Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе необходимо разработать стратегический план для порта Рени. Здесь будут рассмотрены и определены основные цели и задачи данного порта, а также его характеристика с позиций технической оснащенности, наличии трудовых ресурсов и т.д. Будут представлены аспекты маркетинговой среды порта, динамика грузооборота, структура грузооборота, анализ конкурентной среды предприятия и как итог - возможные стратегии роста и конкурентные преимущества порта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач…………………………………………………………………………………10
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии…………………………….13
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.……...16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенностей их поведения на рынке…………...17
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их воздействия на деятельность предприятия………………………………………………………………………...18
2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в функционировании предприятия………………………………………………………………………...19
2.1.4 Анализ контактных аудиторий предприятия и их воздействия на формирование имиджа предприятия……………………………………………...20
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………………...21
РАЗДЕЛ 3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
3.1 Анализ динамики сбыта предприятия………………………………………...24
3.2 Анализ структуры сбыта предприятия………………………………………..28
3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»…………………………...31
3.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………...40
РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……….47
4.1 Описание приоритетных конкурентов………………………………………..47
4.2 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов………………………….51
4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………………..61
РАЗДЕЛ 5 ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..65
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………………………………………65
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…………………..69
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………………….73
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………....75
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..77

Файлы: 1 файл

курсовая рени.docx

— 230.98 Кб (Скачать)

- Химические грузы. В данном случае груз находится в квадрате «хромые утки». Здесь наилучшей маркетинговой стратегией является поиск путей повышения доли рынка.

 

 

Матрица «доля рынка – рост рынка» для порта за 2009 год.

- Химические. Позиция – «дойные коровы». Это достаточно хорошая позиция, данный груз является лидером, занимает максимальную долю рынка.  Благоприятным является то, что вырученные средства от данного груза можно направить на развитие других областей и грузов.

- уголь попадает  в квадрат «хромые утки», то  есть, необходимо стремиться увеличивать  долю рынка.

- металлы в  данном году попадают в квадрат  «трудные дети». Это говорит о низкой доле рынка, но хорошем росте. Самой эффективной маркетинговой стратегией на данном этапе является поиск способов увеличения доли рынка. В данном случае можно направлять средства, вырученные от химических грузов, на развитие данного вида груза.

 

 

 

 

Матрица «доля рынка – рост рынка» для порта за 2010 год

- Химические. Квадрат «звезды». Груз является лидером по всем  категориям: темп роста выше среднего  и наибольшая доля рынка. Необходимо  удерживать данную позицию как  можно дольше.

- уголь, металлы попадают  в квадрат «хромые утки». Металлы  занимают большую долю рынка  в сравнении с углем. Но позиции  грузов все же одинаковы, поэтому  необходимо проводить единую  стратегию – стремиться перейти  в категорию «дойные коровы».

Для 2011-го года матрица «Доля рынка - рост рынка» говорит о следующем:

- лидером отрасли являются  грузы химические, в квадрате  «звезды», так как занимают наибольшую  долю рынка и наибольший темп  роста (значение выше среднего). Необходимо проводить стратегию  сохранения такой позиции   как можно дольше.

- металлы в квадрате  «дойные коровы». Это значит,  что вырученные средства от данного груза можно направить на развитие других областей и грузов.

- уголь в квадрате  «хромая утка». Груз занимает  наименьшую долю рынка. Необходимо  стремиться к увеличению доли  рынка данного груза, чтобы  перевести груз в квадрат «дойные  коровы», чтобы можно было использовать  вырученные средства от данного груза для развитие других областей и грузов.

После построения 4-х моделей «Доля рынка - рост рынка» для каждого в отдельности года можем проанализировать каждый вид груза в соответствии с годами.

1) Химические грузы. В  2008 году данный вид груза занимал позиции в квадрате «хромые утки», что говорило о необходимости увеличения доли рынка. Но уже в 2009 его позиция изменилась и груз переместился в квадрат «дойных коров», в 2010 и 2011 гг. груз занимал твердую позицию в квадрате «звезд».

2) Черные металлы. Вследствие того, что доля рынка в 2009 году значительно уменьшилась по сравнению с 2008 годом (соответственно с 33,4% до 5,9%), он переменил свою позицию из «звезд» в квадрат «трудные дети», наилучшей стратегией которого является увеличение доли рынка. В 2010 году груз оказался в квадрате «хромых уток», уменьшилась доля рынка груза. В 2010 г произошло увеличение доли рынка, и металлы заняли позицию «дойных коров».

3) Уголь. В 2008 году занимал квадрат «звезд», имея наибольшую долю рынка среди остальных грузов и наибольший темп роста. Но в последующих годах произошло резкое снижение доли рынка, в 2009 г  - 10,4%, 2010 – 2,3 % и наименьшее значение в 2011 году – 0,4%. Темп роста также снизился, вследствие груз попал в квадрат «хромых уток» с 2009 по 2011 гг. То есть необходимо повышать долю рынка, либо сокращать перевозки данного вида груза, либо уходить и вовсе с этого рынка.

3.4  SWOT – анализ предприятия 

SWOT - анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Основными заданиями  SWOT – анализа  являются:

- определение маркетинговых возможностей, которые соответствуют ресурсам порта;

- определение маркетинговых угроз и разработка мероприятий, относительно ликвидации их влияния;

- выявление сильных сторон порта и сопоставление их с рыночными возможностями;

- определение слабых сторон фирмы и разработка стратегических путей их преодоления;

- определение конкурентных преимуществ порта и формирование его стратегических приоритетов.

В отношении порта Рени, можно выделить  такие сильные  стороны:

1) хорошее географическое  положение, позволяющее принимать  суда как речные так и морские;

2) наличие единственного  на украинском участе Дуная  нефтеучастка, специализирующегося  на  перевалке сырой нефти и  нефтепродуктов;

3) развитие пассажирских  перевозок;

4) гибкая система расчетов  с клиентами, возможность льготного  растаможивания, наличие опытных  таможенных  брокеров;

5) наличие паромного комплекса,  обрабатывающего  суда типа  Ро-ро (и в морском и в речном направлениях).

Слабыми сторонами  являются следующие:

1)Невысокая скорость обработки  судов;

2)небольшая глубина у  причалов;

3) принадлежность железной дороги,  обслуживающей порт,  Молдове;

4) устаревшая организационная структура управления;

5)высокая доля устаревшего оборудования, устаревших технологий, слабые логистические технологии.

Возможностями порта Рени являются следующие:

1)Рост мировой и региональной экономики;

2)развитие инновационных технологий и смешанных  (интермодальных) сообщений;

3)развитие паромных и круизных перевозок;

4)усовершенствование государственного регулирования в транспортной  отрасли;

5)рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины.

Угрозы порта Рени:

1) Усиление конкурентного давления со стороны портов, находящихся в устье Дуная;

2) недостаточный уровень внешних инвестиций в развитие  портовой инфраструктуры;

3) отставание в развитии материально-технической базы всех видов транспорта. Необходимость обновления фондов, повышения производительности перевозок, снижения энергоемкости и ресурсоемкости на транспорте,формирование общего информационного пространства;

4) отставание интеграции Украины в европейскую и мировую транспортные системы;

5) неэффективная транспортная  политика, сокращение транзита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.11

Матрица SWOT-анализа

 

 

 

Внутренняя среда

Внешняя середа

Возможности

Угрозы

рост мировой и региональной экономики

развитие инноваций

развитие паромных и круизных перевозок

усовершенствование гос. Регулирования

рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины

усиление конкуренции

недостаток инвестиций

Отставание в развитии материально-технической базы

0тсавание интеграции

Неэффективная транспортная  политика, сокращение транзита

Сумма

Сильные стороны

хорошее географическое положение

3

1

3

0

2

1

1

0

0

0

11

развитие пассажирских перевозок

2

0

3

0

0

2

1

0

0

0

8

наличие нефтеучастка

3

1

0

1

1

3

1

0

0

0

10

гибкая система расчета  с клиентами

3

0

2

0

2

3

2

0

0

0

12

Паромный комплекс

2

1

0

0

3

1

0

0

0

0

7

Слабые стороны

невысокая скорость обработки  судов

-3

0

0

0

-3

-3

-2

-2

-1

-2

-16

небольшая глубина у причалов

-3

0

-1

0

-3

-2

-1

0

-1

-2

-13

Принадлежность железной дороги, обслуживающей порт, Молдове

-1

0

0

0

-2

-3

0

0

0

-1

-7

устаревшая организация  структуры управления

-3

0

0

-1

-2

-2

-1

-1

-1

-1

-12

 

Устаревшее оборудование

-3

-3

0

0

-2

-3

-1

-3

-1

-1

-17

 

Сумма

0

0

7

0

-4

-3

0

-6

-4

-7

-17


Оценка влияния происходила  по шкале от +3 до -3, где:

+3 сильное позитивное  влияние

+2 среднее позитивное  влияние

+1 слабое позитивное влияние

0 нет влияния

-1 слабое негативное влияние

-2 среднее негативное  влияние

-3 сильное негативное  влияние

Проанализировав данную таблицу  можно сделать некоторые выводы.

На данном этапе порт не может использовать свои возможности  в полной мере, а также значительно  страдает от внешних угроз.

Порту Рени необходимо разработать  план по устранению слабых сторон и  усилению позиций сильных сторон. Необходимо повысить скорость обработки  судов, провести дноуглубительные работы, повысить свою техническую оснащенность, а также модернизировать технику и оборудование. Порту Рени необходимо разработать мероприятия, которые бы помогли порту стать более устойчивыми при негативном влиянии внешней среды, а также от возможных угроз.

На следующем этапе  SWOT - анализа выполняется построение матриц возможностей и угроз, выполненных в виде таблиц 3.12 и 3.13.

 

 

 

 

Таблица 3.12

Матрица возможностей порта  Рени

Вероятность использования возможности

Влияние

сильное

Умеренное

Малое

1

2

3

4

Высокая

Рост грузопотоков по всем дунайским портам Украины.

1)Рост  мировой   и  региональной экономики;

2) Развитие паромных  и круизных перевозок.

 

Средняя

 

1)Усовершенствование  государственного регулирования  в области транспорта;

 

Низкая

 

2)Развитие  инновационных технологий и смешанных  (интермодальных сообщений).

 

Таблица 3.13

Матрица угроз порта Рени

Вероятность реализации угрозы

Возможные последствия

разрушение

критическое состояние

тяжелое состояние

«легкие ушибы»

Высокая

 

Усиление  конкурентного давления со стороны  портов, расположенных в устье  реки Дунай.

Неэффективная транспортная  политика, сокращение транзита

Недостаточный уровень внешних инвестиций в  развитие портовой инфраструктуры.

Средняя

 

Отставание  в развитии материально-технической  базы

Отставание  интеграции Украины в европейскую  и мировые ТС

 

Низкая

       

 

Проанализировав данные в таблицах 3.12 и 3.13 можно сказать о наиболее существенных возможностях и угрозах.

Наиболее реализуемыми  возможностями для данного порта  является: роста грузопотоков по всем дунайским портам Украины, а также  возможность роста мировой экономики  и развитие паромных и круизных перевозок. Наиболее сильной угрозой является обострившаяся конкуренция со стон портов, расположенных в устье  реки Дунай, а также отставание в  развитии материально-технической  базы.

Порту Рени необходимо предпринять  меры по повышению своей конкурентоспособности, а именно:

    1. улучшить техническую базу;
    2. эффективнее использовать складские помещения;
    3. усовершенствовать организационную структуру управления и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

4.1 Описание приоритетных конкурентов

В данной курсовой работе были выбраны два приоритетных конкурента -  порт города Николаев и порт города Херсон.

Херсонский морской торговый порт

Порт расположен на правом берегу Днепра, в 15 км от его устья. Подход к нему осуществляется по фарватеру, который проходит по реке Рвач, рукаву Ольховой Днепр и собственно по Днепру.

Проектная производительность порта - 5 млн. тонн в год. В порту  перерабатываются генеральные, навалочные и насыпные грузы. Более 40% перерабатываемых в порту грузов - минеральные удобрения  и химические грузы навалом и  пакетированные, и около 40% - хлебные  грузы. В порту также перерабатываются черные металлы всех профилей, чугун  в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф.

Основные услуги:

1. Перевалка внешнеторговых, транзитных и каботажных грузов;

2. Производство погрузочно-разгрузочных  работ; 

3. Сепарирование, крепление  груза, сухая зачистка трюмов, взвешивание груза на 60-ти тонных  и 30-ти тонных автовесах;

4. Упаковка навалочных  и насыпных грузов в мешки  50 кг, Big-Bag от 500 до 1000 кг;

5. Хранение груза на  территории порта с целью накопления  клиентом судовой партии;

Вспомогательные услуги:

1. Перевозка судами портового  флота внешнеторговых и транзитных  грузов в порты Черного моря;

2. Буксирное сопровождение; 

Информация о работе Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта