Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании уровня конкурентоспособности кампании и разработке направлений ее повышения.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- изучить содержание конкурентоспособности организации;
- выделить показатели, характеризующие конкурентоспособность организации;
- рассмотреть зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации;
- оценить конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………............................................6
Содержание конкурентоспособности организации как экономической категории……………………………………………6
Показатели, характеризующие конкурентоспособность организации……………………………………………………………11
Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации……………………………………………………16
АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….22
Организационно-экономическая характеристика ОАО «ИСКО-Ч»..22
Анализ финансового состояния ОАО «ИСКО-Ч»………………28
Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»…….....42
Моделирование показателей деятельности ОАО «ИСКО-Ч»……..58
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….65
Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………65
Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…………………………………………………………...76
Безопасность и экологичность проектных решений………………….87
Техника безопасности при эксплуатации двухроторных затирочных машин…………………………………………………..87
Требования безопасности при осуществлении монолитного строительства…………………………………………………………89
Расчет потерь от производственного травматизма при осуществлении проектных решений………………………………..94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..............96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..99
Представим результаты расчета нормы потребительской стоимости по блокам свойств в табл. 20.
Таблица 20
Нормы потребительской стоимости по блокам свойств
Группа факторов |
Норма потребительской стоимости |
Экономические |
0,71 |
Технические |
1 |
Экологические |
0,9 |
Психологические |
0,97 |
Юридичесикие |
1 |
На основе проведенных расчетов можно сделать вывод о положительной тенденции по техническому и юридическому блокам, здесь наблюдается соответствие свойств ОАО «ИСКО-Ч» ожиданиям потребителей. Но при этом наблюдается небольшое отставание по экологическому и психологическому блокам (0,9 и 0,97 соответственно) и значительное отставание по экономическому блоку, где норма потребительской стоимости равна 0,71. Следовательно, ОАО «ИСКО-Ч» необходимо принять меры по исправлению положения: организовать защиту продукции, разработать условия товарного кредита, создать более благоприятный имидж.
Далее рассчитаем коэффициент конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» на основе теории эффективной конкуренции (табл. 21).
Таблица 21
Критерии и показатели конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» за 2011 г.
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Значения показателей ОАО «ИСКО-Ч» |
Значения показателей ОАО «Стройтрест-ЧАЗ»1 |
Значения показателей ОАО «ИСКО-Ч» |
Значения показателей ОАО «Стройтрест-ЧАЗ» |
По 15-балльной шкале | ||||
1. Значение критерия |
e = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П |
5 |
15 | |
315,22 |
385,36 | |||
1.1.Издержки производства на единицу продукции, руб. (И) |
0,7 |
0,99 | ||
1.2.Фондоотдача (Ф) |
43,83 |
53,42 | ||
1.3.Рентабельность товара, % (РТ) |
29,7 |
41,2 | ||
1.4.Производительность труда, |
2947,91 |
3584,24 |
5 |
15 |
2. Значение критерия финансового положения предприятия (f) |
f = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО |
5 |
15 | |
1,27 |
2,67 | |||
2.1.Коэффициент автономии (КА) |
0,67 |
0,78 | ||
2.2.Коэффициент |
2,78 |
3,74 | ||
2.3.Коэффициент абсолютной |
0,92 |
1,87 | ||
2.4.Коэффициент |
1,27 |
6,8 | ||
3. Значение критерия |
s = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР |
15 |
5 | |
9,57 |
8,45 | |||
3.1.Рентабельность продаж, % (РП) |
20,80 |
21,2 | ||
3.2.Коэффициент |
0,52 |
0,10 | ||
3.3.Коэффициент загрузки |
11,39 |
8,83 | ||
3.4.Коэффициент эффективности |
5,6 |
1,5 | ||
4. Значение критерия |
c = Качество товара / Цена товара |
5 |
15 | |
0,7 |
0,9 |
Переведем рассчитанные показатели в относительные величины. В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.
Далее рассчитаем коэффициент конкурентоспособности по формуле, представленной в п. 1.2.
Коэффициент конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»:
С = 0,15*5+0,29*5+0,23*15+0,33*5=
Коэффициент конкурентоспособности ОАО «Стройтрест-ЧАЗ»:
С = 0,15*15+0,29*15+0,23*5+0,33*
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «ИСКО-Ч» наименее конкурентоспособно в отличие от его конкурента, крупного и успешного предприятия - ОАО «Стройтрест-ЧАЗ». Это говорит о том, что в ОАО «Стройтрест-ЧАЗ» наилучшим образом организована работа всех подразделений и результаты деятельности этого предприятия выше. Тем не менее по критерию эффективности организации сбытовой деятельности конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч» выше благодаря хорошо организованной рекламе и большей известности бренда.
Далее рассчитаем динамику
изменения
Таблица 22
Динамика индикаторов оценки динамики конкурентоспособности для ОАО «ИСКО-Ч» за 2011 г.
Наименование индикаторов и блоков |
Значение |
1. Блок производственно – |
|
1.1 Изменение рентабельности |
0,23 |
1.2 Изменение производительности труда, % |
0,28 |
2. Блок социальных показателей деятельности |
|
2.1 Изменение уровня зарплаты, % |
5,28 |
2.2 Темп изменения уровня |
-4,1 |
3. Блок технологического развития |
|
3.1 Изменение степени износа
основных производственных |
0,27 |
3.2 Изменение степени износа машин и оборудования, % |
0,12 |
3.3 Изменение доли изношенных (выработавших ресурс) машин и оборудования в общем количестве, % |
0,11 |
Рассчитаем динамику изменения конкурентоспособности по формуле, представленной в п. 1.2. Рассчитанные данные представим в табл. 23.
Таблица 23
Динамика изменения
Наименование блока |
Значение |
1. Блок производственно - финансовых показателей деятельности |
0,26 |
2. Блок социальных показателей деятельности |
0,59 |
3. Блок технологического развития |
0,17 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для социального уровня ОАО «ИСКО-Ч» характерен средняя динамика конкурентоспособности, а для производственно-финансовой деятельности и уровня технического развития предприятия характерна высокая динамика конкурентоспособности (табл. 24).
Таблица 24
Классификация ситуаций по индикативным показателям
Результат оценки динамики конкурентоспособности |
Соотношение показателей динамики и пороговых уровней |
Высокий |
0-0,3 |
Средний |
0,3-0,7 |
Низкий |
0,7-1 |
Проведем оценку конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» с помощью матрицы «Доля рынка - рост рынка» (БКГ).
Рассчитаем данные показатели для строительно-монтажных работ, выполняемых ОАО «ИСКО-Ч» (табл. 25).
Таблица 25
Характеристика портфеля строительно-монтажных работ ОАО «ИСКО-Ч»
Показатели |
Объем реализации ОАО «ИСКО-Ч», млн. руб. |
Объем реализации ОАО «Стройтрест-ЧАЗ», млн. руб. |
Емкость рынка, млн. руб. |
Темп роста рынка (ТР),% |
Доля рынка ОАО «ИСКО-Ч»,% |
Доля рынка ОАО «Стройтрест-ЧАЗ»,% |
Относи-тельная доля рынка (ОДР),% | |
2010 |
2011 |
2011 |
2011 | |||||
Устройство полов |
1960 |
2256 |
1675 |
2438957 |
115,10 |
0,0009 |
0,0007 |
1,35 |
Строительство крупных объектов |
3384 |
7812 |
12587 |
6875245 |
230,85 |
0,0011 |
0,0018 |
0,62 |
Реконструкция и мелкое строительство |
2918 |
6840 |
9527 |
4895623 |
234,41 |
0,0014 |
0,0019 |
0,72 |
Кровельные работы |
2446 |
5851 |
10857 |
3269514 |
239,21 |
0,0018 |
0,0033 |
0,54 |
Итого |
10708 |
22759 |
34646 |
10708 |
Матрица БКГ строительно-монтажных работ ОАО «ИСКО-Ч» представлена на рис. 5.
Рис. 5 - Матрица БКГ строительно-монтажных работ ОАО «ИСКО-Ч»
Из рис. 5 можно сделать следующие выводы по товарам:
- крупное строительство – его доля в общем объеме реализации продукции - самая большая, данная продукция ОАО «ИСКО-Ч» практически полностью расположен в группе «Знаки вопроса», незначительная часть находится в группе «Бедные собаки»;
- реконструкция и мелкое строительство - их доля в общем объеме реализации - существенная, данный вид продукции практически полностью расположен в группе «Знаки вопроса», незначительная часть находится в группе «Бедные собаки»;
- кровельные работы - их доля в общем объеме реализации - существенная, данный вид работ полностью расположен в группе «Знаки вопроса»;
- устройство полов - их доля в общем объеме реализации – меньше, чем у остальной продукции, но все же существенная, данный вид полностью расположен в группе «Дойные коровы».
Таким образом, на основании проведения исследования конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» с помощью матрицы «Доля рынка - рост рынка» (БКГ) можно сделать следующие выводы.
Строительно-монтажные работы, относящиеся к группе «Звезды», ОАО в «ИСКО-Ч» отсутствуют, что неблагоприятно, поскольку данная группа характеризует лидирующее положение (высокая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост), к ней относятся перспективная продукция, обеспечивающая будущее компании, лидеры на растущем рынке.
«Дойная корова» (устройство полов) занимает лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке (медленный рост). Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот вид деятельности приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке. Такая продукция - источник стабильных доходов, не имеющие, однако, больших перспектив.
«Знаки вопроса» (крупное и мелкое строительство, реконструкция, кровельные работы) имеет слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в развивающемся рынке (быстрый рост), продукция данной группы - перспективные бизнес - единицы с высокой степенью неопределенности.
«Бедные собаки»
Возможные варианты стратегии представлены в табл. 26.
Таблица 26
Вариант стратегии ОАО «ИСКО-Ч»
Сегмент |
Товары |
Стратегия |
«Знаки вопроса» |
|
За счет инвестиций провести дополнительные исследования и увеличить долю рынка. Но, как правило, для увеличения доли рынка требуются значительные затраты, и инвестиции в них связаны с высоким уровнем риска, поэтому рекомендуется направить на их развитие небольшую долю средств. |
«Дойные коровы» |
|
Ориентация на сохранение существующего уровня. Инвестировать в их развитие рекомендуется в объеме, необходимом для поддержания доли рынка. |
Далее построим матрицу «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции» (GE/McKinsey) для ОАО «ИСКО-Ч».
Построим модель «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции» (матрица МакКинзи) для строительно-монтажных работ ОАО «ИСКО-Ч» (рис. 6). Экспертные оценки получены путем проведения опроса среди работников ОАО «ИСКО-Ч», они рассматриваются по 10-балльной шкале и представлены в табл. 27 и 28.
Таблица 27
Экспертные оценки привлекательности рынка строительно-монтажных работ
Характеристика |
Вес |
Виды продукции | |||
Устройство полов |
Строительство крупных объектов |
Реконструкция и мелкое строительство |
Кровельные работы | ||
Темп роста рынка |
0,2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Качество рынка |
0,1 |
7 |
7 |
6 |
5 |
Конкурентная ситуация |
0,4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
Влияние внешней среды |
0,3 |
5 |
2 |
3 |
4 |
Объем продаж в 2011 году, тыс. руб. |
2256 |
7812 |
6840 |
5851 |