Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе необходимо разработать стратегический план для порта Рени. Здесь будут рассмотрены и определены основные цели и задачи данного порта, а также его характеристика с позиций технической оснащенности, наличии трудовых ресурсов и т.д. Будут представлены аспекты маркетинговой среды порта, динамика грузооборота, структура грузооборота, анализ конкурентной среды предприятия и как итог - возможные стратегии роста и конкурентные преимущества порта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач…………………………………………………………………………………10
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии…………………………….13
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.……...16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенностей их поведения на рынке…………...17
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их воздействия на деятельность предприятия………………………………………………………………………...18
2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в функционировании предприятия………………………………………………………………………...19
2.1.4 Анализ контактных аудиторий предприятия и их воздействия на формирование имиджа предприятия……………………………………………...20
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………………...21
РАЗДЕЛ 3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
3.1 Анализ динамики сбыта предприятия………………………………………...24
3.2 Анализ структуры сбыта предприятия………………………………………..28
3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»…………………………...31
3.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………...40
РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……….47
4.1 Описание приоритетных конкурентов………………………………………..47
4.2 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов………………………….51
4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………………..61
РАЗДЕЛ 5 ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..65
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………………………………………65
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…………………..69
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………………….73
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………....75
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..77

Файлы: 1 файл

курсовая рени.docx

— 230.98 Кб (Скачать)

Как самостоятельные  экономические субъекты, порты стремятся  привлечь клиентуру, расширить номенклатуру обрабатываемых грузов, либо, наоборот, специализироваться на переработке  определенных наименований грузов, снизить  время на их переработку за счёт постройки новых портовых перегрузочных  комплексов, привлечении новых производственных мощностей.

Выделяют понятие основной причины существования предприятия (порта) на рынке, т.е. главной цели предприятия, которой подчинены все остальные цели, - это понятие миссии организации. Под целью понимается желаемое конечное состояние системы (т.е. предприятия).

На данном этапе развития украинских портов их главная цель заключается в том, чтобы свести к минимуму затраты на прохождение  грузов через порт (снижение себестоимости) и на этой базе формировать приемлемые тарифы, обеспечить оптимальные сроки  этого прохождения и максимально  повысить добавленную стоимость  груза. 

Кроме того, среди целей  выделяют долгосрочные цели, реализация которых занимает длительный промежуток времени, средне- и краткосрочные. Все  они находятся в строгой иерархии. Каждое предприятие, и порт в частности, определяет для себя эту иерархию,  называемое деревом целей. Данное дерево целей порта Рени представлено на Рисунке 1.1.

Одной из главных проблем  порта явлется малые глубины  подходных каналов, котрые позволяют проходить судам с определенной осадкой.

 

 

 

 

 

 

 

 




 




 



 


 

 


 





Рис.1.1 Дерево целей

Рис 1.1 Дерево целей порта

    1. Описание сферы деятельности портового маркетинга, приемов и

методов маркетинга, которые  используются портом

Под портовым маркетингом  подразумевается такая функция  портового менеджмента, которая  направлена на организацию деятельности порта, обеспечивающую ему сохранение и повышение конкурентоспособного потенциала с учетом состояния внутренней и внешней среды порта.

Зарубежный опыт свидетельствует  о том, что сегодня, в условиях жесткой конкуренции, маркетинг  является одним из важнейших видов  деятельности любого порта, заключительным этапом которой является привлечение  грузопотоков в порт. Кроме того, портовый маркетинг важен еще  и потому, что позволяет отслеживать  изменения, происходящие во внешней  и внутренней среде и на этой основе вырабатывать управленческие решения, обеспечивающие достижение установленных  маркетинговых целей. Через маркетинг  порты имеют возможность получать информацию о реальных и потенциальных  потребностях и запросах пользователей  портовых услуг. Это позволяет им действовать целенаправленно, напрямую контактировать с пользователями порта, предлагая им именно то, в чем  они нуждаются.

Даже в том порту, у  которого нет реальных конкурентов  среди других портов, маркетинг играет ключевую роль в достижении поставленных целей, позволяя внимательно отслеживать  динамику развития рынка и рыночной конъюнктуры и на этой основе реагировать  на изменения во внешней среде.

К основным направлениям современного портового маркетинга относится информационная, исследовательская и рекламно - пропагандистская деятельность.

Информационное направление предусматривает  не только распространение среди  пользователей порта информации о работах, услугах, предлагаемых портом, но и получение от пользователей  информации о том, какие услуги от порта они ожидают. Сориентированная на маркетинг информация должна включать:

  • сведения о всех крупных имеющихся и потенциальных пользователях порта, об их производственно-хозяйственной деятельности, долгосрочных планах, потребностях и трудностях и т. д.;
  • данные о технических новшествах и экономических изменениях на всех видах транспорта, а также в других портах, о развитии смешанных перевозок, системе электронной обработки данных, новых типах транспортных средств;
  • материалы об общеэкономических, коммерческих и промышленных изменениях в странах и торговых партнерах Украины, самой Украине, ее отдельных регионах, которые влияют на объем грузопотоков, географию их происхождения и назначения;
  • сведения о положении в других портах, особенно в портах-конкурентах и портах-партнерах по перевозкам: организация погрузочно-разгрузочных работ, технический потенциал, пропускная способность, фактическая загрузка, цены, портовые сборы и т. д.;
  • информацию о деятельности других видов транспорта, работающих в контакте с портом;
  • всеобъемлющую и детальную информацию о собственном порте.

Исследовательская деятельность в рамках портового маркетинга должна проводиться на уровне отдельных  сегментов рынка. Здесь необходимо прежде всего исследовать контейнерные перевозки, перевозки на специализированных судах типа «ро-ро» и т. п., перевозки  сухогрузов по их основным видам, наливных грузов и другие. Исследовательская  деятельность в системе портового  маркетинга должна рассматриваться  не как разовое мероприятие, необходимое  для привлечения новых грузопотоков, но как систематическая работа по прогнозированию будущего уже существующих грузопотоков, их изменений и вероятных  изменений в способах перевозки, обслуживания и обработки грузов.

Маркетинговые исследования нужно проводить на системной  основе, в ее рамках должны анализироваться  следующие комплексы проблем, затрагивающих  деятельность портов:

1)технические преобразования  и экономические перемены в  транспортных процессах, развитие  различных звеньев в транспортной  сети;

2)последствия для портов  изменений в промышленности, сельском  хозяйстве, внешней торговле, влияющих  на объемы грузопотоков, места  их зарождения и назначения;

3)влияние на портовую  деятельность государственной политики, состояние нормативно-правовой базы, работы организаций-партнеров, смежных  видов транспорта и т. п.

Заключительной стадией  портового маркетинга является рекламно-пропагандистская деятельность, в ее рамках осуществляется выход на определенные объекты (грузовладельцев, судовладельцев, экспедиторов и других), реализуются намеченные мероприятия  и осуществляется сбор новой информации. На этом этапе портам следует опираться  на широко используемый в мировой  практике принцип: «Обслуживай клиента, как короля».

Важным элементом рекламно-пропагандистской работы является издательская деятельность. Кроме публикаций о функционировании порта в журналах, обзорах, брошюрах, газетах, каждому, особенно крупному, порту, необходимо иметь собственное издание, в котором бы на регулярной основе публиковалась информация о нем  — о внедрении новых технологий, новых проектов, достижениях, тарифах, правилах и т. п.

Многочисленные мероприятия  портового маркетинга должны реализовываться  не только специальной структурой (отделом, службой) управления портом, но и практически  всеми его производственными  и вспомогательными подразделениями.

РАЗДЕЛ 2

ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПОРТА

Маркетинговая среда –  совокупность активных субъектов и  сил, действующих за пределами фирмы  и влияющих на возможности руководства  службой маркетинга устанавливать  и поддерживать с целевыми клиентами  отношения успешного делового сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения  и полной неопределённости, она сильно влияет на деятельность фирмы.

 Маркетинговая  среда слагается из микросреды  и макросреды.

2.1 Характеристика микросреды  порта

Микросреда - это силы, имеющие непосредственное отношение к деятельности порта.

К ней относятся:

1. подразделения самой  фирмы

2. поставщики

3. маркетинговые посредники

4. конкуренты

5. клиенты

6. контактные аудитории

Подразделения самой фирмы. При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга фирмы  должны учитывать интересы прочих групп  внутри самой фирмы, таких как  высшее руководство, финансовая служба, служба материально-технического снабжения, производство и бухгалтерия. Для  разработчиков маркетинговых планов все эти группы как раз и  составляют микросреду фирмы. Управляющие  по маркетингу должны принимать решения  не противоречащие планам высшего руководства. Управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы.

Взаимоотношения между предприятием и субъектами микросреды равноправные — как они могут оказывать  влияние на предприятие, так и  оно оказывает влияние на них.

Далее подробнее опишем каждую составляющею.

 

2.1.1 Анализ потребителей  и особенностей их поведения  на рынке

Покупатели (потребители) - важнейшая  составляющая микросреды маркетинга. Знание конкретных желаний своих  потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать  четкие цели развития и программы  их осуществления. Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений  и предложения организации мер  по корректировке ее деятельности.

Для порта потребителями  его продукции являются:

- различные судовладельцы  – за право захождения судна  в порт и его пребывания  там какой-то период они платят  порту деньги, так называемые  «портовые сборы»;

- грузовладельцы. Как известно, обработка грузов – основное  направление деятельности порта,  таким образом, грузовладельцы  приносят основную часть доходов  порта; они предъявляют определенные требования к качеству услуг порта.  Они так же могут влиять на цену перевозки. В основном это время перегрузки грузов, своевременное и качественное оформление необходимых документов, а также упаковка и переработка грузов и т.д. Потому влияние клиентов на деятельность порта также велико, ведь именно они, в конечном счете, определяют, какие именно услуги необходимо предоставлять порту, в каких объемах, какого качества и по какой цене.

- пассажиры – так как  порт специализируется не только  на грузо-, а и на пассажирских  перевозках, они также являются  потребителями для порта.

2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность

порта

Поставщики - это  деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие порт и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных услуг. Чтобы производить свою основную деятельность порт должен закупать рабочую силу, оборудование, топливо, электроэнергию, компьютеры и прочие  вещи, которые нужны для продолжения его функционирования.

События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на  маркетинговую деятельность порта. Заместитель по маркетингу должен внимательно следить за ценами на предметы снабжения,  поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на, производимые портом, услуги. Нехватка тех или иных материальных ресурсов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность, производимых портом, услуг заказчикам.

Поставщиками для порта могут  выступать предприятия-поставщики погрузочно-разгрузочной техники, поставщики топлива и т.д. судоходные компании; порты; предприятия транспортного сервиса (транспортно-экспедиторские, агентские, снабженческие (шип-чандлерские) компании, компании фрахтовые брокеры и т.п.).

Судоходные компании и порты  осуществляют непосредственно процесс  доставки грузов (перевозка, перевалка, хранение), или, говоря иначе, предоставляют  транспортную услугу в узком смысле этого слова. 

Порту необходимо найти «рычаги  воздействия» на поставщиков ресурсов, скоординировать работу для улучшения  собственной деятельности.

Без поставщиков порт не мог бы продолжать свою работу, ему постоянно нужны новые ресурсы, без которых его деятельность очень быстро сойдет на ноль. Вот почему очень важно иметь надежных поставщиков.

2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в

функционировании порта

Маркетинговые посредники предприятия  – это связующие звенья между  предприятием и элементами его микросреды, то есть поставщиками, клиентами, контактными  аудиториями.

Для порта таковыми являются:

- туристические агентства  – подыскивают для порта потребителей  – пассажиров. Если определенное  лицо хочет отправиться в путешествие  на водном транспорте, оно обращается  к услугам туристического агентства,  которое в свою очередь и  сотрудничает с портом.

- агентские и экспедиторские  компании, которые помогают найти  клиентов, желающих перевезти груз, через или в данный порт.

Порт Рени тесно сотрудничает с агентскими, экспедиторскими и  сюрвейерскими компаниями, что способствует эффективной организации комплексного обслуживания клиентов: ООО «Аккорд», ООО «IMEX Whitney InvestmentCompany», ГП “Ренивнештранс”, ООО «Агенство Стрим»  и другие.

Информация о работе Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта