Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа
Введение
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
Введение
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В этих условиях успех хозяйствующего
субъекта напрямую зависит от достижения
конкурентоспособности и В последние годы в теории и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий. В условиях рыночных отношений
проблема конкурентоспособности товаров
и предприятий становится все
более актуальной. Опыт ведущих фирм
говорит о том, что для устойчивого
коммерческого успеха на рынке необходима
система управления созданием, изготовлением
и реализацией не просто качественной,
а именно конкурентоспособной продукции.
К числу важнейших показателей
при оценке конкурентоспособности
относят степень новизны Прежде чем предложить
товар на рынке, необходимо знать, будет
ли он иметь успех среди Конкурентоспособность – это все то, что обеспечивает товару преимущество на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя. Все параметры изделия, выходящие за эти границы, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Таким образом, конкурентоспособность – величина непостоянная, она зависит от конкретной ситуации на рынке. Исходя из этого, тема оценки
и пути повышения Данная проблема определила цель дипломной работы, которая заключается в изучении понятие конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Респект-НН». Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: - показать параметры,
определяющие - рассмотреть методы оценки
конкурентоспособности - оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия. Предметом исследования является
конкурентоспособность ООО « Объектом исследования определена деятельность ООО «Респект-НН». Теоретической и методологической
основой работы послужили теоретические
положения работ отечественных
и зарубежных ученых в области
товарного обращения, конкуренции,
экономики предприятия и Информационная база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в законодательных и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных и зарубежных ученых. Основными методами исследования
являются: системно – структурный,
причинно – следственный, сравнительный,
факторный, функциональный и статистический
анализ, экспертные оценки и наблюдения,
экономическая интерпретация Практическая значимость
исследования заключается в возможности
использования выводов и
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1 Теоретические основы рыночной конкурентоспособности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1
Сущность понятия « В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечается усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением рыночных отношений в России российским компаниям приходится выдерживать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий. Следует отметить, что сам
термин «конкурентоспособность» Разные авторы по-разному
трактуют понятие « Таким образом, в настоящее время существует множество определений конкурентоспособности, как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [5, C.116]: - микроуровень (конкретные виды продукции, предприятия); - мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий); - макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны). Их можно представить на рисунке 1.
Рис.1. Уровни конкурентоспособности Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на: - микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции); - мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей); - макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней. Распределение по уровню конкурентных отношений можно рассматривать как признак для классификации конкурентоспособности. Виды конкурентоспособности представлены в приложении 2. Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляющим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравнение предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны. Создание и использование конкурентных преимуществ предприятия — тесно связанные процессы, которые в принципе могут вступать в противоречие между собой. Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных условий внешней среды и при заданном качестве их выполнения. Динамический характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в стратегических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единственным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное движение вперед. Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой. В общем случае целесообразно выделять следующие структурные составляющие [7, C. 41]: 1 - конкурентоспособность предложения на рынке; 2 - конкурентоспособность ресурсов предприятия; 3 – конкурентоспособность менеджмента; 4 - конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения). Их тесная взаимосвязь очевидна. Представим их описание наглядно в приложении 3. На рис. 2 проиллюстрирована взаимосвязь различных аспектов конкурентоспособности, в частности, подчеркивается, что наиболее «фундаментальный» характер имеет конкурентоспособность менеджмента и предпринимательской идеи, а внешнее восприятие конкурентоспособности в основном связано с рыночным предложением. Рис. 2. Структура Для достижения и постоянного
поддержания объекта Конкурентное преимущество предприятия — превосходство, высокая компетентность предприятия в какой-либо области деятельности [16, C. 368]. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими. Устойчивое конкурентное преимущество – это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени [18, C. 122]. В приложении 4 перечислены некоторые подходы, использование которых позволяет торговой фирме получить такие преимущества. Следует отметить, что
этот список не является исчерпывающим.
Любое действие, предпринимаемое
розничным предприятием торговли, может
стать основой для получения
превосходства над Важнейшей целью оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы [9, C. 109]. Изучение конкурентоспособности фирмы ведется в сравнении с позициями и возможностями фирм-конкурентов и в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией [7, C. 434]: 1. Каковы основные цели конкурента? 2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей? 3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии? 4. Каковы их вероятные будущие стратегии? Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов. С точки зрения результативности деятельности предприятий-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить основные факторы, требующие изучения. Они варьируются в зависимости от объекта конкурентоспособности (приложении 5): Данный перечень можно
детализировать и дополнить за счет
вопросов по изучению конкурентоспособности
товаров и эффективности В экономической литературе существует множество различных взглядов на критерии конкурентоспособности. Критерии, характеризующие
конкурентоспособность 1) отражать конечные целевые
результаты хозяйственной 2) фиксировать уровень
затрат предприятия на 3) быть универсальным,
чтобы его можно было 4) подвергаться синтезу,
то есть быть способным к
последовательному разложению 5) учитывать масштабы времени. Конкурентоспособность предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия представлены в приложение 6. Перечисленные критерии конкурентоспособности находятся в тесной взаимосвязи. Изменение показателя каждого из них приводит к неизбежному изменению других показателей. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, данный список можно продолжить применительно к конкретному предприятию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2
Методы обеспечения
Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н. Печенкин, А. Глухов, П.С. Завьялов, Г.Л. Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований. Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы [6, C. 25]: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 3. Следует отметить, что не все методы оценки конкурентоспособности предприятия подходят для производства. Это связано с тем, что факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В приложении 7 представлена классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия Вопрос о Маркетинговые исследования – это систематический сбор, анализ и отражение данных, необходимых для решения тактических и стратегических задач, стоящих перед фирмой на том или ином рынке в тех или иных условиях [17, C. 6]. Товар Предприятие -Модель Розенберга -Интегральный показатель -Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж -Модель с идеальной точкой
-Рейтинговая оценка -Оценка на основе доли рынка -Оценка на основе потребительской стоимости -Оценка на основе теории
Матрица БКГ Модель «Привлекательность рынка – преимущества конкуренции» Матрица Портера Многоугольник конкурентоспособности
Аналитические Аналитические Графические Графические
Рис. 3. Иерархия методов оценки конкурентоспособности [6, C. 26] Главной задачей маркетинговых
исследований внешней коммерческой
среды и внутренней деятельности
самого предприятия является ответ
на вопрос о том, какие меры следует
предпринять фирме для Маркетинговые исследования обычно включают две составляющие (по основным направлениям)[6]:
Первая из этих составляющих включает следующие основные направления:
Оценка состояния компании
позволяет получить важную информацию
об угрозах и положительных Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии. Стратегия - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели. Успешная стратегия – это знание направления движения компании и понимание пути, который ведет в желаемое будущее. Процесс разработки стратегии
предприятия с целью достижения
конкурентоспособности 1) определение 2) оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов; 3) определение стратегических
альтернатив поведения 4) выработку конкурентоспособной
стратегии, отвечающей Интенсивность конкуренции в розничной торговле постоянно повышается – появляются новые формы торговли и новые технологии, изменяются потребности покупателей, что обуславливает повышение значения стратегического планирования. Стратегия указывает фирме общее направление, следуя которому она эффективно взаимодействует с миром розничной торговли, его средой и покупателями [18, C. 117]. Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения [31, C. 38]. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера): Рис. 4. Модель Портера [31, C. 38] Пять конкурентных сил — угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами — отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники — все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество. Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии. Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода: 1. Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек); 2. Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов); 3. Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). [5, C.11]. Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.
Рис.5. Три базовых варианта стратегии [30, 77] Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера, Графическая интерпретация модели Портера, показывающая зависимость между долей на рынке и прибыльностью, приведена на рисунке 6. Рис.6. Модель Портера [56, C. 19] На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации. Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна. Компания, имеющая большую
долю на рынке, может осуществлять успешную
предпринимательскую Три базовых варианта стратегии
различаются не только функциональными
характеристиками, но и другими параметрами.
Чтобы успешно их осуществлять, требуются
различные ресурсы и Таблица 1 Требования к предприятию, влияющие на выбор конкурентной стратегии [31, C. 79]
Базовые варианты стратегии
могут также потребовать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3
Анализ методов оценки и Методологически неразрывно
связанной с решением проблемы повышения
конкурентоспособности В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях: разработки мероприятий
по повышению выбора контрагентов для совместной деятельности; составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта; осуществления инвестиционной деятельности; осуществления государственного регулирования экономики. Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи. Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Методы, основанные на оценке
конкурентоспособности Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов. Комплексные методы. Оценка
конкурентоспособности Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов. Подавляющее большинство
методик основывается на выявлении
факторов, определяющих конкурентоспособность
хозяйствующих субъектов, при этом
упор делается на создании их исчерпывающего
перечня. Однако система факторов конкурентоспособности
предприятия является открытой, а
множество элементов этой системы
- нечетким. Таким образом, количество
факторов конкурентоспособности Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные оценки, «экспертные методы», страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности. Ряд методик при оценке
конкурентоспособности Определенные нарекания
вызывает сведение различных по природе
технико-экономических Большинство методик предполагает
сопоставление практически Отмеченные недостатки существующих
подходов к оценке конкурентоспособности
предприятий обуславливают Учитывая сказанное, разработку
методики оценки конкурентоспособности
предприятия предлагаем начать именно
с анализа понятия и критериев
оценки конкурентоспособности Как показывают исследования,
конкурентоспособность Операционная эффективность
означает выполнение схожих видов деятельности
лучше, чем это делают конкуренты.
Она включает оценку эффективности
выполнения тех или иных видов
деятельности, а также ряд других
мероприятий, позволяющих предприятию
интенсифицировать Напротив, стратегическое позиционирование
предприятия означает осуществление
отличных от конкурентов видов деятельности
или выполнение схожей деятельности,
но другими путями. Сущность стратегического
позиционирования можно сформулировать
как осуществление видов Можно утверждать, что операционная
эффективность обеспечивает получение
прибыли в процессе реализации прибавочной
стоимости, а стратегическое позиционирование,
создавая, поддерживая и расширяя
рынки сбыта, - саму возможность этого
процесса. Следовательно, каждый из рассмотренных
источников конкурентоспособности
в отдельности есть необходимое,
но не достаточное условие Таким образом, конкурентоспособность
предприятия может быть охарактеризована
и, в конечном счете, сведена к
оценке его операционной эффективности
и стратегического
где K - конкурентоспособность исследуемого предприятия; - коэффициент операционной эффективности; - коэффициент
стратегического Операционная эффективность
обеспечивает получение прибыли
в процессе реализации прибавочной
стоимости. Это означает, что основным
результатом и критерием В качестве показателя прибыльности
может рассматриваться
где r - операционная эффективность предприятия; В - выручка от реализации продукции; З - затраты на производство и реализацию продукции. Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке:
где R - операционная эффективность по выборке; ВS - выручка от реализации продукции по выборке; ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке. Под выборкой понимается совокупность
конкурентов, являющаяся необходимой
и достаточной для Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке:
Стратегическое Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:
где Д - доля рынка предприятия; В - выручка от реализации продукции предприятия; V - объем рынка. Доля рынка по выборке запишется так:
где ДS - доля рынка по выборке; ВS - выручка от реализации продукции по выборке; V - объем рынка. Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле:
где - изменение доли рынка предприятия; - выручка от
реализации продукции - объем рынка в предшествующем периоде. Изменение доли рынка по выборке:
где - изменение доли рынка по выборке; - объем выручки
от реализации продукции по
выборке в предшествующем - объем рынка в предшествующем периоде. Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получаем:
Заметим, что отношение
выручки анализируемого периода
к выручке предшествующего
где I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия; IS - индекс изменения объемов выручки по выборке. При этом:
Однако объемы выручки
по природе своей совершают
Тогда с учетом выражений (4) и (13) получаем:
Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке. В качестве главного преимущества предлагаемой методики оценки конкурентоспособности предприятия автор считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности - прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов в отличие от пофакторной оценки конкурентоспособности, которая в силу погрешностей в оценках отдельных факторов, а также условности и субъективности ряда используемых в расчетах показателей, зачастую является неадекватной. Действительно, показатели прибыльности и доли рынка предприятия объединяют в себе абсолютно все макро- и микроэкономические, объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, стоимостная оценка позволяет избежать трудностей при оценке и анализе разнородных показателей, имеющих несопоставимую размерность. Предлагаемая методика оценки
конкурентоспособности, в отличие
от существующих методик подобного
рода, имеет в своей основе четко
выраженный математический аппарат. Это
дает не оценочную и во многом условную
зависимость определяемого Предлагаемый подход значительно облегчает задачу по сбору необходимой для оценки конкурентоспособности предприятия информации. Отпадает необходимость в проведении дорогостоящих и не всегда доступных маркетинговых исследований, подборе экспертов и специалистов в различных отраслях знаний; вся необходимая информация может быть почерпнута из данных бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Несомненно, что это значительно повышает практическую применимость такой методики оценки конкурентоспособности. Помимо прочего, к преимуществам
предлагаемой методики следует отнести
и ее универсальность, поскольку
она допускает в зависимости
от целей анализа и наличия
исходных данных формирование любого
объема и состава выборки предприятий- Таким образом, предлагаемая
методика оценки конкурентоспособности
предприятий является простым и
универсальным инструментом оценки
эффективности хозяйственной
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2 Состояние оценки объектов конкурентоспособности ООО «Респект НН» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1
Организационно-правовая Обувной бренд Respect появился
7 лет назад, когда в Санкт-Петербурге
был открыт первый магазин мужской
и женской обуви. Эта марка, одна
из немногих, открыто заявляет о
своём отечественном В своих коллекциях бренд Respect отражает четыре аспекта, которые каждый из нас ценит в обуви. Это элегантность, удобство, мода и комфорт. Как одновременно удаётся сочетать все качества – загадка. Ко всему сказанному, в магазинах обуви Респект радуют и цены. За счёт того, что 90% обуви, представленной в магазинах, фирменного производства, удаётся избежать наценок. Поэтому здесь можно приобрести подходящую пару, не «выворачивая кошелёк наизнанку». Сегодня фирменные магазины обуви Респект можно встретить не только в Петербурге, но и ещё почти в 40 городах России, в том числе и в Москве, Барнауле, Анапе, Самаре, Омске, Мурманске, Липецке и других городах. В бутиках представлено около 400 моделей туфель и ботинок, которые каждый сезон обновляются. Многообразие форм, цветов и материалов приятно радуют глаз, а качество удивит даже самых притязательных покупателей. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Магазин вправе осуществлять
и другие виды деятельности, если они
не запрещены законодательными актами
РФ и отвечают целям, предусмотренным
Уставом и при наличии Уставный фонд Общества составляет
250000 руб. Уставный фонд разделен на 5000
простых именных акций. Номинальная
стоимость акции составляет 50 рублей.
Доля каждого акционера в имуществе
прямо пропорциональна Источниками формирования имущества являются:
Часть чистой прибыли, оставшейся
в распоряжении Общества после уплат
налогов и иных платежей в бюджет,
направляются на выплату дивидендов
в порядке, определяемом общим собранием
акционеров с учетом личного участия
каждого акционера в Органами управления общества являются:
Хозяйственная деятельность
определяется в соответствии
с порядком, определенным ООО «Респект» реализует обувь отечественных и зарубежных предприятий и сопутствующие товары, изучает спрос на реализуемую продукцию. С предприятиями-поставщиками заключены прямые договоры. Продажа товаров в магазине осуществляется по образцам. Интерьер торгового зала является своеобразной рекламой как магазина, предприятий-поставщиков, так и ассортимента. ООО «Респект» планирует внедрять прогрессивные торгово-технологические процессы, изучать спрос на первые опытные партии товаров, производить обработку, анализ и обобщение данных о спросе, вносить предложения предприятиям по изучению ассортимента и качества обуви, равно как и снятие с производства обуви, не пользующейся спросом. В магазине имеются 8 персональных компьютеров, объединенных в маленькую сеть. Вся экономическая, бухгалтерская, товарная отчетность компьютеризирована. Предприятие на основе хозяйственного
расчета обеспечивает самоокупаемость,
финансирование затрат по совершенствованию
производства, социальному развитию
и материальному стимулированию
работников за счет заработанных средств,
отвечает за результаты своей производственно- Информация о развитии товарооборота ООО «Респект» представлена в таблице 1. Таблица 1 Анализ выполнения плана товарооборота по месяцам и кварталам (руб.)
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что плановое задание 2012 г. было выполнено на 97,9 %, а сумма не выполнения составила 97121 руб. Магазин выполнил план товарооборота только в апреле и мае месяцах. По сравнению с 2011 г. объем товарооборота возрос на 1,5 %. Выполнение плана по кварталам
не равномерно. Так в 1 квартале план
товарооборота был выполнен на 96,9
%, не выполнение составило на сумму
42365 руб. Во 2 квартале ситуация изменилась.
Наблюдается значительный рост товарооборота
на 41606 руб. или 2,8 %. Самым эффективным
оказался май месяц — 110,2 %. В этом
месяце наблюдалось повышение
Таблица 2
А) Влияние изменения торг.S = ∆торг.S * т/об. на 1 м2 площади 2011 га = (-93,0) * 10132=-942276 руб. Б) Влияние измен. эффективности торговой S = Δ т/об. на 1 м2 S * S торгового зала 2012 га = 2926 * 345,5 = 1010933 руб. В) Общее влияние: 1010933 – 942276 = 68657 руб. 2. Влияние факторов, связанных
с эффективностью Таблица 3 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов
Для развития розничного товарооборота
характерно постоянное увеличение его
объемов. Одним из резервов роста
товарооборота является эффективность
использования основных фондов, непосредственно
эффективность использования Рост товарооборота также
возможен с помощью применения достижений
научно-технического прогресса, например,
на предприятии вместе с кассовым
оборудованием можно Основным показателем хозяйственной деятельности является прибыль, так как от ее размера зависит дальнейшее развитие предприятия, возможность конкурировать на рынке за счет внедрения современного оборудования, стимулирование работников за труд, решение социальных вопросов. Данные таблицы 6 показывают, что за отчетный период прибыль от реализации товаров снизилась по сравнению с прошлым периодом на 83140 тыс.руб., балансовая прибыль — на 83017 руб., чистая прибыль — 63093 руб. Таблица 5 Анализ прибыли и
На снижение прибыли от реализации повлияли следующие факторы:
Анализ издержек обращения (Табл.6) направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В процессе анализа необходимо изучить динамику издержек обращения. Таблица 7 Анализ издержек обращения
В отчетном году общий уровень издержек обращения увеличился на 1,87%, что негативно повлияло на размер прибыли. В отчётном году сумма издержек обращения составила 639323 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 91039 тыс. руб.. Если рассмотреть издержки обращения постатейно, то на увеличение общего уровня повлияло увеличение издержек обращения по следующим статьям: амортизация— на 0,55%, расходы на оплату труда— на 0,4%, прочие расходы— на 0,3%, расходы по аренде и содержание зданий— на 0,3%,ремонт основных средств— на 0,2%. Для увеличения конечных результатов
деятельности предприятия должно стремиться
уменьшить издержки обращения. Предприятие
может уменьшить издержки за счет
сдачи части складских Для решения задач, стоящих перед экономикой на современном этапе, необходима информация о запросах покупателей, их отношение к выпуску продукции, т.е. необходим посредник, регулирующий взаимоотношения между производством и потреблением. Таким связующим звеном являются фирменные магазины. Основной задачей фирменного магазина является изучение и формирование спроса покупателей на товары. Однако предприятиями-изготовителями нередко нарушается первоочередность поставки первых моделей текущего ассортимента. Несмотря на это магазин «Респект» не уходит от выполнения своих основных функций. В магазине постоянно ведется учет реализованного спроса по моделям, ежеквартально составляются конъюнктурные обзоры, которые направляются на предприятия-изготовители. Для улучшения этой работы в ООО «Респект» создана локальная сеть объединяющая 8 компьютеров. Это позволило автоматизировать работу, но изучение спроса ведется как бы полуавтоматически, даже можно сказать вручную. Работники прилавка в конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар, записывают по моделям. После этого товароведы разносят эту реализацию в компьютер — эта работа занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно предложить предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на кассовые аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые позволят заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели. В результате, значительно уменьшиться протяженность информационных потоков, снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать, как идет реализаций той или иной модели. Отрицательным моментом в работе ООО «Респект» является увеличение издержек обращения в 2012 г. Поэтому, необходимо сконцентрировать внимание на издержки обращения, контролировать их уровень, а также прогнозировать их с учетом современных условий хозяйствования. Финансовое положение сложившиеся в последнее время в магазине не позволяет закупать товары в запас, как это делалось в прошлые годы. Поэтому можно предложить сдать часть складских помещений в аренду; сократить расходы на упаковку, меньше пользоваться кредитами банка такая возможность есть. Одним из фактором успешного развития предприятия являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильное установление режима труда, эффективное использование рабочего времени, рост производительности труда. Большое влияние на производительность труда оказывает улучшение условий труда и отдыха, что обеспечивает высокую культуру обслуживания покупателей. Поэтому с целью повышения эффективности труда ООО «Респект» хотелось бы пожелать следующие: изыскание возможностей разделения труда совмещения профессий, должностей, расширения зон обслуживания, что положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и ведет в конечном итоге к увеличению производительности труда и положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 Законодательная основа деятельности ООО «Респект НН» |
2.3 Анализ состояния оценки
конкурентоспособности
На первом этапе исследования выделяются следующие итерации:
- определение
состава потребительских и
- определение
иерархии этих параметров по
их значимости (важности) для покупателя
и расчет весовых
- балльная
оценка каждого параметра и
построение профиля
- расчет
среднего балла
Для этой
продукции существенными
- качество (П1);
- ассортимент (П2);
- цена
потребления, включающая цену
продажи и дополнительные
- престиж предприятия (П4).
Параметры П1, П2и П4 являются потребительскими, а П3 относится к группе стоимостных характеристик.
Различные параметры имеют разную значимость для потребителей. Сразу определить "вес" каждого параметра достаточно сложно, поэтому в нашем исследовании использовался метод попарных сравнений параметров, значительно облегчающий эту задачу и дающий довольно точные и достоверные результаты.
Метод заключается в выполнении следующих шагов.
1) Экспертам
предлагается перевести
Таблица 2.4
Шкала перевода значимости параметров
Качественная оценка |
Количественная оценка |
Значимость для покупателей Первый параметр слабо значимее, чем второй Первый параметр значимее, чем второй Первый показатель сильно значимее, чем второй Первый показатель абсолютно значимее, чем второй |
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов |
Результаты перевода сводятся в матрицу попарных сравнений, которая для исследуемой продукции имеет следующий вид (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Матрица попарных сравнений
П1 |
П2 |
ПЗ |
П4 | |
П1 П2 ПЗ П4 |
1 1 1/3 1/5 |
1 1 1/4 1/5 |
3 4 1 1/5 |
5 5 5 1 |
2) Определяется
общий балл по каждому
Сумма баллов параметра "Качество" — 11.
Сумма баллов параметра "Ассортимент" — 10.
Сумма баллов параметра "Цена" — 5,6.
Сумма баллов параметра "Престиж предприятия" — 2,6.
Общая сумма баллов — 29,2.
3) Определяемся
коэффициент значимости по
d1 = 11 /29,2=0,38
d2 = 10 /29,2=0,34
d3 = 6,6/29,2 =0,19
d4 = 1,6/29,2=0,08
Определение
набора параметров и их сравнительной
значимости для покупателей —
исходная точка анализа
В нашем исследовании для количественного определения параметров использовалась балльная оценка. Оцениваются все параметры по 9-ти балльной шкале, давая оценки по степени удовлетворения желаний потребителей, при этом высшую оценку 9 баллов получает идеальный товар.
Результаты проведенной оценки сведены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Оценка продукция
Продукция |
Параметры | |||
П1 |
П2 |
ПЗ |
П4 | |
1. Мужская обувь магазинов «Респект-НН» «Вестфалика» |
7 7 |
8 8 |
7 8 |
8 7 |
2. Женская обувь магазинов «Респект-НН» «Вестфалика» |
8 8 |
7 8 |
7 7 |
7 8 |
По данным
этой таблицы построим профили конкурентоспособности
продукции магазинов «Респект-
На этих
профилях наглядно видны преимущества
и недостатки товаров нашего предприятия
по отношению к товарам
Таблица 2.7
Профиль конкурентоспособности мужской обуви
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА |
БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА "жесткие" потребительские параметры 1. Качество 2. престиж предприятия- "мягкие" потребительские свойства 1. Ассортимент СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА цена |
|
|
|
|
|
|
xо х
ох |
o
хо |
|