Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа
В данной курсовой работе необходимо разработать стратегический план для порта Рени. Здесь будут рассмотрены и определены основные цели и задачи данного порта, а также его характеристика с позиций технической оснащенности, наличии трудовых ресурсов и т.д. Будут представлены аспекты маркетинговой среды порта, динамика грузооборота, структура грузооборота, анализ конкурентной среды предприятия и как итог - возможные стратегии роста и конкурентные преимущества порта.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………….6
1.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач…………………………………………………………………………………10
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приемов и методов маркетинга, которые используются на предприятии…………………………….13
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.……...16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенностей их поведения на рынке…………...17
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их воздействия на деятельность предприятия………………………………………………………………………...18
2.1.3 Анализ маркетинговых посредников и их роли в функционировании предприятия………………………………………………………………………...19
2.1.4 Анализ контактных аудиторий предприятия и их воздействия на формирование имиджа предприятия……………………………………………...20
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………………...21
РАЗДЕЛ 3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
3.1 Анализ динамики сбыта предприятия………………………………………...24
3.2 Анализ структуры сбыта предприятия………………………………………..28
3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»…………………………...31
3.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………...40
РАЗДЕЛ 4 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……….47
4.1 Описание приоритетных конкурентов………………………………………..47
4.2 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов………………………….51
4.3 Анализ конкурентоспособности предприятия………………………………..61
РАЗДЕЛ 5 ВЫБОР МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……..65
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………………………………………65
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…………………..69
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………………….73
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………....75
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..77
- Агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают порту точнее продвигать его услуги на подходящие для него рынки. Порт должен решить, будет ли он пользоваться услугами этих организаций или выполнит все необходимые работы самостоятельно.
- крюинговые компании, которые
непосредственно осуществляют
Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность грузов на пути к их очередному месту назначения. В число «транспортных фирм» входят железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, экспедиторские фирмы и прочие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое. Порту нужно выбрать самые экономичные методы погрузки-выгрузки, сбалансировав такие факторы, как скорость и сохранность погрузки-выгрузки грузов.
К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие, порту финансировать различные финансовые операции или страховать себя от риска в связи с покупкой основных фондов или других материальных ценностей.
В общей сложности, говоря о маркетинговых посредниках, необходимо отметить важность правильного выбора порта, поскольку от деятельности маркетинговых посредником зависит то, каким образом порт будет представлен на рынке, а соответственно, и реакция конкурентов и клиентов.
2.1.4 Анализ контактных аудиторий порта и их влияния на
формирования имиджа порта
Контактная аудитория - любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать деятельности порта.
Благотворная аудитория-группа, интерес которой к порту носит очень благотворный характер (например, банки, которые могут выдать кредит для порта при необходимости, а также которые держат денежные средства порта на его счету).
Искомая аудитория-та, чьей заинтересованности порт ищет, но не всегда находит (местная и широкая публика, относительно к порту – все потенциальные потребители его услуг).
Нежелательная аудитория-группа, интереса которой порт старается не привлекать, но вынужден считаться с ним, если она проявляется. К ней можно отнести различные общественные организации, например, экологические по борьбе с загрязнением окружающей среды, которые настроены негативно по отношению к порту, санэпидемстанции и подобные организации).
СМИ – очень важная контактная аудитория для порта, причем в разрезе двух аспектов. Во-первых, через них составляется общественное мнение о работе порта, которое может быть как положительным, так и отрицательным, что влияет на имидж и престиж порта, а соответственно и на его доходы. Во-вторых, порт может выпускать свою собственную литературу, раскрывающую его деятельность, основные достоинства и преимущества перед другими портами.
2.2 Характеристика макросреды порта
Порт и его поставщики,
маркетинговые посредники, клиентура,
конкуренты и контактные аудитории
функционируют в рамках более
обширной макросреды сил, которые либо
открывают новые возможности, либо
грозят порту новыми опасностями. Эти
силы представляют собой те самые
«не поддающиеся контролю»
- Демографический фактор.
Население является источником
рабочей силы порта, а также
и его потребителями, поэтому
изменения в его структуре
(возрастной, половой, рост или
уменьшение численности и т.д.)
будут влиять и на работу
порта. Также важным фактором
является наличие или
- Экономический фактор. Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Это относится и к деятельности порта. Прежде всего этот фактор подразумевает, а существует ли вообще в стране экономика, в какой стадии развития она находится, какие основные ее тенденции, например, экономический спад, высокий или низкий уровень безработицы, стоимость получения кредитов, и как это все влияет на портовые и налоговые сборы, на тарифы порта и т.д.
На Украине
экономическая ситуация нестабильна,
спад деловой активности, высокий уровень
безработицы и высокие ставки учетного
процента и т. п., все это мешает порту
нормально работать и развиваться. В настоящее
время происходит сокращение штатной
численности работников порта. В результате,
на конец 2011 г. средне учетная численность
работников сократилась на 152 чел., против
2010 г. на 10,2%.
В порту сейчас трудятся
– 1249 чел., а когда то работало более 3-х
тыс.
На грузооборот порта также влияет экономический фактор, так при увеличении совокупного продукта страны на 1% объем грузооборота увеличивается на 2%.
- Научно-технический фактор. При изучении научно-технической среды порт интересуют новые технологии и разработки, возможность их внедрения, усовершенствований в уже существующие разработки, и внимание государства к этому вопросу. Для деятельности порта очень важна работа его оборудования, например, различной перегрузочной техники, которая постоянно совершенствуется в связи с НТП, и необходимо постоянное внедрение новшеств, чтобы иметь преимущества или хотя бы не отставать от конкурентов. Также порт должен быть в курсе о последних нововведениях относительно типов судов, усовершенствований и т.п.
- Природный фактор. Говоря о природной среде, подразумевается состояние окружающей среды, вмешательство государства в этот процесс. Например, зимой, когда замерзает море при отрицательной температуре, очевидно, что порт должен приостановить на время свою работу – это действие влияние именно природного фактора.
-Политико-правовой фактор. Для политической среды характерны: законодательное регулирование портовой деятельности, т.е. позволяет ли законодательная база функционировать порту эффективно, или нет. Всякие законодательные акты как ограничивают, так и расширяют возможности порта. Также сюда относят политическую и юридическую стабильность, что привлекает или наоборот отталкивает клиентуру порта, особенно зарубежную. На лицо очень слабая государственная поддержка Ренийского порта.
- Культурный фактор. Он
не оказывает особого влияния
на порт в отношении перевозки
и переработки груза, однако
в сфере пассажироперевозок
РАЗДЕЛ 3
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА
3.1 Анализ грузооборота порта
Для порта Рени осуществляем подборку данных статистического учёта грузооборота (общего и грузооборота химических (навалочно-насыпные), черных металлов и угля в 2007-2011 г.г.), представленную в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Грузооборот порта Рени общий по выбранным грузам (тыс.т.)
Грузы \ год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Общий грузооборот порта |
2887,4 |
3448,6 |
1911,7 |
1587,4 |
1599,8 |
Химикаты (навалочно-насыпные) |
277,5 |
217,8 |
119,8 |
93,8 |
86,4 |
Черные металлы |
140,1 |
353 |
58,8 |
72,8 |
111,7 |
Уголь |
595,9 |
1173,4 |
144,5 |
19,7 |
6,6 |
Экономический грузооборот
характеризует общее количество
грузов, проходящих за определенный период
через причалы порта и
Для анализа грузооборота рассчитываем динамику общего грузооборота порта и грузооборота по видам груза. Результаты расчётов представлены в таблице 3.2 и табл. 3.3.
Темпы роста показывают, сколько процентов составляет последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим.
Темп роста определяется по следующей формуле:
Трц
= Qi /Qi-1
* 100%,
где Трц - темп роста цепной, %;
Qi - текущее значение показателя;
Qi-1 - предыдущее значение показателя.
Для примера определим темп роста для 2008 года
Тр = Qi /Qi-1 * 100% = 3448,6/2887,4*100% = 119,4 %
Это значит, что в 2008 году грузооборот составил 119,4 % по сравнению с грузооборотом 2007 года.
Также определим темп прироста по формуле
,
Среднегодовой темп роста показывает, во сколько раз в среднем за анализируемый период изменился показатель.
где - среднегодовой темп роста, %;
n - количество лет;
Qn - значение показателя за последний год;
Q1 - значение показателя за 1 год.
Определим средний темп роста грузооборота порта
Тр(ср) = % = 86,28 %
За весь период наблюдалось уменьшение грузооборота порта в среднем в 0,8628 раз.
Средний темп прироста = Тр(ср) – 100% = 86,28 – 100 = -13,72%
Это значит, что за пять лет в среднем грузооборот порта уменьшился на 13,72%.
Таблица 3.2
Темп роста (прироста) общего грузооборота порта Рени, %
Года |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Общий грузооборот, тыс.т |
2887,4 |
3448,6 |
1911,7 |
1587,4 |
1599,8 |
Темп роста, % |
- |
119,4 |
55,4 |
83,0 |
100,8 |
Темп прироста, % |
- |
19,4 |
-44,6 |
-17,0 |
0,8 |
Рис.3.1 динамика общего грузооборота порта Рени, тыс.т.
Проанализировав полученные данные невозможно выделить единой тенденции роста общего грузооборота порта Рени. В 2008 году по сравнению в 2007 годом темп роста составил 119,4 %, в 2009 по сравнению с 2008 темп роста составил 55,4%, в 2010 году по сравнению с 2009 темп роста равен 83%, и в 2011 по сравнению с 2010 годом темп роста составил 100,8 %.
Наибольший грузооборот отмечен в 2008 году – 3446,8 тыс.т, в этом же году наибольшее значение темпа роста – 119,4%. С 2008 по 2010 гг наблюдалось уменьшение г/о порта : в 2009 г/о уменьшился на 44,6 %, а в 2010 еще на 17%.В 2011 наблюдалось незначительное увеличение г/о порта на 0,8 %.
В общем, груоборот порта в 2011 году по сравнению с 2007 годом уменьшился на 44,6%.
Таблица 3.3
Темп роста грузооборота порта по видам грузов, %
Вид груза |
года |
Средний темп роста | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Химикаты |
- |
78,5 |
55,0 |
78,3 |
92,1 |
79,2 |
Черные металлы |
- |
252,0 |
16,7 |
123,8 |
153,4 |
40,6 |
Уголь |
- |
196,9 |
12,3 |
13,6 |
33,5 |
95,6 |
Рис. 3.2. Динамика оборота грузов порта Рени, тыс.т.
Больше всего портом было перегружено угля в сравнении с другими выбранными грузами. Наибольшее значение перегрузки данного груза наблюдалось в 2008 году – 1173,4 тыс.т., в последующие годы порт все меньше перегружал данный груз. Минимальное его значение – в 2011 году – всего 6,6 тыс.т. Больше всего в течение пяти лет черных металлов было перегружено в 2008 году – 353 тыс.т., наименьшее – в 2009 году – 58,8 тыс.т. Химических навалочно–насыпных грузов в 2007 году перегружено 277,5 тыс.т., и происходило уменьшение данного груза вплоть до 2011 года, в котором минимальное значение составило 86,4 тыс.т.
Можно сказать, что после 2008 года наблюдается тенденция к уменьшению грузооборота порта как общего, так и соответственно по отдельным видам грузов.
Информация о работе Стратегический план маркетинга Ренийского торгового морского порта