Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа
Введение
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства.
х — «Вестфалика» о — «Респект-НН»
Таблица 2.8
Профиль конкурентоспособности женская обувь
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА |
БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||||||||
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА "жесткие" потребительские параметры 1. Качество 2. престиж предприятия- "мягкие" потребительские свойства 1. Ассортимент СТОИМОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА цена |
|
|
|
|
|
|
х
хо
х |
xo o
о |
|
х — «Вестфалика» о — «Респект-НН»
Рассчитаем
средний балл конкурентоспособности
по товарам предприятий-
n
Бк = S diBi
i=1
где
Бк — средний балл
di — весовой коэффициент значимости i-го параметра,
Вi — балльная оценка i-го параметра,
n — количество оцениваемых параметров.
Мужская обувь:
«Респект-НН»
Бк = 0,38х7 + 0,34х8 + 0,19х8 + 0,08х7 = 7,92
«Вестфалика»
Бк = 0,38х7 + 0,34х7 + 0,19х8 + 0,08х7 = 7,15
Женская обувь:
«Респект-НН»
Бк = 0,38х8 + 0,34х8 + 0,19х7 + 0,08х7 = 7,72
«Вестфалика»
Бк = 0,38х8 + 0,34х7 + 0,19х7 + 0,08х7 = 7,49
Таким образом, по среднему баллу конкурентоспособности товара фирма «Респект-НН» превышает своего конкурента ООО «Вестфалика» по всем рассматриваемым видам продукции.
Индексы
конкурентоспособности
В нашем исследовании индексы конкурентоспособности рассчитаны по отношению к "идеальному изделию" и продукции магазинов «Респект-НН» по следующим формулам:
J ид = Бк / Б ид и J к = Б к1 / Б к2,
где J ид — индекс конкурентоспособности по отношению к идеальному изделию;
Jк — индекс конкурентоспособности по отношению к ООО «Вестфалика»;
Б ид — балльная оценка конкурентоспособности "идеального изделия";
Б к1 — средний балл конкурентоспособности товара анализируемого предприятия;
Б к2 — средний балл конкурентоспособности товара конкурента.
Мужская обувь:
«Вестфалика» Jд= 7,15/4 = 0,79
«Респект-НН» Jд = 8 / 9 = 0,89
Jк = 8 / 7,15 = 1,12
Полученные значения свидетельствуют о том, что желания потребителей удовлетворяются мужской обувью магазинов «Респект-НН» на 89%, а ООО «Вестфалика» только на 79%, потому конкурентоспособность продукции фирмы «Респект-НН» по сравнению с товарами конкурента в 1, 12 раза (или на 12%) выше.
Женская обувь:
«Вестфалика» Jид = 7,49/9 = 0,83
«Респект-НН» Jид = 7,73 /9 =0,86
Jк = 7,72 / 7,49 = 1,03
По женская обувь фирма «Респект-НН» удовлетворяет желания потребителя на 86%, а ООО «Вестфалика» — на 83%, в результате конкурентоспособность товара нашего предприятия в 1,03 раза (на 3%) выше продукции конкурента.
Итак, после выполнения анализа на I и II этапах выяснилось что сеть магазинов «Респект-НН» продает более конкурентоспособные товары по сравнению с изделиями основного конкурента ООО «Вестфалика», что обусловлено, главным образом, продажей товаров по более благоприятным для потребителей ценам. Для поддержания и роста конкурентоспособности продукции «Респект-НН» необходимо разработать эффективный комплекс маркетинга.
Следует
отметить уровень острой конкуренции
на рынке продовольственной
Проведем
балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный
анализ показателей ведущих
Таблица 2.12
Анализ конкурентоспособности по баллам
Факторы конкурентоспособности предприятия |
Балльная оценка фирм | ||||||
«Респект-НН» |
«Вестфалика» |
«Обувная лига» | |||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
1.Продукт | |||||||
Качество |
7 |
9 |
8 | ||||
Престиж торговой марки |
5 |
8 |
6 | ||||
Срок реализации |
9 |
9 |
9 | ||||
Многовариантность в использовании |
9 |
9 |
8 | ||||
Уникальность |
5 |
6 |
6 | ||||
Защищенность патентом |
5 |
6 |
5 | ||||
Надежность |
8 |
7 |
6 | ||||
Сумма баллов |
48 |
54 |
47 | ||||
Средний балл |
6,9 |
7,7 |
6,7 | ||||
2. Цена | |||||||
Прейскурантная |
7 |
4 |
5 | ||||
Процент скидки с цены |
7 |
3 |
4 | ||||
Срок платежа |
6 |
5 |
5 | ||||
Условия кредита |
4 |
4 |
4 | ||||
Сумма баллов |
24 |
16 |
18 | ||||
Средний балл |
6,0 |
4,0 |
4,5 | ||||
3. Каналы сбыта | |||||||
Степень охвата рынка |
6 |
2 |
7 | ||||
Размещение складских помещений |
8 |
4 |
5 | ||||
Система контрольных запасов |
8 |
4 |
5 | ||||
Система транспортировки |
7 |
7 |
5 | ||||
Формы сбыта : |
|||||||
торговые представители |
7 |
8 |
6 | ||||
оптовые посредники |
5 |
7 |
5 | ||||
Сумма баллов |
41 |
32 |
33 | ||||
Средний балл |
6,8 |
5,3 |
5,5 | ||||
4. Продвижение продуктов на рынке | |||||||
Реклама |
5 |
8 |
7 | ||||
Индивидуальная продажа |
9 |
7 |
6 | ||||
Продвижение продуктов по каналам торговли |
7 |
7 |
6 | ||||
Упоминание об изделиях в СМИ |
4 |
8 |
6 | ||||
Сумма баллов |
25 |
30 |
25 | ||||
Средний балл |
6,3 |
7,5 |
6,3 | ||||
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ |
138 |
132 |
123 |
По средним значениям факторов конкурентоспособности предприятия строим "многогранник конкурентоспособности" для каждого предприятия.
Определим показатель уровня конкурентоспособности сети магазинов «Респект-НН» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» сети магазинов «Респект-НН».
[S Респект-НН (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51] /
[S Вестфалика (7,7*4,0) + (4,0*5,3) + (5,3*7,5) + (7,5*7,7) 149,5] = 1,13
[S Респект-НН (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) 168,51 ] /
[S Обувная лига (6,7*4,5) + (4,5*5,5) + (5,5*6,3) + (6,3*6,7) 131,76 ]= 1,27
__ Респект-НН - - - - Вестфалика ……. Обувная лига
Рис. 2.3. Многогранник конкурентоспособности предприятий
Вывод: Торговая фирма «Респект-НН» в 1,13 раза конкурентоспособнее фирмы «Вестфалика» и в 1,27 раз конкурентоспособнее фирмы «Обувная лига».
Таблица 2.13
Резервы реализации повышения конкурентоспособности товара фирмы
Характеристики |
Направления реали-зации выявленных резервов повышения конкурентоспособности товара фирмы |
Разработка путей и методов реализации выявленных ресурсов |
Престиж торговой марки |
Фирме следует приобрести известность в деловых кругах республики и у населения. |
Необходимо провести активную рек-ламную кампанию. Возможно прове-дение комбинированной рекламы. Фирма должна выпол-нять заказы достаточно качественно и стараться соблюдать сроки выполнения. |
Условия финансирования в случае покупки |
В будущем фирма должна предоставлять льготы и скидки клиентам. |
Планируется снизить предоплату заказов. |
Можно значительно улучшить качество и престиж торговой марки. При внедрении новых технологий обслуживания покупателей и использовании высококачественной продукции значительно повысить спрос на продукцию предприятия.
В результате данного исследования можно придти к выводу, что позиции предприятия на рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие торгового процесса и внедрение новейших технологий, на предприятии будет происходить спад производства.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной продукции.
Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность предприятия, выпускающего этот товар, поэтому этот блок анализа играет очень важную роль в нашем маркетинговом исследовании.
Проведем исследование конкурентоспособности товара сети магазинов «Респект-НН».
Далее проведем оценку нашего товара относительно товара конкурента.
Существует несколько методов оценки конкурентоспособности продукции. Общее во всех этих методиках - товар рассматривается с точки зрения потребителя, а не производителя.
При исследовании
конкурентоспособности
Исследование проводилось в два этапа:
I. Получение
балльной оценки
II. Расчет
индексов
При изучении продукции мы должны проанализировать соответствие требований наших клиентов характеристикам продукции, реализуемой торговой фирмой «Респект-НН». Такой анализ позволит нам понять мотивы покупателей, предпочитающих наш товар, а не товар конкурентов (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Оценка соответствия характеристик продукции сети магазинов «Респект-НН» требованиям потребителей
Показатели |
Степень соответствия характеристик товара требованиям покупателей | |||||
Хуже |
Лучше | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1.качество продукции |
х о | |||||
2.цена |
о |
х | ||||
4.срок реализации |
х о |
|||||
5.сервис |
х |
о |
||||
6.другие |
х |
о |
х - требования потребителей
о - характеристики продукции, реализуемой фирмой «Респект-НН»
Из таблицы 2.14. видно, что характеристики товаров нашего предприятия полностью отвечают требованиям покупателей.
Сильной
стороной здесь является фактор цены.
По остальным факторам предприятие
проигрывает, хотя и незначительно.
Данные показатели являются резервами
повышения
Рекомендации
по повышению
1 Индекс потребительских цен за 9 месяцев 2012 года к соответствующему периоду 2011 года составил 15%
2 Экономика. Учебник - под ред. Булатова А.С.//М.:БЕК,1994 - С.165