Маркетинговые исследовании рынка въездного и выездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступило подробное изучение основных
этапов маркетингового исследования, выявление их специфики и основных
закономерностей. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих
задач:
. Исследовать структуру вещевой и продуктовой панели оптовых рынков по
типам торговых мест
. Опросить администрацию оптовых рынков
. Опросить арендаторов торговых мест на оптовых рынках
. Опросить потребителей
. Исследовать рекламную деятельность рынков

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………...………………..5
Общая схема и назначение маркетинговых исследований ………7
1. Определение маркетинга………………………………………..…………………...7
2. Роль маркетинговых исследований в маркетинговом процессе на
предприятии…………………………………………………………………..…………7
3. Определение маркетинговых исследований (МИ)…………………….……….7
4. Место МИ в маркетинговой информационной системе…………………....…8
5. Схема маркетингового исследования…………………………………………….9
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………….19
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………….……………….20
1. Исследование структуры вещевой и продуктовой торговой панели оптовых
рынков по типам торговых мест.……………………………..……...20
2. Опрос администрации оптовых рынков интервьюерами…………………21
3. Опрос администрации оптовых рынков интервьюером под видом
потенциального клиента…………………………………………………………….22
4. Опрос арендаторов торговых мест на оптовых рынках……………………23
5. Опрос потребителей (потребительская панель)……………………………...24
6. Исследование рекламной деятельности рынков……………………………26
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИИ И АРЕНДАТОРОВ..………………..27
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………………………………….35
ВЫВОДЫ ПО МАРКЕТИНГОВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ…………..…………...……40
ПРОГНОЗНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ НОВОГО
РЫНКА…………………………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Образцы информационных бланков…………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Статистическая информация…………………….……………….54

Файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования в оптовой торговле.docx

— 125.06 Кб (Скачать)

приложении  №1,).  По  мнению  исследовательской   группы,   такая   легенда

обеспечит   благожелательное   отношение   к   интервьюерам    со    стороны

администраций рынков и повысит качество полученной в ходе  опроса  первичной

информации. 

Форма опроса

      Опрос  проводился  методом   формализованного  интервью  представителей

администрации  оптовых  рынков  г.  Екатеринбурга,  обладающих  информацией,

отвечающей  целям исследования.   С   полным   содержанием   анкеты   можно

ознакомиться  в приложении №1, анкета №2 . 

Методика  опроса

      В соответствии с  целями  и  задачами  исследования  опрашивались  все

оптовые рынки г. Екатеринбурга, обозначенные в разделе «Введение»  данного

исследования, то есть вся генеральная совокупность  предприятий,  работающих

в данном сегменте предпринимательской деятельности. Такой  охват  обусловлен

тем,  что   услуги,   оказываемые   рынками,   неоднородны   –   начиная   с

предоставления  элитарных бутиков (ТЦ Юго-Западный),  и  заканчивая  уровнем,

едва превышающим мини-рынок (Ботанический рынок).

Контрольные мероприятия

      О  факте  проведения  интервью  бригадиром  с  помощью  телефона  была

осуществлена  проверка пяти респондентов, в ходе которой  нарушений  не  было

замечено. Двое респондентов  обращались  в  офис  по  московскому  телефону,

который указан в легенде. Цель звонков – проверка  факта проведения  такого

исследования.  Никаких  замечаний  по   этическому   поведению   и   методов

проведения  интервью в адрес интервьюеров высказано  не было. 

Вопросник

      Анкета включает в себя следующие  блоки:

1. Регистрационные  данные

2. Продолжительность  работы предприятия

3. Структура  фирмы и количество сотрудников

4. Информация  о клиентах и условиях работы  с ними

5. Основные  достоинства и недостатки фирмы  по сравнению с конкурентами

6. Рекламная  деятельность

7. Перспективы  развития 

3.3.   Опрос   администрации   оптовых   рынков   интервьюером   под   видом

потенциального  клиента 

Общие положения

       Данный  опрос  проводился  в  дополнение  к   прямому   анкетированию

представителей  администраций оптовых  рынков  г.  Екатеринбурга.  По  мнению

исследовательской группы, опрос под видом беседы  потенциального  клиента  и

администрации позволит лучше прояснить положение  дел  на  предприятии,  так

как в  ходе интервью предполагается, что  респонденты  будут  больше  внимание

акцентировать  на  положительных   сторонах   своего   бизнеса,   замалчивая

негативные  моменты. Основной  же  целью  проведения  опроса  было  получение

более чёткой и точной информации о  реальных  ценах  на  аренду  всех  типов

торговых  мест и льготах, существующих на каждом рынке. 

Форма опроса

      Опрос проводился интервьюером, который представлялся предпринимателем,

желающим  арендовать на  оптовом  рынке  торговую  точку.  Для  достоверности

легенды  у  интервьюера  были  в  наличии  реальные  документы  на   ведение

предпринимательской    деятельности.     Опрос     происходил     в     виде

неформализованного   интервью   арендатора   с   арендодателем   с   заранее

определённой  структурой целевых вопросов (список целевых  вопросов  приведен

в приложении №1, анкета №3). 

Методика  опроса

      Опрос проводился в тех рынках, где в  ходе  первого  интервью  («Опрос

администрации оптовых рынков») не было получено полной  информации  о  ценах

на аренду и льгот, предоставляемых арендаторам. На  отдельных  рынках  опрос

проводился  двумя  (в  некоторых  случаях   тремя)   предпринимателями   (по

легенде). Это было  вызвано  неоднородностью  торговых  мест  на  рынках  и,

вследствие  этого, разностью в масштабах  деятельности. 
 
 

Контрольные мероприятия 

      Такое мероприятие по данному   виду  опроса  заключается   в  телефонном

разговоре бригадира интервьюеров с респондентами.  Бригадир  представляется

деловым партнёром предпринимателя (интервьюера) и под  каким-либо  предлогом

выясняет  факт посещения интервьюером объекта  исследования. Было сделано  три

подобных  звонка, в ходе которых нарушений  обнаружено не было. 

Ключевые  моменты

1. Рассмотрение  типового договора

2. Условия  работы на оптовом рынке

3. Оплата  услуг предприятия

4. Дополнительный  сервис

5. Обсуждение  льгот по оплате 

3.4. Опрос  арендаторов торговых мест на  оптовых рынках 

Общие положения

      Данный опрос проводился в  тех  торговых  предприятиях,  информация  по

которым, полученная в ходе предыдущих опросов, по  мнению  исследовательской

группы  являлась не  вполне  достоверной.  Дополнительно,  на  самых  крупных

объектах   затрагивались   вопросы,    связанные    с    качеством    услуг,

предоставляемых арендаторам, и с перспективами  развития оптовых рынков. 

Форма и  методика опроса

      Опрос  проводился  методом   формализованного   и   неформализованного

интервью. Применение неформализованного интервью связано с тем,  что  многие

арендаторы  отказываются  говорить  под  запись  или  диктофон  из-за  боязни

передачи  этой информации  различным  государственным  органам,  в  частности

налоговой  инспекции.  Опрашивались  арендаторы  торговых  мест  на  оптовых

рынках г. Екатеринбурга. 

 Контрольные  мероприятия

      Методом проверки в данном  виде опроса является  сравнение   результатов

опросов одного и того же оптового рынка  несколькими  интервьюерами,  которые

не знают  о наличии друг друга. В  случае  значительного  расхождения  данных

назначается повторное прохождение объектов другими  интервьюерами.  Подобные

ситуации  были связаны с тем, что реализаторы сознательно называли  неверные

данные.  Это  препятствие   было   преодолено   с   помощью   многочисленных

перепроверок  и большего охвата респондентов.  С  полным  содержанием  анкеты

можно ознакомиться в приложении №1, анкета №4. 

Вопросник

1. Наименование  предприятия

2. Профилирующие  товары

3. Причины  выбора данного рынка

4. Самый  привлекательный оптовый рынок

5. Арендная  плата за место в сутки по  сезонам

6. Недостатки  рынка, где арендуется торговое  место

7. Перспективы  развития 

      3.5. Опрос потребителей (потребительская  панель) 

Общие положения

      Данный опрос позволил выяснить  отношение населения к  оптовым   рынкам.

Полученная  в ходе  опроса  информация  помогла  определить  критерии  оценки

покупателями  привлекательности  рынка,  основные  виды  покупаемых  товаров,

отличие оптовых рынков от  других  видов  торговых  предприятий  и  др.  Для

опроса  были выбраны Пионерский посёлок  и Шарташский район.  Этот  выбор был

обусловлен  тем,  на  территории  Шарташского  района  находятся   несколько

оптовых  рынков,  а  в  Пионерском  посёлке  таковых  не  имеется.   Ответы,

полученные  в  ходе  опроса,  помогли  найти  различия  в   мнениях   людей,

проживающих вблизи оптовых рынков и в отдалении  от них. Кроме того, так  как

открытие  нового рынка планируется в Пионерском  посёлке,  то  опрос  поможет

выяснить  потребности потенциальных клиентов. 

Форма опроса

      Опрос проводился  посредством   телефонных  разговоров  интервьюеров  с

респондентами.   Анкета  содержала  шесть  тематических  и  один  личностный

вопрос (с  полным содержанием анкеты  можно  ознакомиться  в  приложении  №1,

анкета  №5). 

Методика  опроса

      Всё  опрашиваемое  население   проживает  в  Пионерском  и   Шарташском

районах.  Численность респондентов  составила 203  человека.  Из  них 103

человека  проживают в Шарташском районе, а 100 в Пионерском.

      Телефонный  вид  опроса  был   выбран  по  причине  небольшого  спектра

интересующих  вопросов.  Применение  других  методов  оказалось  бы  слишком

дорогостоящими, а качество полученной информации  сопоставима с телефонным

опросом. Была проведена статистическая обработка  полученной  информации  по

линейному и парному распределению. 

Контрольные мероприятия

      Бригадиром интервьюеров были  произведены повторные  телефонные  звонки

5% респондентам  в том и другом районе на  предмет выявления факта  проведения

интервью. В ходе звонков нарушений обнаружено не было. 

Вопросник

      Анкета включает в себя следующие  блоки:

1. Выбор  наиболее привлекательного рыночного  комплекса

1. Причины  привлекательности

2. Периодичность  посещения оптовых рынков

3. Товарные  группы, приобретаемые на оптовых рынков

Информация о работе Маркетинговые исследовании рынка въездного и выездного туризма в России