Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе необходимо разработать стратегический план для порта Рени. Здесь будут рассмотрены и определены основные цели и задачи данного порта, а также его характеристика с позиций технической оснащенности, наличии трудовых ресурсов и т.д. Будут представлены аспекты маркетинговой среды порта, динамика грузооборота, структура грузооборота, анализ конкурентной среды предприятия и как итог - возможные стратегии роста и конкурентные преимущества порта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач…………………………………………………………………………………10
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии…………………………….13
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.……...16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенностей их поведения на рынке…………...17
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их воздействия на деятельность предприятия………………………………………………………………………...18
2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в функционировании предприятия………………………………………………………………………...19
2.1.4 Анализ контактных аудиторий предприятия и их воздействия на формирование имиджа предприятия……………………………………………...20
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………………...21
РАЗДЕЛ 3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
3.1 Анализ динамики сбыта предприятия………………………………………...24
3.2 Анализ структуры сбыта предприятия………………………………………..28
3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»…………………………...31
3.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………...40
РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……….47
4.1 Описание приоритетных конкурентов………………………………………..47
4.2 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов………………………….51
4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………………..61
РАЗДЕЛ 5 ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..65
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………………………………………65
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…………………..69
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………………….73
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………....75
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..77

Файлы: 1 файл

курсовая рени.docx

— 230.98 Кб (Скачать)

 

3.2 Анализ структуры грузооборота  порта Рени

На основании исходных данных проведем оценку структуры грузооборота по конкретным видам грузов. Результаты исследования изучаемых показателей приведем в таблице 3.5 и на рисунках 3 и 4.

Таблица 3.4

Грузооборот основных видов  грузов в порту Рени, тыс.т.

груз/год

2007

2008

2009

2010

2011

нефтепродукты

401,2

385,4

600,1

593,2

480

Химические (наливные)

45,3

9,7

0,6

4,2

31,9

уголь

595,9

1173,4

144,5

19,7

6,6

руда

809,3

936,8

366,8

376,8

285

строительные

7,5

-

4,7

-

-

Химические (сыпучие)

277,5

217,8

119,8

93,8

86,4

хлебные

399,1

293,1

534,4

339,5

489,6

черные металлы

140,1

252,1

58,8

72,8

111,7

химические

138,7

110,1

55,7

48

49,4

прочие

72,8

70

26,3

39,4

59,2

всего

2887,4

3448,4

1911,7

1587,4

1599,8


 

Расчеты представлены по формуле  общего вида:

ДР =                                                 (3.4)

где ДР – доля рынка выбранного груза в общем объеме грузооборота,

      объем грузооборота порта по выбранному грузу

- объем общего  грузооборота порта.

Таблица 3.5

Доля рынка по видам  грузов порта Рени, %

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

химикаты

9,6

6,3

6,3

5,9

5,4

уголь

20,6

34,0

7,6

1,2

0,4

металлы

4,9

10,2

3,1

4,6

7,0


 

Построим круговые диаграммы  за 2007 и 2011гг. по данным порта Рени из таблицы 3.4, отобразив структуру грузооборота порта и долю рынка, занимаемую выбранными грузами по сравнению с остальными грузами.

Рис. 3.3.Структура грузооборота порта по видам виду грузов в 2007 году

Рис. 3.4.Структура грузооборота порта по видам виду грузов в 2008 году

Рис. 3.5.Структура грузооборота порта по видам виду грузов в 2009 году

Рис. 3.6.Структура грузооборота порта по видам виду грузов в 2010 году

Рис. 3.7.Структура грузооборота порта по видам виду грузов в 2011 году

Исходя из представленных диаграмм структуры грузооборота порта  можно выделить грузы с наибольшей долей рынка, а именно: руда ( наибольшее значение в 2007 г – 28%), химические сыпучие, нефтепродукты (в 2009 г. – 37%), хлебные, черные металлы. Наименьшую долю рынка занимают такие грузы как строительные (в 2008,2010,2011 вообще не перегружались в порту), химические наливные, химические тарно-штучные.

Уголь занимал большую  долю рынка в 2007-2008 гг. (соответственно 21% и 34%). В последующих годах его доля рынка значительно уменьшалась с каждым годом. Доля рынка черных металлов и химических (сыпучих) грузов значительно не изменялась в общей структуре грузооборота.

 

3.3 Построение матрицы  « Доля рынка - Рост рынка »

Для построения матрицы «Доля  рынка - Рост рынка» необходимо выполнить расчеты по следующим формулам.

Темп роста рынка стивидорных  услуг по видам грузов рассчитывается по формуле:

Tpit = Eit /Eit-1 * 100,                                         (3.5)

где Ei - емкость рынка по i-му грузу за текущий год;

      Eit-1 - емкость рынка по i-му грузу за предыдущий год.

Таблица 3.6

Емкость рынка стивидорных услуг Украины по видам грузов, тыс. т

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Химические (сыпучие)

10325,4

7993,9

4918,1

5769,1

7166,6

уголь

15776,5

17333,6

12508,2

12396,0

12415,9

Черные металлы

24483,5

25382,6

21938,4

20136,0

18138,8


 

Таблица 3.7

Темп роста рынка по видам грузов, %

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

химические

-

77,4

61,5

117,3

124,2

уголь

-

109,9

72,2

99,1

100,2

черные металлы

-

103,7

86,4

91,8

90,1

           

Средний темп роста, %

-

97

73,4

102,7

104,8


 

Доля рынка по видам  грузов рассчитывается по формуле:

ДРij = Qij / Ei *100,                                            (3.6)

где ДРij   - доля рынка j –го порта по i-му грузу;

    Qij – грузооборот j –го порта по i-му грузу;

    Ei – емкость рынка по i-му грузу.

 

Таблица 3.8

Доля рынка по видам  грузов порта Рени, %

грузы

2007

2008

2009

2010

2011

Химические (сыпучие)

2,7

2,7

2,4

1,6

1,2

уголь

3,8

6,8

1,2

0,2

0,1

Черные металлы

0,6

1,4

0,3

0,4

0,6


 

Как видно из таблицы,  доля рынка химических грузов имеет  тенденцию и снижению, наибольшее значение в 2007 и в 2008 гг – 2,7%, в минимальное  в 2011 – 1,2%. Уголь наибольшее значение имеет в 2008 году – 6,8% по сравнению  с 2007 годом 3,8%. И , начиная с 2009 года также  снижается доля рынка данного  вида груза. Минимальное значение в 2011 году – 0,1%, оно минимальное среди  остальных грузов. Черные металлы  также занимают незначительную долю рынка, даже самую малую по сравнению  с долями других грузов. Максимальная доля наблюдалась в 2008 году – 1,4%, минимальная  в 2009 г  – 0,3%.

Таблица 3.9

Доля рынка  по видам грузов приоритетных конкурентов, %

Вид груза

Доля рынка, %

Николаев

Херсон

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

Химические

17,27

21,81

0,37

7,71

10,29

4,28

4,82

6,93

6,10

5,67

Уголь

15,11

17,79

11,14

6,92

12,40

0,54

0,80

0,00

0,003

0,24

Черные металлы

4,18

4,17

4,56

7,32

7,59

0,13

0,20

1,46

0,77

0,67


 

Следующим шагом  будет расчет относительной доли рынка по видам грузов, которая  рассчитывается по формуле:

,                                            (3.7)

где - доля рынка исследуемого порта по i-му грузу;

          - доля рынка порта - приоритетного конкурента (ПК) по i-му грузу.

Расчеты осуществляются за 5 лет. Результаты занесены в таблицу 3.8.

Считая относительную  долю рынка по видам грузов за каждый год необходимо определить порт, доля рынка которого превышает долю рынка  другого порта конкурента, то есть является наиболее опасным портом для  нашего основного порта. По химическим грузам наибольшую долю рынка имеет  Николаевский морской порт, кроме 2009 года, в этом году лидером является Херсонский порт с долей рынка 6,93% против 0,37% в Николаевском порту. Лидером  и опасным конкурентом по углю также является Николаев, поэтому  будем использовать значения именно этого порта. Наибольшая доля рынка  наблюдалась в 2008 году – 17,97%. Наибольшую долю рынка по черным металлам за весь период (2007-2011 гг.) имеет Николаевский порт. То есть Николаев является опасным  конкурентом для порта Рени по данным видам грузов.

Таблица 3.10

Относительные доли основного порта по конкурентным грузам, %

вид груза

относительная доля рынка, %

2007

2008

2009

2010

2011

химические

15,6

12,5

35,2

21,1

11,7

уголь

25,0

38,1

10,4

2,3

0,4

черные металлы

13,7

33,4

5,9

4,9

8,1


 

Теперь на основе посчитанных  значений, на основе данных таблицы 3.7 и табл. 3.10 построим матрицы «доля рынка – рост рынка».

Согласно матрице «доля  рынка – рост рынка», вертикальная ось определяет меру привлекательности  рынка, а  горизонтальная – устойчивость положения компании на рынке.

Выделяют четыре возможных  варианта «поведения» изучаемых  направлений деятельности (товарных групп):

· «звёзды»

· «дойные коровы»

· «хромые утки»

· «трудные дети».

Четыре возможных варианта представлены в матрице следующим  образом:

    

Для «звезд» характерен быстрый  рост, значительная доля рынка. Для  «дойных коров» - стабильность темпов роста, высокий доход. Для «хромых  уток» - это деятельность, требующая  значительных средств для сохранения позиций. Ну а последняя группа –  достаточный стабильный для порта  доход.

Теперь построим аналогичные  матрицы за четыре года (2008 - 2011гг.).


Согласно матрице «доля  рынка – рост рынка» для порта за 2008 год, можно сказать следующее:

- уголь попал в квадрат  «звезды». Это значит что он  является лидером на рынке,  так как он занимает максимальную  долю рынка и темп роста  выше среднего значения. Наиболее верной маркетинговой стратегией на данном этапе будет: как можно дольше удерживать такую долю рынка и такой рост.

- металлы также попадают  в «звезды», пусть и меньшими  значениями доли рынка и темпа  роста, но вопреки этому груз  занимает также значительную  долю рынка и является вторым, после угля, лидирующим грузом.

Информация о работе Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта