Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе конкурентоспособности продукции АО «Ламмебель» на основе теоретических разработок.
Задачи работы:
1. рассмотреть теоретические основы теории конкурентоспособности товара,
провести анализ конкурентоспособности продукции АО «ЛМ»,
на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «ЛМ».
Введение_______________________________________________________________3
1. Исследование конкурентоспособности продукта - теоретический аспект____ 4
1.1. Основы теории конкурентного преимущества__________________________ 4
1.2. Исследование конкурентоспособности продуктов_______________________ 7
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Ламмебель"___________ 14
Заключение___________________________________________________________ 32
Список литературы____________________________________________________ 35
Содержание
Введение______________________
1.1. Основы теории конкурентного
преимущества__________________
1.2. Исследование
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Ламмебель"___________ 14
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение.
Современное тяжелое положение промышленности страны свидетельствует о сложности создания цивилизованного рынка лишь только в результате пассивного следования за проводимыми рыночными реформами.
Опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов рынка – предприятий.
И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции. Далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.
Каждому предприятию
особенно важно создать конкурентоспособ
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ продукции и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции, как товара, так и предприятия. Все это делает актуальной тему данной курсовой работы.
Цель курсовой работы
состоит в анализе
Задачи работы:
1. рассмотреть теоретические
основы теории
Объектом исследования является продукция АО «ЛМ». Предметом исследования – потребительские и технические показатели изделия мебели типа «Стенка».
Выбор предприятия мебельной промышленности в качестве объекта исследования сделан по причине того, что на Дальнем Востоке, да и в целом по России объем производства, и потребления мебели снижается. А это говорит о том, что увеличения продаж за счет расширения рынка ждать не приходится. Из этой ситуации есть один выход: увеличения своей доли рынка за счет отвоевания ее у конкурента. А это возможно лишь при наличии конкурентоспособной продукции, без которой все остальные элементы маркетинговой деятельности не обеспечат предприятию стабильного процветания.
В соответствии с изложенными целями и задачами курсовая состоит из двух разделов.
В первом разделе рассмотрено понятие конкуренции, ее концепция, дан обзор существующих теорий конкурентного преимущества. Здесь же рассмотрены основы исследования конкурентоспособной продукции.
Очень большой вклад в развитие теории о конкуренции внес М.Е. Портер, труды которого широко освещены в данном разделе.
Вторая глава курсовой посвящена исследованию деятельности, рынка и продукции АО "ЛМ". В ходе исследования был использован анализ хозяйственной деятельности предприятия, ситуационный анализ рыночной среды, а также составлен план исследования конкурентоспособности изделия - мебели "Стенка" относительно приоритетных конкурентов.
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
В общем, виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество.
Начало создания теории
сравнительных преимуществ
XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.
Новые тенденции в
развитии мирового хозяйства в последние
десятилетия потребовали
М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.
Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.
Если применить теорию конкурентоспособности в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы:
Оценка степени
Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара:
Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.
Выбор стратегии зависит от факторов:
Как уже было сказано, конкурентоспособность не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым проводить анализ среды. Портер выделил следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 1) и назвал их «детерминанты ромба».
Рис. 1. Детерминанты «стратегического ромба»
Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
Изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности.
Изучение
Изучение рынка |
Сбор данных о конкурентах |
Запросы потенциальных покупателей |
Формулировка требований к изделию |
Анализ цены потребления; |
Определение перечня параметров, подлежащих оценке |
Экономические: |
Показатели технического
уровня: |
Потребительские показатели: |
Показатели стабильности
качества:
|
Рис. 2 Схема изучения конкурентоспособности продукции
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара. На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности. На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента
Оценить показатель конкурентоспособности можно несколькими методами:
методом расчетных единичных и групповых показателей, методом с использованием функции желательности, методом многокритериальной
оптимизации.
В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности.
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент, либо некоторый абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии.
Перечень критериев для
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = Р / Рб (1.)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)
(3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.