Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступило подробное изучение основных
этапов маркетингового исследования, выявление их специфики и основных
закономерностей. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих
задач:
. Исследовать структуру вещевой и продуктовой панели оптовых рынков по
типам торговых мест
. Опросить администрацию оптовых рынков
. Опросить арендаторов торговых мест на оптовых рынках
. Опросить потребителей
. Исследовать рекламную деятельность рынков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………...………………..5
Общая схема и назначение маркетинговых исследований ………7
1. Определение маркетинга………………………………………..…………………...7
2. Роль маркетинговых исследований в маркетинговом процессе на
предприятии…………………………………………………………………..…………7
3. Определение маркетинговых исследований (МИ)…………………….……….7
4. Место МИ в маркетинговой информационной системе…………………....…8
5. Схема маркетингового исследования…………………………………………….9
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………….19
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………….……………….20
1. Исследование структуры вещевой и продуктовой торговой панели оптовых
рынков по типам торговых мест.……………………………..……...20
2. Опрос администрации оптовых рынков интервьюерами…………………21
3. Опрос администрации оптовых рынков интервьюером под видом
потенциального клиента…………………………………………………………….22
4. Опрос арендаторов торговых мест на оптовых рынках……………………23
5. Опрос потребителей (потребительская панель)……………………………...24
6. Исследование рекламной деятельности рынков……………………………26
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИИ И АРЕНДАТОРОВ..………………..27
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………………………………….35
ВЫВОДЫ ПО МАРКЕТИНГОВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ…………..…………...……40
ПРОГНОЗНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ НОВОГО
РЫНКА…………………………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Образцы информационных бланков…………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Статистическая информация…………………….……………….54
визуального наблюдения территорий оптовых рынков исследовательской группой
была составлена характеристика сервисного обслуживания клиентов каждого
типа рыночных комплексов г. Екатеринбурга:
Бутик. Отличительной чертой данного типа оптовых рынков являются идеальные
условия хранения, разгрузки и погрузки товаров. Нет очередей для сдачи и
получения товара. Присутствует высокого уровня столовая-кафетерий. Наличие
3 туалетов. Помещение отделано по европейским стандартам (для ООО «Италл»
вышеперечисленное не характерно).
«Мегамарты». Компании этого типа отличает наличие больших камер хранения,
но стоимость их услуг довольно высока, а для некоторых групп клиентов
предусмотрены существенные скидки. Для финансовой помощи арендаторам
присутствуют ломбарды, хотя условия работы с ними тяжёлые. Наличие платных
и бесплатных автостоянок (самая большая у рынка «Таганский Ряд». Один из
существенных недостатков – это проблема с питанием – присутствуют только
хот-доги.
«Маркеты». Характерная черта подобных предприятий это скученность торговых
мест. В крытых помещениях грязно. Удобства присутствуют, но в минимальных
количествах и, как правило, за пределами крытых помещений.
Спальные. Сервисная инфраструктура на таких рынках только формируется. Ни
на одном предприятии она не присутствует в окончательном виде.
Минимаркеты. Эти предприятия не имеют достаточных финансовых резервов для
развития и поддержания системы сервисного обслуживания клиентов на
приемлемом уровне. Бытовые удобства, присутствующие на этих рынках,
остаются
такими, как в момент открытия.
Анализ рекламной политики
Анализ печатных средств
рекламной
пропагандой большинство
рекламной информацией занимаются 4 рынка: Парковый, Оборонснабсбыт,
Кировский и РК «Эльмашевский». Эти предприятия, в основном, размещают
рекламу в тех изданиях, где они являются попечителями или имеют
существенные скидки, то есть рынки не видят необходимости тратить на этот
рекламный инструмент финансовые ресурсы. Данные о количестве размещения
рекламных объявлениях в периодических изданиях с января по июль 2001
отражены в таблице №7
Частота размещения рекламы
|Рынок |Пульс |Товарный |Двойной |Быстрый |
| |цен |рынок |экспресс |Курьер |
|Парковый |6 |2 | |3 |
|Оборонснабсбыт | |15 | | |
|Кировский | |2 | | |
|Эльмашевский
| |
|6 |
|
Что касается размещения
радио, то сбор ретроперспективной информации по данному вопросу невозможен,
ввиду отсутствия такового на сегодняшний день. Тенденции, определённые из
бесед с руководителями консалтинговых фирм, указывают, что серьёзно теле- и
радио - рекламой занимаются новые рынки, такие как ТЦ Юго-Западный, и
расширяющиеся рынки, такие как Парковый. Остальные рынки периодически
размещают рекламу на радиоканалах, когда намечается «мёртвый сезон» в их
деятельности. При выборе определённого электронного средства массовой
информации предприятия руководствуются следующими аспектами: наивысшими
рейтингами СМИ среди населения и дружескими отношениями с руководством
какого-либо СМИ. Исключение составляет рекламная компания, проведённая ТЦ
Юго-Западным в 2000 году, которая отличалась тщательной продуманностью и
логической
завершённостью.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ
ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Предпочтение среди рыночных комплексов
Данные телефонного опроса о
самом привлекательном
среди потребителей отражены в диаграмме№1:
Как видно из диаграммы,
Парковый. В обоих опрашиваемых районах эти рынки назвало примерно 22%. Это
обусловлено тем, что Таганский и Парковый рынки давно действуют на
территории города и хорошо известны потребителям. На Таганском ряду большой
вещевой ассортимент, а Парковый рынок характеризуется большим разнообразием
продуктовой группы. Следующими по привлекательности идут Кировский и
Шарташский рынки. Кировский рынок больше предпочитают жители Пионерского
района (20%), у населения Шарташского района этот показатель около 14%. С
Шарташским рынком ситуация обратная: Парковый – около 20%, Пионерский –
15%. В данном случае при выборе рынка жители исследуемых районов
руководствовались близостью рынка к месту проживания: Шарташский рынок
находится в Шарташском районе, а Кировский к Пионерскому посёлку.
По результатам парного распределения видно, что привлекательность
рынков среди потребителей в зависимости от их уровня дохода выглядит
следующим образом: среди самых низкооплачиваемых слоёв населения (менее 3
тыс. руб. в месяц) наибольшей популярностью пользуются Парковый и
Шарташский рынки (по 25% каждый), а среди самых богатых (более 15 тыс. руб.
в месяц), наибольшее предпочтение отдаётся Таганскому ряду (47%) и
Кировскому
(29,5%).
Причины привлекательности
Анализ ответов на вопрос о причинах привлекательности показал, что
население обоих районов основными критериями при отборе рынков считают:
близость к месту жительства, разнообразие ассортимента и уровень цен, что
отражено на диаграмме №2:
Необходимо отметить, что уровень цен для жителей Шарташского района
является наиболее значимым (40%), а для Пионерского наоборот (25%). Широте
ассортимента большее значение уделяет население Пионерского района (33%),
аналогичный показатель для жителей Шарташского района (23%). Что касается
близости рынка от места жительства, то по данному вопросу мнение населения
опрашиваемых районов практически совпало: (примерно по 26%). По этим данным
можно предположить, что население Шарташского района менее состоятельно,
чем жители Пионерского района, так как влияние цены на предпочтение рынка у
них самое высокое. Жителей же Пионерского посёлка больше интересует широта
ассортимента и близость к месту жительства. Кроме того, население
Пионерского посёлка отмечает такие моменты как отсутствие толкучки,
близость
автостанции и вежливое обслуживание.
Регулярность посещения
В таблице №8 отражено
рынков жителями Пионерского и Шарташского районов:
|Частота |% от общего числа |
|Чаще 1 раза в месяц |62,50 |
|1 раз в месяц |26,50 |
|Реже 1 раза в месяц |11,00 |
|Всего:
|100,00
|
Из таблицы видно, что
рынок один раз в месяц, среди оставшейся части населения более одного раза
в месяц посещают рынки 60% и менее одного раза в месяц 10%. Такое
распределение характерно как для жителей Пионерского, так и для жителей
Шарташского района. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, наличие
или отсутствие рядом с местом жительства оптового рынка или других видов
торговых предприятий не влияет на желание людей делать покупки
непосредственно на оптовых рынках, во-вторых, население других районов
города
посещают оптовые рынки в аналогичных
пропорциях.
Приобретаемые товарные группы
Информация о видах товара, приобретаемого населением опрошенных
районов,
отражена на диаграмме №3:
Из представленной диаграммы видно, что на оптовых рынках население
преимущественно закупает продукты питания, одежду и обувь. По строительным
материалам, товарам бытовой химии, моющим средствам и автозапчастям этот
показатель составил от 2 до 4 процентов, ответы по остальным группам
товаров составили менее одного процента. Такое соотношение говорит о том,
что население закупает на оптовых рынках общераспространенные товары, а
специализированные покупки предпочитает делать в соответствующих торговых
<Информация о работе Маркетинговые исследовании рынка въездного и выездного туризма в России