Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:36, дипломная работа

Краткое описание

Понятие конкуренции, как маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа1.doc

— 779.50 Кб (Скачать)
 

  Сравнивая информацию за 2002 г., 2003 г., 2004 г. видно, что произошли значительные колебания в производстве продуктов, так в 2003 году оно было сокращено по сравнению с 2002 годом на 30%, а в 2004 - вновь увеличено на 20.6%. Что касается структуры производства, то наибольший удельный вес имеет полуфабрикат обжаренных картофелепродуктов – 63.9%, второе место занимают обжаренные картофелепродукты – 23.2%, на третьей позиции находится производство сухого картофельного пюре – 10.8%, после – чипсы – 2.1%.

  Необходимо  отметить, что полуфабрикат является единственным продуктом на предприятии, который экспортируется (диаграмма 1).

  

  Диаграмма 2.1 Реализация продукции на рынках республики и зарубежем

  При производстве продукции ДУПП «Технопрод»  несет затраты, где наибольший удельный вес занимают переменные затраты – 80%, а постоянные составляют - 20%. Их структура представлена в следующей таблице 2.6.

    При расчете за калькуляционную  единицу принята 1 тонна продукции. 

            

Таблица 2.6                                                                                                                            

  Структура затрат на производство 1 тонны продукции за 2004 год

  Затраты   Чипсы Обж. карт-ты П/ф обж. кар-тов Сух. картоф.пюре
млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу
Затраты, всего:  25.3   100  340.3   100    4.63    100 8 100
переменные  20.2    80 272.2    80    3.7    80   6.4 80
постоянные   5.1    20    68.1    20    0.93    20   1.6 20

   

  Распределение продукции по каналам реализации, основными из которых являются город, область, республика и экспорт, можно проследить по информации, содержащейся в таблице 2.7.

                                                                                                                                       Таблица 2.7

  Распределение продукции по каналам сбыта

Вид продукции: Канал реализации: В среднем за три года, т. Удельный вес, %
1. Чипсы, всего: -   13.5   100
г. Марьина  Горка   0.3   2.2
Минская область    7.9   58.7
Республика  Беларусь            5.3   39.1
экспорт   -   -
2. Обж.  карт-кты, всего -   150.8   100
г. Марьина  Горка   4.4   2.9
Минская область   67.7   44.9
Республика  Беларусь   78.7   52.2
экспорт   -   -
3. П/ф обж. карт-ктов, всего: -   414.59   100
экспорт   414.59   100
  Продолжение таблицы 2.7
4. Сух. карт. пюре, всего: -   70.13   100
г. Марьина  Горка   0.77   1.1
Минская область    29.1   41.5
Республика  Беларусь   40.26   57.4
экспорт   -   -
 

    Анализируя данную таблицу, можно  проследить следующее:

    а) фактически около 58.7% чипсов сбывается в Минскую область, где расположена основная масса потенциальных покупателей, 39.1% приходится на оставшиеся регионы республики, лишь около 2.2% сбывается непосредственно в самом городе, где расположено предприятие;

    б) обжаренные картофелепродукты в наибольшей степени распространяются по республике (52.2%); чуть меньший удельный вес приходится на область (44.9%) и  2.9% занимает распространение продукции по городу;

    в) что касается полуфабриката  обжаренных картофелепродуктов, то вся реализация направлена на экспорт – все 100%;

        г) сухое картофельное пюре  распространяется в своем большинстве  по республике (57.4%), на второе место выходит область – 41.5% , а также около 1.1% сухого картофельного пюре сбывается в городе.

    Выручка, прибыль и рентабельность продукции за последний год приведены в таблице 2.8 (с учетом как постоянных, так и переменных затрат), а в динамике некоторые из них представлены в приложении 18.

                                                                                                                                    Таблица 2.8

  Результаты  реализации продукции за 2004 год

Вид продукции: Выручка, млн. руб. Прибыль, млн. руб. Рентабельность, %
1. Чипсы 393.8 52.3 15.3
2. Обжарен. картофелепродукты 54167.4 2850.1 5.6
3. П/ф обжарен. карт-тов 2487.5 567.9 29.6
4. Сухое картофел. пюре 708.3 147.3 26.25
 

    Из выше изложенной таблицы  видно, что наиболее рентабельными  видами выпускаемой на ДУПП  «Технопрод» продуктами являются  полуфабрикат обжаренных картофелепродуктов и сухое картофельное пюре. Менее рентабельными являются  чипсы и обжаренные картофелепродукты.

   

  Следует отметить, что не один из производимых продуктов не является убыточным и приносит прибыль.

  Основные  результаты финансового состояния завода в 2003 – 2004 годах, которые дают возможность более полно оценить его работу, представлены в таблице 2.9.

                                                                                                                                     Таблица 2.9

Показатели  финансового состояния ДУПП «Технопрод»  за

2003 –  2004 г.

Показатели: Ед. измерения Оптимальное значение 2003 г. 2004 г
  Показатели  финансирования:        
1. Коэффициент (степень) финансовой независимости (автономии) коэф. >0.5 – 0.6 0.965 0.947
2. Доля долгосрочного  займа капитала в общем капитале коэф. * - -
3. Доля краткосрочного заемного капитала в общем капитале коэф. * 0.035 0.053
  Расчет  покрытия имущества:        
4. Собственный капитал т. руб. * 10438549 10635110
5. Внеоборотные  активы т. руб. * 10003992 9827633
6. Оборотные средства т. руб * 803541 1389231
7. Недо/перепокрытие собственным капиталом или собственные оборотные средства т. руб * 434557 807477
8. Краткосрочный и долгосрочный  заемный капитал для финансирования оборотных средств т. руб. * 368984 581754
  Показатели  покрытия оборотных  средств:        
9. Коэффициент обеспеченности собственными оборотн. средствами коэф. >0.3 0.541 0.581
Продолжение таблицы 2.9
10. Коэффициент маневренности собственного капитала   коэф. * 0.042 0.076
  Показатели  ликвидности:        
11. Коэффициент абсолютной ликвидности коэф. >0.25 0.029 0.214
12. Коэффициент критической ликвидности коэф. >0.7 – 1.0 1.044 1.223
13. Коэффициент текущей  ликвидности коэф. >1.7 2.151 2.340
14. Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия коэф. >1.0 1.26 1.217
  Показатели  покрытия задолженности:        
15. Соотношение задолженности и прибыли коэф. >1.0 1.3 0.89
16. Соотношение задолженности и выручки от реализации коэф. * 0.17 0.12
 

    Проведенные расчеты позволяют  оценить финансовое состояние  предприятия. Значение коэффициента  обеспеченности собственными оборотными  средствами, характеризующего наличие  у предприятия собственных оборотных  средств, необходимых для его  финансовой устойчивости и, следовательно, степень независимости предприятия при финансировании текущей (производственно-хозяйственной) деятельности, по состоянию на 2003 год на уровне 0.541, в 2004 году – 0.581. Нормативное значение этого показателя 0.3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными  средствами  в промышленности республики на 1.10.2004 г. составлял 0.043. Приведенные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне обеспеченности собственными оборотными средствами.

    Значение коэффициента текущей  ликвидности, характеризующего общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств  предприятия, следовательно, способность завода отвечать по краткосрочным обязательствам за счет оборотных активов, по состоянию на 2003 год находился на уровне 2.151, в 2004 году  - 2.34.

  На  платежеспособность предприятия оказывают  влияние формы расчетов, скорость оборачиваемости оборотных средств, продолжительность производственного цикла, финансовые результаты, доверие кредиторов и др. Вследствие влияния этих факторов, нормальным значением коэффициента текущей ликвидности считается от 1 до 2, но положительно предприятия оцениваются лишь при условии, что этот коэффициент выше 1. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности 1.7.

  Если  коэффициент текущей ликвидности  меньше 1, то можно говорить о высоком  финансовом риске, связанном с тем, что предприятие может оказаться не в состоянии оплатить свои счета.

  Итак, структура баланса предприятия является удовлетворительной и ДУПП «Технопрод» является платежеспособным.

  Теперь, для того, чтобы сделать сравнительный  анализ по сумме покрытия в целом  и прибыли от реализации за предшествующий год, рассчитанной при распределении переменных затрат, рассчитаем данные, сведенные в таблицах 2.10, 2.11 (где содержатся данные в расчете на одну калькуляционную единицу).

  Таблица 2.10

Расчет  суммы покрытия затрат на всю реализованную  продукцию

Показатели: Чипсы Обжар. картоф-ты П/ф обжаренных картоф-тов Сухое картофельное пюре Всего
Выручка, млн. руб. 393.795 54167.36 2487.54 708.313 57757.01
Переменные  затраты, млн. руб. 272.7 41047.76 1533.98 448.83 43303.27
Сумма покрытия, млн. руб 121.1 13119.6 953.56 259.483 14453.74

Информация о работе Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия