Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа
В данной курсовой работе необходимо разработать стратегический план для порта Рени. Здесь будут рассмотрены и определены основные цели и задачи данного порта, а также его характеристика с позиций технической оснащенности, наличии трудовых ресурсов и т.д. Будут представлены аспекты маркетинговой среды порта, динамика грузооборота, структура грузооборота, анализ конкурентной среды предприятия и как итог - возможные стратегии роста и конкурентные преимущества порта.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач…………………………………………………………………………………10
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии…………………………….13
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.……...16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенностей их поведения на рынке…………...17
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их воздействия на деятельность предприятия………………………………………………………………………...18
2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в функционировании предприятия………………………………………………………………………...19
2.1.4 Анализ контактных аудиторий предприятия и их воздействия на формирование имиджа предприятия……………………………………………...20
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………………...21
РАЗДЕЛ 3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
3.1 Анализ динамики сбыта предприятия………………………………………...24
3.2 Анализ структуры сбыта предприятия………………………………………..28
3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»…………………………...31
3.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………...40
РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……….47
4.1 Описание приоритетных конкурентов………………………………………..47
4.2 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов………………………….51
4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………………..61
РАЗДЕЛ 5 ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..65
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………………………………………65
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…………………..69
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………………….73
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………....75
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..77
- Химические грузы. В данном случае груз находится в квадрате «хромые утки». Здесь наилучшей маркетинговой стратегией является поиск путей повышения доли рынка.
Матрица «доля рынка – рост рынка» для порта за 2009 год.
- Химические. Позиция – «дойные коровы». Это достаточно хорошая позиция, данный груз является лидером, занимает максимальную долю рынка. Благоприятным является то, что вырученные средства от данного груза можно направить на развитие других областей и грузов.
- уголь попадает
в квадрат «хромые утки», то
есть, необходимо стремиться
- металлы в
данном году попадают в
Матрица «доля рынка – рост рынка» для порта за 2010 год
- Химические. Квадрат «звезды».
Груз является лидером по всем
категориям: темп роста выше среднего
и наибольшая доля рынка.
- уголь, металлы попадают
в квадрат «хромые утки».
Для 2011-го года матрица «Доля рынка - рост рынка» говорит о следующем:
- лидером отрасли являются
грузы химические, в квадрате
«звезды», так как занимают наибольшую
долю рынка и наибольший темп
роста (значение выше среднего)
- металлы в квадрате «дойные коровы». Это значит, что вырученные средства от данного груза можно направить на развитие других областей и грузов.
- уголь в квадрате
«хромая утка». Груз занимает
наименьшую долю рынка.
После построения 4-х моделей «Доля рынка - рост рынка» для каждого в отдельности года можем проанализировать каждый вид груза в соответствии с годами.
1) Химические грузы. В 2008 году данный вид груза занимал позиции в квадрате «хромые утки», что говорило о необходимости увеличения доли рынка. Но уже в 2009 его позиция изменилась и груз переместился в квадрат «дойных коров», в 2010 и 2011 гг. груз занимал твердую позицию в квадрате «звезд».
2) Черные металлы. Вследствие того, что доля рынка в 2009 году значительно уменьшилась по сравнению с 2008 годом (соответственно с 33,4% до 5,9%), он переменил свою позицию из «звезд» в квадрат «трудные дети», наилучшей стратегией которого является увеличение доли рынка. В 2010 году груз оказался в квадрате «хромых уток», уменьшилась доля рынка груза. В 2010 г произошло увеличение доли рынка, и металлы заняли позицию «дойных коров».
3) Уголь. В 2008 году занимал квадрат «звезд», имея наибольшую долю рынка среди остальных грузов и наибольший темп роста. Но в последующих годах произошло резкое снижение доли рынка, в 2009 г - 10,4%, 2010 – 2,3 % и наименьшее значение в 2011 году – 0,4%. Темп роста также снизился, вследствие груз попал в квадрат «хромых уток» с 2009 по 2011 гг. То есть необходимо повышать долю рынка, либо сокращать перевозки данного вида груза, либо уходить и вовсе с этого рынка.
3.4 SWOT – анализ предприятия
SWOT - анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Основными заданиями SWOT – анализа являются:
- определение маркетинговых возможностей, которые соответствуют ресурсам порта;
- определение маркетинговых угроз и разработка мероприятий, относительно ликвидации их влияния;
- выявление сильных сторон порта и сопоставление их с рыночными возможностями;
- определение слабых сторон фирмы и разработка стратегических путей их преодоления;
- определение конкурентных преимуществ порта и формирование его стратегических приоритетов.
В отношении порта Рени, можно выделить такие сильные стороны:
1) хорошее географическое
положение, позволяющее
2) наличие единственного на украинском участе Дуная нефтеучастка, специализирующегося на перевалке сырой нефти и нефтепродуктов;
3) развитие пассажирских перевозок;
4) гибкая система расчетов
с клиентами, возможность
5) наличие паромного комплекса, обрабатывающего суда типа Ро-ро (и в морском и в речном направлениях).
Слабыми сторонами являются следующие:
1)Невысокая скорость
2)небольшая глубина у причалов;
3) принадлежность железной дороги, обслуживающей порт, Молдове;
4) устаревшая организационная структура управления;
5)высокая доля устаревшего оборудования, устаревших технологий, слабые логистические технологии.
Возможностями порта Рени являются следующие:
1)Рост мировой и региональной экономики;
2)развитие инновационных технологий и смешанных (интермодальных) сообщений;
3)развитие паромных и круизных перевозок;
4)усовершенствование государственного регулирования в транспортной отрасли;
5)рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины.
Угрозы порта Рени:
1) Усиление конкурентного давления со стороны портов, находящихся в устье Дуная;
2) недостаточный уровень внешних инвестиций в развитие портовой инфраструктуры;
3) отставание в развитии материально-технической базы всех видов транспорта. Необходимость обновления фондов, повышения производительности перевозок, снижения энергоемкости и ресурсоемкости на транспорте,формирование общего информационного пространства;
4) отставание интеграции Украины в европейскую и мировую транспортные системы;
5) неэффективная транспортная политика, сокращение транзита.
Таблица 3.11
Матрица SWOT-анализа
Внутренняя среда |
Внешняя середа | |||||||||||
Возможности |
Угрозы | |||||||||||
рост мировой и региональной экономики |
развитие инноваций |
развитие паромных и круизных перевозок |
усовершенствование гос. Регулирования |
рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины |
усиление конкуренции |
недостаток инвестиций |
Отставание в развитии материально-технической базы |
0тсавание интеграции |
Неэффективная транспортная политика, сокращение транзита |
Сумма | ||
Сильные стороны |
хорошее географическое положение |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
11 |
развитие пассажирских перевозок |
2 |
0 |
3 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
8 | |
наличие нефтеучастка |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
10 | |
гибкая система расчета с клиентами |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12 | |
Паромный комплекс |
2 |
1 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 | |
Слабые стороны |
невысокая скорость обработки судов |
-3 |
0 |
0 |
0 |
-3 |
-3 |
-2 |
-2 |
-1 |
-2 |
-16 |
небольшая глубина у причалов |
-3 |
0 |
-1 |
0 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
-1 |
-2 |
-13 | |
Принадлежность железной дороги, обслуживающей порт, Молдове |
-1 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
-3 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
-7 | |
устаревшая организация структуры управления |
-3 |
0 |
0 |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
-12 | |
Устаревшее оборудование |
-3 |
-3 |
0 |
0 |
-2 |
-3 |
-1 |
-3 |
-1 |
-1 |
-17 | |
Сумма |
0 |
0 |
7 |
0 |
-4 |
-3 |
0 |
-6 |
-4 |
-7 |
-17 |
Оценка влияния происходила по шкале от +3 до -3, где:
+3 сильное позитивное влияние
+2 среднее позитивное влияние
+1 слабое позитивное влияние
0 нет влияния
-1 слабое негативное влияние
-2 среднее негативное влияние
-3 сильное негативное влияние
Проанализировав данную таблицу
можно сделать некоторые
На данном этапе порт не может использовать свои возможности в полной мере, а также значительно страдает от внешних угроз.
Порту Рени необходимо разработать план по устранению слабых сторон и усилению позиций сильных сторон. Необходимо повысить скорость обработки судов, провести дноуглубительные работы, повысить свою техническую оснащенность, а также модернизировать технику и оборудование. Порту Рени необходимо разработать мероприятия, которые бы помогли порту стать более устойчивыми при негативном влиянии внешней среды, а также от возможных угроз.
На следующем этапе SWOT - анализа выполняется построение матриц возможностей и угроз, выполненных в виде таблиц 3.12 и 3.13.
Таблица 3.12
Матрица возможностей порта Рени
Вероятность использования возможности |
Влияние | ||
сильное |
Умеренное |
Малое | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Высокая |
Рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины. |
1)Рост мировой и региональной экономики; 2) Развитие паромных и круизных перевозок. |
|
Средняя |
1)Усовершенствование
государственного |
||
Низкая |
2)Развитие
инновационных технологий и |
Таблица 3.13
Матрица угроз порта Рени
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
разрушение |
критическое состояние |
тяжелое состояние |
«легкие ушибы» | |
Высокая |
Усиление конкурентного давления со стороны портов, расположенных в устье реки Дунай. |
Неэффективная транспортная политика, сокращение транзита |
Недостаточный уровень внешних инвестиций в развитие портовой инфраструктуры. | |
Средняя |
Отставание в развитии материально-технической базы |
Отставание интеграции Украины в европейскую и мировые ТС |
||
Низкая |
Проанализировав данные в таблицах 3.12 и 3.13 можно сказать о наиболее существенных возможностях и угрозах.
Наиболее реализуемыми
возможностями для данного
Порту Рени необходимо предпринять
меры по повышению своей
РАЗДЕЛ 4
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
4.1 Описание приоритетных конкурентов
В данной курсовой работе были выбраны два приоритетных конкурента - порт города Николаев и порт города Херсон.
Херсонский морской торговый порт
Порт расположен на правом берегу Днепра, в 15 км от его устья. Подход к нему осуществляется по фарватеру, который проходит по реке Рвач, рукаву Ольховой Днепр и собственно по Днепру.
Проектная производительность порта - 5 млн. тонн в год. В порту перерабатываются генеральные, навалочные и насыпные грузы. Более 40% перерабатываемых в порту грузов - минеральные удобрения и химические грузы навалом и пакетированные, и около 40% - хлебные грузы. В порту также перерабатываются черные металлы всех профилей, чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф.
Основные услуги:
1. Перевалка внешнеторговых,
транзитных и каботажных
2. Производство погрузочно-
3. Сепарирование, крепление груза, сухая зачистка трюмов, взвешивание груза на 60-ти тонных и 30-ти тонных автовесах;
4. Упаковка навалочных и насыпных грузов в мешки 50 кг, Big-Bag от 500 до 1000 кг;
5. Хранение груза на
территории порта с целью
Вспомогательные услуги:
1. Перевозка судами портового
флота внешнеторговых и
2. Буксирное сопровождение;
Информация о работе Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта