Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:12, курсовая работа
В данной курсовой работе проведено маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия ОАО «Русполимет».
В первой главе были рассмотрены теоретические основы маркетинговых исследований, определено понятие металлургической промышленности, а также проанализирована разработка концепции предприятия.
Во второй главе дана краткая характеристика организации, разработаны продуктовая, ценовая и сбытовая политика предприятия, а также проанализированы конкуренты, проведен SWOT-анализ.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Введение
1. Теоретические основы маркетинговых исследований
1.1 Понятие и особенности индустрии черной металлургии.
1.2 Концепция развития металлургической промышленности России
1.2.1 Доля России в мировой металлургии
1.2.2 Место металлургической промышленности в экономике России и основные показатели работы отрасли
2. Маркетинговый анализ деятельности объекта исследования
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО « Русполимет»
2.2 Оценка продуктовой и ценовой политики предприятия
2.3 Анализ ценовой политики
2.4 Оценка политики распределения ОАО «Русполимет»
2.5 Анализ коммуникатиной политики ОАО«Русполимет»
2.6 Оценка конкурентов
2.7 SWOT-анализ
2.9 Итоги исследования
3 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Показатели выпуска продукции ОАО «Русполимет»
Приложение Б - Показатели прибыли ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.
Приложение В - Цены на продукцию ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.
Таблица 18 - Сравнительный анализ продуктов организации и конкурентов
Показатели (атрибуты) |
ОАО«Русполимет» |
ОАО «НТМК» |
ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург |
ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино |
1. Качество |
Отличное |
Хорошее |
Хорошее |
Отличное |
2. Номенклатура |
Широкая |
Средняя |
Средняя |
Узкая |
3. Процент брака |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Минимальный |
4. Объем выпуска |
Большой |
Средний |
Средний |
Маленький |
5. Цена |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
6. Возможность принимать заказы |
Крупные |
Средние |
Средние |
Средние |
Таблица 19 - Анализ конкуренции
Критерии |
ОАО«Русполимет» |
ОАО «НТМК» |
ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург |
ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино |
Рост продаж, % |
116,62 |
105,62 |
110,45 |
107,87 |
Доля рынка, % |
37,24 |
23,7 |
16,5 |
12,56 |
Роста доли рынка, % |
2,95 |
1,46 |
2,45 |
1,07 |
Динамика цен, % |
101,34 |
100,06 |
102,5 |
101,3 |
Рост затрат на продвижение, % |
101,31 |
101,64 |
102,1 |
100,5 |
Рост затрат на распространение, % |
100,78 |
99,67 |
101,45 |
101,34 |
Рост затрат по связям с покупателями, % |
102,67 |
101,57 |
100,58 |
102,67 |
Рост затраты на исследования и развитие, % |
103,48 |
102,36 |
101,75 |
101,65 |
По данным таблицы можно построить диаграмму.
Рисунок 15 - Доля рынка кольцевых заготовок, %
Из диаграммы видно, что основную долю рынка кольцевых заготовок занимает ОАО Русполимет. Предприятие пока прочно удерживает лидирующую позицию занимая 37,24% рынка. Почти четверть рынка занимает ОАО «НТМК». Его доля - 23,7%. Это главный конкурент ОАО «Русполимет». Тем не менее на данном рынке есть еще серьезные противники - это ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург, доля которого составляет 16,5% и ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино, доля этого предприятия - 12,56% рынка. Еще 10% рынка составляют другие организации, доля каждого из которых не превышает 1%. Из всех вышеперечисленных предприятий ОАО «Русполимет» обладает самой большой номенклатурой выпускаемой продукции. Являясь предприятием авиакосмической отрасли, ОАО «Русполимет» прочно заняла лидирующие позиции по выпуску колец из титано-никелевых сплавов, а также жаропрочных колец. Благодаря этому предприятие смогло занять столь прочные позиции. Не смотря на это ОАО «Русполимет» продолжает работать над другими марками колец. Главный конкурент - ОАО «НТМК» специализируется по стальным кольцам, а также по сварным кольцам. Это предприятие имеет многолетний опыт работы с продукцией этого вида. Поэтому предприятие смогло обогнать ОАО «Русполимет» по выпуску этой продукции. Еще один конкурент - ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург специализируется по кольцам из лигированных сплавов, а также кольцам из алюминия. Предприятие обладает современной технической базой для изготовления продукции данного вида. По объему выпуска этой продукции данное предприятие обогнала ОАО «Русполимет», но в силу узкой номенклатуры ОМЗ-Спецсталь не может в целом конкурировать с ОАО «Русполимет». ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино занимается производством сортового проката, имеет современную техническую базу. Доля рынка этого предприятия - 12,56%. Производство сортового проката для ОАО Русполимет не является основным, поэтому «Ступинский металлургический комбинат» является наиболее привлекательным для заказчиков.
2.7 SWOT-анализ
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из её ближайшего окружения (внешней среды).
- Сильные стороны - преимущества организации;
- Слабости - недостатки организации;
- Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
-Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны организации - это отсутствие какого-то важного для функционирования организации фактора или то, что пока не удается осуществить по сравнению с другими компаниями, ставящее вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:
- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
- какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?
- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
После проведения анализа руководитель будет более четко представлять себе преимущества и недостатки собственной организации, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Возможности |
- высокое качество выпускаемой продукции |
- удержание 50% рынка кольцевых заготовок |
- высокая квалификация персонала |
- расширение номенклатуры выпускаемой продукции |
- для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной водой предприятие располагает собственными промышленными установками |
транспортная сеть из железнодорожной линии |
- большой опыт работы |
- многолетний опыт работы |
- предоставление скидок |
- выпуск своего оборудования |
- средние цены |
- инвестиции в развитие предприятия |
- наличие собственного автотранспорта |
- техническое перевооружение |
- проводит рекламу |
- получение сертификата для работы в атомной электроэнергетике |
Слабые стороны |
Угрозы |
- зависимость от поставщиков сырья и энергетических ресурсов |
-увеличение налогов |
- зависимость от обменного курса иностранной валюты |
- нестабильного поступления заготовки или невозможность заказа и поставки |
- отсутствие транспортная сеть из железнодорожной линии |
- отсутствия дефицитных марок сплавов и сталей |
- недостаточный объем выпускаемой собственной стали |
- увеличения стоимости исходного сырья или компонента исходного сырья |
2.9 Итоги исследования
На основании проведения анализа деятельности предприятия ОАО «Русполимет» можно сделать следующие выводы. ОАО «Русполимет» имеет ряд преимуществ и является наиболее востребованным перед конкурентами. Высокое качество выпускаемой продукции, высокая квалификация персонала, большой опыт работы делает предприятие привлекательным для заказчиков. Так же обеспечение компании энергоносителями стабильно в настоящее время и в ближайшей перспективе, в том числе:
- по электрической энергии не возникает проблем с ее получением;
- компания находится вблизи магистральных российских газопроводов, поэтому не возникает проблем с обеспечением требуемого давления газа на входе в систему предприятия и получением необходимого объема потребления газа;
- для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной водой предприятие располагает собственными промышленными установками и не испытывает проблем с данными видами ресурсов;
- компания имеет достаточные лимиты от государственных органов на потребление
воды для промышленных и бытовых нужд, на сброс загрязненных стоков и воздуха.
Тем не менее компания имеет ряд угроз , связанных с потерей основных потребителей кольцевой продукции -крупнейших авиамоторных российских объединений маловероятны, так как данная отрасль обеспечивается увеличивающимися заказами от государства. Угроза невыполнения запланированных объемов работ вследствие выхода из строя оборудования. Как следствие - изменение сроков изготовления и отгрузки продукции, что в некоторых случаях может повлечь за собой выставление штрафных санкций от потребителей. Для минимизации данного вида риска, компанией проводится модернизация и плановые ремонты имеющегося оборудования, а также осуществляется переход на новые, прогрессивные технологии.
Существует угроза нестабильного поступления заготовки или невозможность заказа и поставки. Данный фактор полностью или частично может быть исключен посредством наличия альтернативных поставщиков. Риск отсутствия дефицитных марок сплавов и сталей и, как следствие, невозможность изготовления или принятия заказа от потребителя к исполнению. Кроме того, возможна угроза резкого увеличения стоимости исходного сырья или компонента исходного сырья. Для исключения подобных рисков, компанией создается буферный запас, а также отслеживаются тенденции изменения цен на сырьевых рынках, так как неосведомленность о поведении рынка ведет к усилению фактора рыночного риска и к безусловным потерям.
3. Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности организации
3.1 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности, проведенные в 2008 году
Для предприятия, работающего в сфере авиации, космонавтики и энергетики, жизненно важно исключать появление даже мельчайшего брака на каждом из этпов. На сегодняшний день совершенствование системы менеджмента качества выпускамой продукции является одним из основных направлений деятельности предприятия. На предприятии в течение 2007 года функционировала система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям стандартов ISO 9001:2000, ГОСТ Р
ИСО 9001-2001, AS/EN 9100, АР МАК и требованиям стандартов основных Заказчиков. По состоянию на 31.12.2008 г. на предприятии действует 5 сертификатов, в том числе 2 на СМК, 2 на продукцию, 1 на производство. Лаборатории предприятия:
«Промышленной санитарии и экологии», метрологической службы, испытательной -имеют Аттестаты аккредитации. Кроме того, в 2008 году получено «Свидетельство одобренного Поставщика» от ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии Пермские моторы», сертификат соответствия от ЗАО «Авиастар - СП» г.Ульяновск. Утвержденные на предприятии на 2008 год «Мероприятия по выполнению утвержденных Целей по несоответствующей продукции» выполнены, за исключением одного мероприятия (из 38 намеченных) ввиду отсутствия заказов на кольца шифра К-207Б.
На предприятии два раза в месяц и еженедельно в структурных подразделениях предприятия проводились "Дни качества", на которых анализировались причины появления несоответствий, принимались решения по их устранению и предупреждению. В соответствии с разработанными документированными процедурами СМК функционировала система трехступенчатого контроля соблюдения технологической дисциплины в подразделениях при производстве продукции.
В 2008 году:
1. Освоено испытание образцов на растяжение при комнатной и высокий температурах с использованием эксцензометра (регистрация на ЭВМ процесса деформации образца при растяжении) на машине МТ8-100.
2. Разработана и освоена технология методов испытания образцов на машине МТ8-100.
3. Освоена программа автоматического определения правильности и прецизионности выполняемых определений спектральной лаборатории при контроле химического состава с построением карты Шухарта (Q-контроль).
4. Разработана и освоена компьютерная программа (методика) анализа алюминиевого сплава АК4-1 на спектрометре АRL-3460.
5. Для ответственных кольцевых заготовок освоена подготовка микрошлифов с запрессовкой и полировкой на вновь приобретенном оборудовании:- автоматическом запрессованном прессе Simplimet - шлифовально-полировальном станке.
В результате поведенных работ по повышению эффективности маркетинговой деятельности в 2008 году, качество, объем продаж, цены сильно увеличились, особенно по приоритетным направлениям предприятия - жаропрочным кольцам (38ХНЗМФА, AK4-1, SEW550-75) и кольцам из титано-никелевых сплавов. Динамику выручки можно наблюдать на рисунке 10. Планируется улучшать эти показатели и в последующие годы, переоснащать техническую базу и искать новые рынки сбыта.
Рисунок 16 - Динамика выручки
3.2 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности до 2011 года
Кольцепрокатное и кольцесварочное производства предприятия на сегодня имеют в своем составе три специализированных цеха, где возможно изготовление всех видов цельнокатаных и сварных колец, а также цех механической обработки и участок централизованной резки исходной заготовки. Для производства колец используются материалы, как собственного металлургического производства, так и покупные: горячекатаные прутки, поковки, слитки, горячекатаные листы, горячекатаные и прессованные профили из углеродистых, легированных, коррозионностойких и специальных сталей, жаропрочных сплавов на никелевой и титановой основах. По согласованию с Заказчиком, кольца поставляются в термически обработанном состоянии, а также с предварительной механической обработкой. На предприятии целенаправленно проводится работа по повышению конкурентоспособности продукции за счет более полного удовлетворения требований потребителей в части металлоемкости и качества продукции.
В 2009 году:
- для качественной маркировки продукции приобретены автоматические маркировочные машины;
- приобретена и подготавливается к пуску в эксплуатацию шахтная электрическая печь для термической обработки изделий из алюминиевых сплавов;
- перешли на приобретение для чистовой клети стана «750» прокатных профилированных чугунных валков, взамен прокатных валков с гладкой бочкой, с изменением марки материала с пластинчатого чугуна на шаровидный;
ОАО «Русполимет» занимает лидирующее положение на рынке кольцевых заготовок авиационного назначения на территории России и стран СНГ. Рост гражданского производства обеспечен в основном в результате увеличения производства гражданской авиационной техники, а также ремонта самолетов и вертолетов (в этой связи увеличением поставок узлов, агрегатов и оборудования). Реализация мер, предусмотренных стратегией развития авиационной промышленности на период до 2015 года, позволяет уже в ближайшие годы увеличить ежегодные объемы продаж магистральных и региональных самолетов российского производства. В рамках госпрограммы "Развитие авиационной техники" проходит процесс реформирования авиационной промышленности. Главная цель реформы - восстановить позиции России как глобального участника мирового рынка авиатехники, в том числе в его «гражданском» сегменте. В этой связи Правительство РФ до 2025 года планирует выделить около 20 млрд. долларов на развитие авиационной промышленности. Кроме того, в области гражданской авиации к 2025 году российский авиапром должен выйти на объем продаж 250-300 самолетов в год. Для обеспечения такого уровня ежегодный прирост объемов производства в период с 2010 по 2025 год должен составить 30%. В области военной авиации стратегия предусматривает продолжение поставок самолетов семейства Ту-160 и модернизацию всех авиационных комплексов Дальней авиации. Инициатором реформы стало государство. И дело здесь не только в размерах территории страны или ее оборонной доктрине (хотя и эти факторы крайне важны). Ничуть не менее важно то, что создание конкурентоспособной по мировым меркам национальной авиационной промышленности даст мощный толчок к инновационному развитию множества сопряженных отраслей: от двигателестроения до производства пластмасс. В этом отношении авиапром становится одним из катализаторов формирования конкурентоспособной экономики, основанной на интеллекте, знаниях, высоких технологиях. Если рассматривать сегмент дальнемагистральных и среднемагистральных самолетов в массовых сегментах рынка российским компаниям пока рано конкурировать с такими гигантами, как Boeing и Airbus. Планы по поддержке производства и на модернизацию таких самолетов, как Ил-96, Ту-204, Ту-214, скорее направлены на максимально полную реализацию уже имеющегося потенциала, чем на попытки захватить мировое лидерство в этом сегменте. В то же время на рынке есть ниши, в которых России по силам конкурировать на равных. Например, конъюнктура мирового рынка реактивных региональных самолетов благоприятна для России. По прогнозам корпорации Boeing, в течение ближайших 20 лет в мире будет продано как минимум 3,5 тыс. самолетов данного класса на сумму 90 млрд. долларов. Сейчас этот сегмент практически полностью контролируется бразильской Embraer и канадской Bombardier. Однако ожидаемый двадцатипроцентный ежегодный прирост рынка позволяет пробиться в эту нишу и российским производителям. Принято решение восстановить присутствие России на рынке рамповых самолетов.
Информация о работе Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия