн. средствами | коэф. | >0.3 | 0.541 | 0.581 | 
| Продолжение таблицы 2.9 | |||||
| 10. | Коэффициент маневренности собственного капитала | коэф. | * | 0.042 | 0.076 | 
| Показатели ликвидности: | |||||
| 11. | Коэффициент абсолютной ликвидности | коэф. | >0.25 | 0.029 | 0.214 | 
| 12. | Коэффициент критической ликвидности | коэф. | >0.7 – 1.0 | 1.044 | 1.223 | 
| 13. | Коэффициент текущей ликвидности | коэф. | >1.7 | 2.151 | 2.340 | 
| 14. | Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия | коэф. | >1.0 | 1.26 | 1.217 | 
| Показатели покрытия задолженности: | |||||
| 15. | Соотношение задолженности и прибыли | коэф. | >1.0 | 1.3 | 0.89 | 
| 16. | Соотношение задолженности и выручки от реализации | коэф. | * | 0.17 | 0.12 | 
    
Проведенные расчеты позволяют 
оценить финансовое состояние 
предприятия. Значение 
Значение коэффициента текущей ликвидности, характеризующего общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, следовательно, способность завода отвечать по краткосрочным обязательствам за счет оборотных активов, по состоянию на 2003 год находился на уровне 2.151, в 2004 году - 2.34.
На платежеспособность предприятия оказывают влияние формы расчетов, скорость оборачиваемости оборотных средств, продолжительность производственного цикла, финансовые результаты, доверие кредиторов и др. Вследствие влияния этих факторов, нормальным значением коэффициента текущей ликвидности считается от 1 до 2, но положительно предприятия оцениваются лишь при условии, что этот коэффициент выше 1. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности 1.7.
  Если 
коэффициент текущей 
Итак, структура баланса предприятия является удовлетворительной и ДУПП «Технопрод» является платежеспособным.
Теперь, для того, чтобы сделать сравнительный анализ по сумме покрытия в целом и прибыли от реализации за предшествующий год, рассчитанной при распределении переменных затрат, рассчитаем данные, сведенные в таблицах 2.10, 2.11 (где содержатся данные в расчете на одну калькуляционную единицу).
Таблица 2.10
Расчет суммы покрытия затрат на всю реализованную продукцию
| Показатели: | Чипсы | Обжар. картоф-ты | П/ф обжаренных картоф-тов | Сухое картофельное пюре | Всего | 
| Выручка, млн. руб. | 393.795 | 54167.36 | 2487.54 | 708.313 | 57757.01 | 
| Переменные затраты, млн. руб. | 272.7 | 41047.76 | 1533.98 | 448.83 | 43303.27 | 
| Сумма покрытия, млн. руб | 121.1 | 13119.6 | 953.56 | 259.483 | 14453.74 | 
Информация о работе Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия