Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе проведено маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия ОАО «Русполимет».
В первой главе были рассмотрены теоретические основы маркетинговых исследований, определено понятие металлургической промышленности, а также проанализирована разработка концепции предприятия.
Во второй главе дана краткая характеристика организации, разработаны продуктовая, ценовая и сбытовая политика предприятия, а также проанализированы конкуренты, проведен SWOT-анализ.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы маркетинговых исследований
1.1 Понятие и особенности индустрии черной металлургии.
1.2 Концепция развития металлургической промышленности России
1.2.1 Доля России в мировой металлургии
1.2.2 Место металлургической промышленности в экономике России и основные показатели работы отрасли
2. Маркетинговый анализ деятельности объекта исследования
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО « Русполимет»
2.2 Оценка продуктовой и ценовой политики предприятия
2.3 Анализ ценовой политики
2.4 Оценка политики распределения ОАО «Русполимет»
2.5 Анализ коммуникатиной политики ОАО«Русполимет»
2.6 Оценка конкурентов
2.7 SWOT-анализ
2.9 Итоги исследования
3 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Показатели выпуска продукции ОАО «Русполимет»
Приложение Б - Показатели прибыли ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.
Приложение В - Цены на продукцию ОАО «Русполимет» за 2006-2008 гг.

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия.rtf

— 6.13 Мб (Скачать)

 

Таблица 18 - Сравнительный анализ продуктов организации и конкурентов

Показатели

(атрибуты)

ОАО«Русполимет»

ОАО «НТМК»

ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург

ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино

1. Качество

Отличное

Хорошее

Хорошее

Отличное

2. Номенклатура

Широкая

Средняя

Средняя

Узкая

3. Процент брака

Низкий

Средний

Низкий

Минимальный

4. Объем выпуска

Большой

Средний

Средний

Маленький

5. Цена

Средняя

Средняя

Средняя

Средняя

6. Возможность принимать заказы

Крупные

Средние

Средние

Средние


 

 

Таблица 19 - Анализ конкуренции

Критерии

 

ОАО«Русполимет»

ОАО «НТМК»

ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург

ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино

Рост продаж, %

116,62

105,62

110,45

107,87

Доля рынка, %

37,24

23,7

16,5

12,56

Роста доли рынка, %

2,95

1,46

2,45

1,07

Динамика цен, %

101,34

100,06

102,5

101,3

Рост затрат на продвижение, %

101,31

101,64

102,1

100,5

Рост затрат на распространение, %

100,78

99,67

101,45

101,34

Рост затрат по связям с покупателями, %

102,67

 

101,57

100,58

102,67

Рост затраты на исследования и развитие, %

103,48

 

102,36

101,75

101,65


 

По данным таблицы можно построить диаграмму.

Рисунок 15 - Доля рынка кольцевых заготовок, %

 

 

Из диаграммы видно, что основную долю рынка кольцевых заготовок занимает ОАО Русполимет. Предприятие пока прочно удерживает лидирующую позицию занимая 37,24% рынка. Почти четверть рынка занимает ОАО «НТМК». Его доля - 23,7%. Это главный конкурент ОАО «Русполимет». Тем не менее на данном рынке есть еще серьезные противники - это ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург, доля которого составляет 16,5% и ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино, доля этого предприятия - 12,56% рынка. Еще 10% рынка составляют другие организации, доля каждого из которых не превышает 1%. Из всех вышеперечисленных предприятий ОАО «Русполимет» обладает самой большой номенклатурой выпускаемой продукции. Являясь предприятием авиакосмической отрасли, ОАО «Русполимет» прочно заняла лидирующие позиции по выпуску колец из титано-никелевых сплавов, а также жаропрочных колец. Благодаря этому предприятие смогло занять столь прочные позиции. Не смотря на это ОАО «Русполимет» продолжает работать над другими марками колец. Главный конкурент - ОАО «НТМК» специализируется по стальным кольцам, а также по сварным кольцам. Это предприятие имеет многолетний опыт работы с продукцией этого вида. Поэтому предприятие смогло обогнать ОАО «Русполимет» по выпуску этой продукции. Еще один конкурент - ОМЗ-Спецсталь г.Санкт-Петербург специализируется по кольцам из лигированных сплавов, а также кольцам из алюминия. Предприятие обладает современной технической базой для изготовления продукции данного вида. По объему выпуска этой продукции данное предприятие обогнала ОАО «Русполимет», но в силу узкой номенклатуры ОМЗ-Спецсталь не может в целом конкурировать с ОАО «Русполимет». ОАО «Ступинский металлургический комбинат», г.Ступино занимается производством сортового проката, имеет современную техническую базу. Доля рынка этого предприятия - 12,56%. Производство сортового проката для ОАО Русполимет не является основным, поэтому «Ступинский металлургический комбинат» является наиболее привлекательным для заказчиков.

 

2.7 SWOT-анализ

 

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из её ближайшего окружения (внешней среды).

- Сильные стороны - преимущества организации;

- Слабости - недостатки организации;

- Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

-Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны организации - это отсутствие какого-то важного для функционирования организации фактора или то, что пока не удается осуществить по сравнению с другими компаниями, ставящее вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:

- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

- какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?

- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

После проведения анализа руководитель будет более четко представлять себе преимущества и недостатки собственной организации, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

 

SWOT-анализ

Сильные стороны

Возможности

- высокое качество выпускаемой продукции

- удержание 50% рынка кольцевых заготовок

- высокая квалификация персонала

- расширение номенклатуры выпускаемой продукции

- для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной водой предприятие располагает собственными промышленными установками

транспортная сеть из железнодорожной линии

- большой опыт работы

- многолетний опыт работы

- предоставление скидок

- выпуск своего оборудования

- средние цены

- инвестиции в развитие предприятия

- наличие собственного автотранспорта

- техническое перевооружение

- проводит рекламу

- получение сертификата для работы в атомной электроэнергетике

Слабые стороны

Угрозы

- зависимость от поставщиков сырья и энергетических ресурсов

-увеличение налогов

- зависимость от обменного курса иностранной валюты

- нестабильного поступления заготовки или невозможность заказа и поставки

- отсутствие транспортная сеть из железнодорожной линии

- отсутствия дефицитных марок сплавов и сталей

- недостаточный объем выпускаемой собственной стали

- увеличения стоимости исходного сырья или компонента исходного сырья


 

2.9 Итоги исследования

 

На основании проведения анализа деятельности предприятия ОАО «Русполимет» можно сделать следующие выводы. ОАО «Русполимет» имеет ряд преимуществ и является наиболее востребованным перед конкурентами. Высокое качество выпускаемой продукции, высокая квалификация персонала, большой опыт работы делает предприятие привлекательным для заказчиков. Так же обеспечение компании энергоносителями стабильно в настоящее время и в ближайшей перспективе, в том числе:

- по электрической энергии не возникает проблем с ее получением;

- компания находится вблизи магистральных российских газопроводов, поэтому не возникает проблем с обеспечением требуемого давления газа на входе в систему предприятия и получением необходимого объема потребления газа;

- для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной водой предприятие располагает собственными промышленными установками и не испытывает проблем с данными видами ресурсов;

- компания имеет достаточные лимиты от государственных органов на потребление

воды для промышленных и бытовых нужд, на сброс загрязненных стоков и воздуха.

Тем не менее компания имеет ряд угроз , связанных с потерей основных потребителей кольцевой продукции -крупнейших авиамоторных российских объединений маловероятны, так как данная отрасль обеспечивается увеличивающимися заказами от государства. Угроза невыполнения запланированных объемов работ вследствие выхода из строя оборудования. Как следствие - изменение сроков изготовления и отгрузки продукции, что в некоторых случаях может повлечь за собой выставление штрафных санкций от потребителей. Для минимизации данного вида риска, компанией проводится модернизация и плановые ремонты имеющегося оборудования, а также осуществляется переход на новые, прогрессивные технологии.

Существует угроза нестабильного поступления заготовки или невозможность заказа и поставки. Данный фактор полностью или частично может быть исключен посредством наличия альтернативных поставщиков. Риск отсутствия дефицитных марок сплавов и сталей и, как следствие, невозможность изготовления или принятия заказа от потребителя к исполнению. Кроме того, возможна угроза резкого увеличения стоимости исходного сырья или компонента исходного сырья. Для исключения подобных рисков, компанией создается буферный запас, а также отслеживаются тенденции изменения цен на сырьевых рынках, так как неосведомленность о поведении рынка ведет к усилению фактора рыночного риска и к безусловным потерям.

 

 

3. Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности организации

 

3.1 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности, проведенные в 2008 году

 

Для предприятия, работающего в сфере авиации, космонавтики и энергетики, жизненно важно исключать появление даже мельчайшего брака на каждом из этпов. На сегодняшний день совершенствование системы менеджмента качества выпускамой продукции является одним из основных направлений деятельности предприятия. На предприятии в течение 2007 года функционировала система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям стандартов ISO 9001:2000, ГОСТ Р

ИСО 9001-2001, AS/EN 9100, АР МАК и требованиям стандартов основных Заказчиков. По состоянию на 31.12.2008 г. на предприятии действует 5 сертификатов, в том числе 2 на СМК, 2 на продукцию, 1 на производство. Лаборатории предприятия:

«Промышленной санитарии и экологии», метрологической службы, испытательной -имеют Аттестаты аккредитации. Кроме того, в 2008 году получено «Свидетельство одобренного Поставщика» от ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии Пермские моторы», сертификат соответствия от ЗАО «Авиастар - СП» г.Ульяновск. Утвержденные на предприятии на 2008 год «Мероприятия по выполнению утвержденных Целей по несоответствующей продукции» выполнены, за исключением одного мероприятия (из 38 намеченных) ввиду отсутствия заказов на кольца шифра К-207Б.

На предприятии два раза в месяц и еженедельно в структурных подразделениях предприятия проводились "Дни качества", на которых анализировались причины появления несоответствий, принимались решения по их устранению и предупреждению. В соответствии с разработанными документированными процедурами СМК функционировала система трехступенчатого контроля соблюдения технологической дисциплины в подразделениях при производстве продукции.

В 2008 году:

1. Освоено испытание образцов на растяжение при комнатной и высокий температурах с использованием эксцензометра (регистрация на ЭВМ процесса деформации образца при растяжении) на машине МТ8-100.

2. Разработана и освоена технология методов испытания образцов на машине МТ8-100.

3. Освоена программа автоматического определения правильности и прецизионности выполняемых определений спектральной лаборатории при контроле химического состава с построением карты Шухарта (Q-контроль).

4. Разработана и освоена компьютерная программа (методика) анализа алюминиевого сплава АК4-1 на спектрометре АRL-3460.

5. Для ответственных кольцевых заготовок освоена подготовка микрошлифов с запрессовкой и полировкой на вновь приобретенном оборудовании:- автоматическом запрессованном прессе Simplimet - шлифовально-полировальном станке.

В результате поведенных работ по повышению эффективности маркетинговой деятельности в 2008 году, качество, объем продаж, цены сильно увеличились, особенно по приоритетным направлениям предприятия - жаропрочным кольцам (38ХНЗМФА, AK4-1, SEW550-75) и кольцам из титано-никелевых сплавов. Динамику выручки можно наблюдать на рисунке 10. Планируется улучшать эти показатели и в последующие годы, переоснащать техническую базу и искать новые рынки сбыта.

 

Рисунок 16 - Динамика выручки

 

3.2 Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности до 2011 года

 

Кольцепрокатное и кольцесварочное производства предприятия на сегодня имеют в своем составе три специализированных цеха, где возможно изготовление всех видов цельнокатаных и сварных колец, а также цех механической обработки и участок централизованной резки исходной заготовки. Для производства колец используются материалы, как собственного металлургического производства, так и покупные: горячекатаные прутки, поковки, слитки, горячекатаные листы, горячекатаные и прессованные профили из углеродистых, легированных, коррозионностойких и специальных сталей, жаропрочных сплавов на никелевой и титановой основах. По согласованию с Заказчиком, кольца поставляются в термически обработанном состоянии, а также с предварительной механической обработкой. На предприятии целенаправленно проводится работа по повышению конкурентоспособности продукции за счет более полного удовлетворения требований потребителей в части металлоемкости и качества продукции.

В 2009 году:

- для качественной маркировки продукции приобретены автоматические маркировочные машины;

- приобретена и подготавливается к пуску в эксплуатацию шахтная электрическая печь для термической обработки изделий из алюминиевых сплавов;

- перешли на приобретение для чистовой клети стана «750» прокатных профилированных чугунных валков, взамен прокатных валков с гладкой бочкой, с изменением марки материала с пластинчатого чугуна на шаровидный;

ОАО «Русполимет» занимает лидирующее положение на рынке кольцевых заготовок авиационного назначения на территории России и стран СНГ. Рост гражданского производства обеспечен в основном в результате увеличения производства гражданской авиационной техники, а также ремонта самолетов и вертолетов (в этой связи увеличением поставок узлов, агрегатов и оборудования). Реализация мер, предусмотренных стратегией развития авиационной промышленности на период до 2015 года, позволяет уже в ближайшие годы увеличить ежегодные объемы продаж магистральных и региональных самолетов российского производства. В рамках госпрограммы "Развитие авиационной техники" проходит процесс реформирования авиационной промышленности. Главная цель реформы - восстановить позиции России как глобального участника мирового рынка авиатехники, в том числе в его «гражданском» сегменте. В этой связи Правительство РФ до 2025 года планирует выделить около 20 млрд. долларов на развитие авиационной промышленности. Кроме того, в области гражданской авиации к 2025 году российский авиапром должен выйти на объем продаж 250-300 самолетов в год. Для обеспечения такого уровня ежегодный прирост объемов производства в период с 2010 по 2025 год должен составить 30%. В области военной авиации стратегия предусматривает продолжение поставок самолетов семейства Ту-160 и модернизацию всех авиационных комплексов Дальней авиации. Инициатором реформы стало государство. И дело здесь не только в размерах территории страны или ее оборонной доктрине (хотя и эти факторы крайне важны). Ничуть не менее важно то, что создание конкурентоспособной по мировым меркам национальной авиационной промышленности даст мощный толчок к инновационному развитию множества сопряженных отраслей: от двигателестроения до производства пластмасс. В этом отношении авиапром становится одним из катализаторов формирования конкурентоспособной экономики, основанной на интеллекте, знаниях, высоких технологиях. Если рассматривать сегмент дальнемагистральных и среднемагистральных самолетов в массовых сегментах рынка российским компаниям пока рано конкурировать с такими гигантами, как Boeing и Airbus. Планы по поддержке производства и на модернизацию таких самолетов, как Ил-96, Ту-204, Ту-214, скорее направлены на максимально полную реализацию уже имеющегося потенциала, чем на попытки захватить мировое лидерство в этом сегменте. В то же время на рынке есть ниши, в которых России по силам конкурировать на равных. Например, конъюнктура мирового рынка реактивных региональных самолетов благоприятна для России. По прогнозам корпорации Boeing, в течение ближайших 20 лет в мире будет продано как минимум 3,5 тыс. самолетов данного класса на сумму 90 млрд. долларов. Сейчас этот сегмент практически полностью контролируется бразильской Embraer и канадской Bombardier. Однако ожидаемый двадцатипроцентный ежегодный прирост рынка позволяет пробиться в эту нишу и российским производителям. Принято решение восстановить присутствие России на рынке рамповых самолетов.

Информация о работе Маркетинговое исследование на базе металлургического предприятия