Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе проведено маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия ОАО «Русполимет».
В первой главе были рассмотрены теоретические основы маркетинговых исследований, определено понятие металлургической промышленности, а также проанализирована разработка концепции предприятия.
Во второй главе дана краткая характеристика организации, разработаны продуктовая, ценовая и сбытовая политика предприятия, а также проанализированы конкуренты, проведен SWOT-анализ.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы маркетинговых исследований
1.1 Понятие и особенности индустрии черной металлургии.
1.2 Концепция развития металлургической промышленности России
1.2.1 Доля России в мировой металлургии
1.2.2 Место металлургической промышленности в экономике России и основные показатели работы отрасли
2. Маркетинговый анализ деятельности объекта исследования
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО « Русполимет»
2.2 Оценка продуктовой и ценовой политики предприятия
2.3 Анализ ценовой политики
2.4 Оценка политики распределения ОАО «Русполимет»
2.5 Анализ коммуникатиной политики ОАО«Русполимет»
2.6 Оценка конкурентов
2.7 SWOT-анализ
2.9 Итоги исследования
3 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Показатели выпуска продукции ОАО «Русполимет»
Приложение Б - Показатели прибыли ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.
Приложение В - Цены на продукцию ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия.rtf

— 6.13 Мб (Скачать)

Продуктовая политика основана на выработке стратегических и тактических продуктовых решений.

Важнейшими из числа стратегических являются следующие решения:

- изменение ассортимента и объемов выпускаемых продуктов, выходящие за рамки имеющихся производственно - технических возможностей;

- повышение уровня качества выпускаемых продуктов, выходящие за рамки имеющихся производственно -- технических возможностей;

- разработка ряда элементов окружения новых продуктов (марки, дизайна, гарантийного обслуживания);

- определения темпов обновления ассортимента выпускаемых продуктов и разработка новых продуктов.

К числу тактических решений можно отнести следующие:

- подстройка ассортимента и объемов выпускаемых продуктов к текущей рыночной конъюнктуре в рамках имеющихся производственно - технических возможностей;

- повышения уровня качества выпускаемых продуктов в рамках имеющихся производственно -- технических возможностей;

- текущее изменение элементов окружения новых продуктов (производственно - технических возможностей);

Следует произвести группировку продукции предприятия ОАО«Русполимет» и определить долю каждого вида продукции и долю выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке. Анализ проводится в динамике (за несколько периодов). Группировка, представленная в табл. 1, является простой (выделены 5 видов продукции).

 

Таблица 3 - Анализ продукции предприятия ОАО «Русполимет» в 2006-2008 гг.

2006 г.

Группа

продукции

Наименование продукта

Объем продукта в натуральном выражении

Цена, руб.

Объем продаж, руб.

Относительная доля прибыли от данной услуги в общей прибыли,%

абсолю-тно,шт

относи-

тельно,%

1.Кольца стальные

ЭП742-ИД

472

5,49

43950

20766375

6,09

ЭП648-ВИ

493

5,73

39250

19369875

5,68

ЭИ698-ВД

523

6,08

32250

16882875

4,95

2. Кольца из титано-никелевых сплавов

ВЖ98

789

9,17

48700

38424300

11,28

АК4-1

662

7,70

51750

34284375

10,06

3. Сварные кольца

45ХН

293

3,41

27100

7953850

2,33

45ХНМ

226

2,63

26600

6024900

1,77

4. Кольца из алюминия

75-85W

356

4,14

22800

8116800

2,38

65-80V

437

5,08

23350

10215625

3,00

5. Жаропрочные кольца

38ХНЗМФА

887

10,31

65000

57687500

16,93

AK4-1

765

8,89

63500

48577500

14,25

SEW550-75

717

8,34

52500

37668750

11,05

6. Кольца из лигированных сплавов

60-65Mo

428

4,97

39000

16692000

4,90

55-65Nb

346

4,02

37500

12975000

3,81

7. Сортовой прокат

Уголок 50*5,6

600

6,98

4000

2402000

0,70

Уголок 125*10

607

7,06

4500

2733750

0,80

Итого:

8607

100

581750

340775475

100

2007 г.

1.Кольца стальные

ЭП742-ИД

420

4,49

45850

19257000

5,00

ЭП648-ВИ

450

4,82

40500

18225000

4,73

ЭИ698-ВД

473

5,06

30100

14237300

3,70

2. Кольца из титано-никелевых сплавов

ВЖ98

879

9,41

48900

42983100

11,16

АК4-1

792

8,48

53000

41976000

10,90

3. Сварные кольца

45ХН

303

3,24

28000

8484000

2,20

45ХНМ

309

3,31

27000

8343000

2,17

4. Кольца из алюминия

75-85W

302

3,23

21000

6342000

1,65

65-80V

401

4,29

25350

10165350

2,64

5. Жаропрочные кольца

38ХНЗМФА

1003

10,73

69000

69207000

17,97

AK4-1

970

10,38

65500

63535000

16,50

SEW550-75

750

8,03

58500

43875000

11,40

6. Кольца из лигированных сплавов

60-65Mo

407

4,36

43000

17501000

4,55

55-65Nb

326

3,49

41000

13366000

3,47

7. Сортовой прокат

Уголок 50*5,6

710

7,60

4750

3372500

0,88

Уголок 125*10

850

9,10

4900

4165000

1,08

Итого:

9345

100

606350

385034250

100

2008 г.

1.Кольца стальные

ЭП742-ИД

480

4,64

46950

22536000

5,02

ЭП648-ВИ

478

4,62

43500

20793000

4,63

ЭИ698-ВД

510

4,93

31100

15861000

3,53

2. Кольца из титано-никелевых сплавов

ВЖ98

915

8,85

50000

45750000

10,19

АК4-1

850

8,22

55000

46750000

10,41

3. Сварные кольца

45ХН

250

2,42

25000

6250000

1,39

45ХНМ

270

2,61

26000

7020000

1,56

4. Кольца из алюминия

75-85W

264

2,55

20500

5412000

1,21

65-80V

324

3,13

24550

7954200

1,77

5. Жаропрочные кольца

38ХНЗМФА

1203

11,63

71000

85413000

19,02

AK4-1

1350

13,06

67500

91125000

20,29

SEW550-75

950

9,19

60000

57000000

12,69

6. Кольца из лигированных сплавов

60-65Mo

320

3,09

45000

14400000

3,21

55-65Nb

316

3,06

43000

13588000

3,03

7. Сортовой прокат

Уголок 50*5,6

910

8,80

4850

4413500

0,98

Уголок 125*10

950

9,19

5000

4750000

1,06

Итого:

10340

100

618950

449015700

100


 

Изменение объема продукции в натуральном выражении представлена на рисунке 1.

Рисунок 5 - Изменение объема производства продукции в 206-2008г.г.

 

На основе данной диаграммы можно сделать выводы. Объем продукции изменяется следующим образом. За все три года ситуация практически не менялась. С каждым годом наблюдается рост объемов производства. В 2007 году рост объемов составил 738 единиц продукции по сравнению с 2006 годом. В 2008 году рост объемов составил 985 единиц продукции по сравнению с 2007 годом. Всего же в рассматриваемый период времени наблюдается рост в 1723 единицы. Рост объемов производства благоприятным образом сказывается на финансовом состоянии предприятия. Динамику выручки от реализации продукции можно видеть на рисунке 2.

 

Рисунок 6 - Динамика выручки от реализации продукции

 

На основе данной диаграммы можно сделать выводы. Динамика выручки от каждого типа продукции выглядит следующим образом. За все три года динамика меняется не сильно. Лидером роста являются жаропрочные кольца марок (38ХНЗМФА, AK4-1, SEW550-75). Предприятие наращивает объемы производства этих марок колец, также растет цена на этот вид продукции. Неплохим ростом обладает группа колец из титано-никелевых сплавов. Этот вид продукции является продукцией авиакосмического назначения, происходит увеличение цены,поэтому предприятие наращивает объемы этого вида. Наблюдается рост выручки от производства сортового проката (уголок 50*5,6, Уголок 125*10). Цена растет не слишком быстро, в некоторых случаях наблюдается уменьшение цены, но за счет роста объемов производства удается наблюдать положительную динамику. Отрицательная динамика наблюдается у группы №4 (алюминиевые кольца (75-85W, 65-80V). Снижаются объемы продаж этой группы. Динамика выручки от других видов продукции изменяется не сильно

Произведем анализ прибыли от реализации продукции за три анализируемых года, результаты представим в табл. 2.

 

Таблица 4 - Анализ прибыли ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

ЭП742-ИД (Кольца стальные)

Объем продаж, шт.

472

420

480

Цена, руб.

43950

45850

46950

Себестоимость, руб.

36452

36900

37250

Прибыль, руб.

7498

8950

9700

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

3,207

2,8596

3,1765

ЭП648-ВИ (Кольца стальные)

Объем продаж, шт.

493

450

478

Цена, руб.

40500

40500

43500

Себестоимость, руб.

25400

25600

24500

Прибыль, тыс. руб.

15100

14900

19000

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

6,746

5,1008

6,1961

ЭИ698-ВД(Кольца стальные)

Объем продаж, шт.

523

573

510

Цена, руб.

32250

30100

31100

Себестоимость, руб.

21000

20500

20750

Прибыль, тыс. руб.

11250

9600

10350

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

5,332

4,1847

3,6012

ВЖ98 (Кольца из титано-никелевых сплавов)

Объем продаж, шт.

789

879

915

Цена, руб.

48700

48900

50000

Себестоимость, руб.

29300

29500

31200

Прибыль, тыс. руб.

19400

19400

18800

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

13,872

12,9727

11,7359

АК4-1(Кольца из титано-никелевых сплавов)

Объем продаж, шт.

662

792

850

Цена, руб.

51750

53000

55000

Себестоимость, руб.

32465

33256

35800

Прибыль, тыс. руб.

19285

19744

19200

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

11,570

11,8960

11,1342

45ХН(Сварные кольца)

Объем продаж, шт.

293

303

250

Цена, руб.

27100

28000

25000

Себестоимость, руб.

17845

18987

16877

Прибыль, тыс. руб.

9255

9013

8123

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

2,457

2,0775

1,3855

45ХНМ(Сварные кольца)

Объем продаж, шт.

226

309

270

Цена, руб.

26600

27000

26000

Себестоимость, руб.

17645

18487

16567

Прибыль, тыс. руб.

8955

8513

9433

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

1,834

2,0012

1,7376

75-85W (Кольца из алюминия)

Объем продаж, шт.

356

302

264

Цена, руб.

22800

21000

20600

Себестоимость, руб.

12645

11887

11567

Прибыль, тыс. руб.

10155

9113

9033

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

3,276

2,0937

1,6270

65-80V (Кольца из алюминия)

Объем продаж, шт.

437

401

324

Цена, руб.

23350

25350

24550

Себестоимость, руб.

13245

15789

14658

Прибыль, тыс. руб.

10105

9561

9892

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

4,002

2,9167

2,1866

38ХНЗМФА (Жаропрочные кольца)

Объем продаж, шт.

887

1003

1203

Цена, руб.

65000

69000

71000

Себестоимость, руб.

48900

49878

51988

Прибыль, тыс. руб.

16100

19122

19012

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

12,942

14,5906

15,6039

AKЖ4-1 (Жаропрочные кольца)

Объем продаж, шт.

765

970

1350

Цена, руб.

63500

65500

67500

Себестоимость, руб.

45900

44878

46888

Прибыль, тыс. руб.

17600

20622

20612

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

12,202

15,2174

18,9842

SEW550-75 (Жаропрочные кольца)

Объем продаж, шт.

717

750

950

Цена, руб.

52500

58500

60000

Себестоимость, руб.

39900

40878

42454

Прибыль, тыс. руб.

12600

17622

17546

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

8,187

10,0544

11,3721

60-65Mo (Кольца из лигированных сплавов)

Объем продаж, шт.

428

407

320

Цена, руб.

39000

43000

45000

Себестоимость, руб.

21445

23565

26484

Прибыль, тыс. руб.

17555

19435

18516

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

6,809

6,0175

4,0424

55-65Nb (Кольца из лигированных сплавов)

Объем продаж, шт.

346

326

315

Цена, руб.

37500

41000

43000

Себестоимость, руб.

21984

23848

26988

Прибыль, тыс. руб.

15516

17152

16012

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

4,865

4,2537

3,4411

Уголок 50*5,6 (Сортовой прокат)

Объем продаж, шт.

600

710

910

Цена, руб.

4000

4750

4850

Себестоимость, руб.

1684

1715

1849

Прибыль, тыс. руб.

2316

3035

3001

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

1,259

1,6393

1,8631

Уголок 125*10 (Сортовой прокат)

Объем продаж, шт.

607

850

950

Цена, руб.

4500

4900

5000

Себестоимость, руб.

1884

1615

2049

Прибыль, тыс. руб.

2616

3285

2951

Доля прибыли в % от общего объема прибыли

1,439

2,1242

1,9126

Прибыль по всему ассортименту

110345474

131450094

146575476


 

 

На основе таблицы 4 строим диаграмму

Рисунок 7 - Динамика прибыли от реализации продукции

 

На основе данной диаграммы можно сделать выводы. Динамика прибыли от каждого типа продукции выглядит следующим образом. В 2006 самой большой долей прибыли обладают кольца титано-никелевых сплавов (ВЖ-98, АК4-1). Чуть менее прибыльными являются жаропрочные кольца марок (38ХНЗМФА, AKЖ4-1, SEW550-75). Прибыль от колец стальных (ЭП742, ЭП648, ЭИ698) и колец из лигированных сплавов (60-55Мо, 55-65 Nb) колеблется в пределах 4-6%, что тоже является не плохим показателем. Начиная с 2007 года самыми прибыльными кольцами являются жаропрочные кольца марок (38ХНЗМФА, SEW550-75), хотя еще одна марка колец этого вида - АКЖ4-1 уступает по прибыльности кольцам из титано-никелевых сплавов. Кольца марок ВЖ98 и АК4-1 снижают прибыльность, хотя еще занимают уверенное место в прибыли предприятия. Прибыль от алюминиевых колец (75-85W, 65-80V) и колец из лигированных сплавов снижается. Это объясняется тем, что объем продаж падает. Прибыль от производства сортового проката (уголок 50*5,6, уголок 125*10) колеблется в пределах 2%. Цена растет не слишком быстро, в некоторых случаях наблюдается уменьшение цены, но за счет роста объемов производства удается наблюдать положительную динамику. Динамика прибыли от других видов продукции изменяется не сильно.

 

Рисунок 8 - Динамика общей прибыли от реализации продукции

 

На основе данной диаграммы можно сказать, что в целом наблюдается уверенный рост прибыли предприятия. В 2007 году по сравнению с 2006 годом рост прибыли составил 21104620 руб. Это объясняется уверенным ростом прибыли жаропрочных колец марок (38ХНЗМФА, AKЖ4-1, SEW550-75). Этот показатель роста является очень уверенным для предприятия. В 2008 году по сравнению с 2007 годом рост прибыли составил 15125382 руб. Такой показатель отражает отрицательную динамику прибыли от алюминиевых колец (75-85W, 65-80V), колец из лигированных сплавов, а также сварных колец. Но не смотря на это рост прибыли от жаропрочных колец и колец некоторых других марок (ЭП648-ВИ,ЭП742-ИД ) очень существенный, поэтому наблюдается положительная динамика роста общей прибыли предприятия.

Располагая показателями в натуральном и в стоимостном выражении, следует провести АВС-анализ ассортимента продукции (известен в работах российских специалистов под названием «Функционально-стоимостной анализ»). АВС-анализ - это применение к объекту исследования закона Парето: «20% усилий приносят 80% результатов» (кратко «20/80»).

В результате действия закона распределения, который гласит, что затраты (труда, денег, усилий, времени и т.п.) распределяются неравномерно, всю ассортиментную линейку организации делят на три группы:

- Группа «А» составляет, как правило, 5-20% ассортимента. Это ключевые продукты, на долю которых приходится до половины продаж и большая часть прибыли (75-80%).

- Группа «В» - продукты, на долю которых приходится от 20% до 40% продаж, но обслуживание которых приносит не более 20% прибыли. Могут составлять от 20 до 60% ассортиментного ряда.

- Группа «С» - продукты, на долю которых приходится незначительная часть продаж (10-30%), и обслуживание которых приносит фирме незначительную прибыль (0,5%) и даже убыток. Могут составлять от 20% до 75% всех продуктов организации.

Группа «А» требует основного внимания и заботы компании, от продуктов группа «С» чаще всего следует отказаться или передать на аутсорсинг.

Исследования, проводимые на предприятиях, показывают, что относительно небольшие величины в натуральном выражении, взятые из некоторой совокупности, дают относительно большие стоимостные значения. Поэтому необходимо выявить на предприятии те небольшие величины в натуральном выражении, которым соответствуют большие стоимостные значения. Тогда можно относительно быстро воздействовать на всю совокупность в соответствии с целевыми представлениями.

 

Таблица 5 - АВС-анализ ассортимента продукции

Наименование

продуктов

Суммарная доля прибыли, %

Суммарная доля в общем числе, %

Категория продуктов

1. AKЖ4-1 (Жаропрочные кольца)

75,02

37,5

А

2. 38ХНЗМФА (Жаропрочные кольца)

3. ВЖ98 (Кольца из титано-никелевых сплавов

4. SEW550-75 (Жаропрочные кольца)

5. АК4-1(Кольца из титано-никелевых сплавов)

6. ЭП648-ВИ (Кольца стальные)

1. 60-65Mo (Кольца из лигированных сплавов)

20,22

43,75

В

2. ЭИ698-ВД(Кольца стальные)

3. ЭП742-ИД (Кольца стальные)

4. 55-65Nb (Кольца из лигированных сплавов)

5. 65-80V (Кольца из алюминия)

6. Уголок 125*10 (Сортовой прокат)

7. Уголок 50*5,6 (Сортовой прокат)

1. 75-85W (Кольца из алюминия)

4,78

18,75

С

2. 45ХНМ(Сварные кольца)

3. 45ХН(Сварные кольца)


 

 

 

На основе данной таблицы построим диаграмму.

Рисунок 9 - Результаты АВС-анализа

 

На основе данной диаграммы можем сказать, что основу прибыли предприятия оставляют жаропрочные кольца марок AKЖ4-1, 38ХНЗМФА, SEW550-75; кольца из титано-никелевых сплавов ВЖ98, АК4-1. Также в эту группу вошли стальные кольца марки ЭП648-ВИ. Доля прибыли этих товаров от общей прибыли предприятия составляет 75,024%, хотя количественная доля составляет всего 37,5%. Это кольца высокого качества и высокой цены, поэтому они являются приоритетными и над этими марками ведется интенсивная работа. Группа В составляет 20,22% товаров от общей прибыли предприятия. В эту группу входят кольца из лигированных сплавов (60-65Mo ), сортовой прокат (Уголок 125*10; Уголок 50*5,6), 65-80V (Кольца из алюминия), стальные кольца (ЭИ698-ВД, ЭП742-ИД). Эта группа товаров обладает самой большой количественной долей товаров-43,75%. Группа С составляет 4,78% товаров от общей прибыли предприятия. В эту группу входят кольца из алюминия(75-85W ) и сварные кольца(45ХНМ, 45ХН). Количественная доля товара - 18,45%. Не смотря на довольно высокую количественную долю этого товара, прибыль от колец этих марок довольно низка.

Дополнительную информацию о продуктах организации получают, рассчитывая показатели динамики - абсолютный прирост, темп роста и др.

Абсолютный прирост (Δ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он равен разности двух сравниваемых уровней.

 

Δб = yi - y0;   Δц = yi - yi-l     (1.1)

 

где yi - текущий уровень ряда;

y0 - уровень, принятый за постоянную базу;

yi-l - предыдущий уровень ряда.

Темп роста - отношение двух уровней ряда, т.е. отношение сравниваемого уровня с базисным или предыдущим.

 

   (1.2)

 

Если темп роста больше (меньше) 100%, это указывает на увеличение (уменьшение) излучаемого уровня соответственно. Темп роста имеет всегда положительный знак. Темп роста может быть выражен и в виде коэффициента (Кр).

 

Результаты расчетов представляются в виде табл.4.

Таблица 6 -Динамика продаж продукции за 2006-2008 гг.

Наименование продукта

Продано продуктов, шт.

Темп роста, %

2007 г.

по сравнению

с 2006 г.

2008 г.

по сравнению

с 2007 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

ЭП742-ИД

472

420

480

88,983

114,29

ЭП648-ВИ

493

450

478

91,278

106,22

ЭИ698-ВД

523

473

510

90,440

107,82

ВЖ98

789

879

915

111,407

104,10

АК4-1

662

792

850

119,637

107,32

45ХН

293

303

250

103,413

82,51

45ХНМ

226

309

270

136,726

87,38

75-85W

356

302

264

84,831

87,42

65-80V

437

401

324

91,762

80,80

38ХНЗМФА

887

1003

1203

113,078

119,94

AKЖ4-1

765

970

1350

126,797

139,18

SEW550-75

717

750

950

104,603

126,67

60-65Mo

428

407

320

95,093

78,62

55-65Nb

346

326

316

94,220

96,93

Уголок 50*5,6

600

710

910

118,333

128,17

Уголок 125*10

607

850

950

140,033

111,76

Всего

8601

9345

10340

   

Информация о работе Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия