Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе конкурентоспособности продукции АО «Ламмебель» на основе теоретических разработок.
Задачи работы:
1. рассмотреть теоретические основы теории конкурентоспособности товара,
провести анализ конкурентоспособности продукции АО «ЛМ»,
на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «ЛМ».
Введение_______________________________________________________________3
1. Исследование конкурентоспособности продукта - теоретический аспект____ 4
1.1. Основы теории конкурентного преимущества__________________________ 4
1.2. Исследование конкурентоспособности продуктов_______________________ 7
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Ламмебель"___________ 14
Заключение___________________________________________________________ 32
Список литературы____________________________________________________ 35
Этап 4. Расчет конкурентоспособности по потребительским показателям.
Обобщенный показатель стабильности качества складывается из оценки:
-уровня исполнения изделия,
-надежности и долговечности изделия,
-гарантийного срока.
Оценим мебель каждого из рассматриваемых производителей по перечисленным показателям.
Для оценки уровня исполнения проведем
экспертный опрос продавцов мебели
на предмет жалоб, поступающих от
покупателей о недостатках
Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия был проведен экспертный опрос трех технологов АО «ЛМ». В их задачу входило проранжировать материалы, лежащие в основе изготовления мебели того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Показатель гарантийного срока определялся продолжительностью последнего. Результаты представлены в таблице 9. По данным таблицы 9 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям стабильности качества (табл. 10). Сравнение будем проводить относительно изделия АО «ЛМ».
Анализ данных таблицы 10 показывает, что по показателям стабильности качества изделие мебели АО «ЛМ» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели ДОК.
Что касается показателя гарантийный срок, то таковой на свое изделие дает мебельная фабрика из Сибири. Ни одно из трех приморских предприятий не устанавливают на свои изделия гарантийный срок.
Этап 5. Определение
Оценка конкурентоспособности изделий по показателю техничность практически трудно осуществима. Проблема состоит в отсутствии информации о трудоемкости и материалоемкости изготовления изделия «Стенка» у разных производителей. Поэтому ограничимся оценкой показателей комфортабельности и этических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса дизайнеров, конструкторов и технологов АО «ЛМ». Всего было опрошено 23 человека. Результаты представлены в таблице 11.
Таблица 9
Определение конкурентоспособности мебели по показателям стабильности качества
Показатель |
Качественная или |
Балльная оценка по 3-балльной шкале3 | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | |
Число жалоб от продавцов среди опрошенных магазинов |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Число рекламаций за недокомплектацию |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
1 |
1 |
3 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
3 |
3 |
2 |
1 |
Ремонтопригодность |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
2 |
2 |
2 |
3 |
Таблица 10
Расчет параметрических
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||
Число жалоб |
1 |
1 |
1/3 |
1/3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,13 |
0,13 |
Число рекламаций |
1 |
1/3 |
1/3 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
1 |
1 |
2/3 |
1/3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,13 |
0,7 |
Ремонтопригодность |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,15 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
0,8 |
0,46 |
0,65 |
Таблица 11
Определение конкурентоспособности изделий мебели по показателям технического уровня
Показатель |
Количественная или |
Балльная оценка по 3-балльной шкале | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | |
Целостность композиции |
Удовл. с условием |
Удовл. |
Удовл. с условием |
Удовл. с условием |
3 |
3 |
3 |
3 |
Насыщенность и чистота цвета, сила тона |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл.с условием |
3 |
3 |
2 |
2 |
Гармония цветовых сочетаний |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Совершенство |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл. |
3 |
3 |
2 |
3 |
Рассчитаем для каждого
Из данных таблицы видно, что по показателям технического уровня изделия мебели АО «ЛМ» уступает одному производителю: мебель из Сибири. Относительно двух других конкурентов мебель АО «ЛМ» вне конкуренции. Причем, конкурентное преимущество мебели из Сибири зафиксировано по одному техническому показателю: целостность композиции.
Таблица 12
Расчет параметрических
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК |
ЛМ |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||
Целостность композиции |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,45 |
0,3 |
0,3 |
Насыщенность и чистота цвета, сила тона |
1 |
1 |
0,67 |
0,67 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,134 |
Гармония цветовых сочетаний |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Совершенство |
1 |
1 |
0,67 |
1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,2 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
1,15 |
0868 |
0,934 |
Оценив конкурентоспособность изделия мебели АО «ЛМ» по четырем показателям построим матрицу Мак-Кинзи для определения местоположения АО «ЛМ» в рамках рассматриваемой стратегической группы. Для этого определим привлекательность рынка изготовления мебели (табл. 13), а также оценим относительные преимущества в конкуренции (таблица 14).
Для определения относительного положения каждого из изготовителей на рассматриваемом рынке примем наибольшую оценку (оценка Сибири) за 1. оценки остальных производителей пересчитаем относительно оценки мебели из Сибири. Имеем: АО «ЛМ» - 0,907 (1 : 1,1024),
УМФ – 0,809 (0,8928 : 1,1024),
ДОК – 0,783 (0,8632 : 1,1024).
Результаты нанесем на матрицу Мак-Кинзи (рис. 6)
Таблица 13
Определение притягательности рынка
Критерий оценки |
Удельный вес |
Качественная оценка |
Оценка в баллах |
Итоговая оценка |
1. Рост рынка |
40 |
До 1999 г. наблюдалось сужение рынка. В I квартале 2000 г. зафиксирован рост |
50 |
20 |
2. Сложность вступительных |
20 |
Высок для предприятий, занимающихся как изготовлением ДСП, так и мебели. Низкий для изготовителей мебели из той же ламинированной плиты |
60 |
12 |
3. Власть клиентов |
30 |
Высокая |
30 |
9 |
4. Возможность дифференциации цен |
10 |
Высокая |
80 |
8 |
Итого |
100 |
- |
- |
49 |
Из рисунка 6 видно, что из рассматриваемых
производителей продукции мебельных
фабрик из Сибири наиболее конкурентоспособна
в рамках рассматриваемой стратегической
группы предприятий. Этот же производитель
имеет наибольшую долю.
Определение относительных преимуществ в конкуренции
Показатель |
Уд. вес |
АО «ЛМ» |
Сибирь |
УМФ |
ДОК | ||||
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка | ||
1. потребительские |
40 |
1 |
0,4 |
1,26 |
0,504 |
1,087 |
0,435 |
0,993 |
0,3972 |
2. постоянство качества |
20 |
1 |
0,2 |
0,8 |
0,16 |
0,46 |
0,092 |
0,65 |
0,13 |
3. технические |
10 |
1 |
0,1 |
1,15 |
0,115 |
0,868 |
0,0868 |
0,934 |
0,09 |
4. экономические |
30 |
1 |
0,3 |
1,078 |
0,323 |
0,93 |
0,279 |
0,82 |
0,246 |
Итого |
100 |
1 |
1,1024 |
0,8928 |
0,8632 |
Относительное преимущество предприятия в конкурентной борьбе
67
33
0,33 0,67 0,89 0,97 1
Рис. 6 Матрица Мак-Кинзи определения позиции изделия мебели типа «Стенка» у разных изготовителей рассматриваемой стратегической группы
Продукция АО «ЛМ» находится на втором месте, на третьем – УМФ и на четвертом – ДОК.
Конкурентная политика АО «ЛМ» должна быть направлена, в первую очередь, на позиции изготовителя из Сибири.
Заключение
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. В общем понимании – это тип поведения фирм – соперников на определенном рынке.
Конкурентоспособность
товара (услуги) – его преимущество
по сравнению с каким-то другим товаром
при решении потенциальным
Конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении конкурентов.
При исследовании конкурентоспособности необходимо:
Обоснованно сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяются по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую группу.
По М.Е. Портеру существует 2 вида конкурентного преимущества:
Исследование
-метод расчета единичных и групповых показателей,
-метод с использованием функции желательности,
-метод многокритериальной оптимизации.
В качестве объекта исследования в дипломной работе была рассмотрена деятельность АО «ЛМ».
Анализ конкурентной среды предприятия позволил сделать следующие выводы:
1.Угроза со стороны новых производителей, товарозаменителей, поставщиков незначительны.
2.Сила позиции клиентов
огромна. Это вызывает