Методика и анализ конкурентоспособности товаров и услуг на примере ресторана «Prado café»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой - особенностям конкретного производства.

Файлы: 1 файл

1глава.doc

— 203.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Ресторанно-гостиничный бизнес по обороту занимает в мире весьма высокое место (например, в США — третье). Вместе с этим, это один из самых рискованных видов бизнеса: 50% новых ресторанов разоряются на первом году своего существования, за два года — 65% и только один ресторан из десяти доживает до 5 лет[1].

Для разных типов предпринимательских структур требуются свои методические приемы поддержки и развития конкурентоспособности, учитывающие их особенности. Только формирование конкурентоспособности региональной экономики может обеспечить устойчивый экономический рост всей национальной экономики в условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках. 

Специфической формой предпринимательства является гостиничное предпринимательство. За последние годы оно развивается достаточно высокими темпами, прежде всего в некоторых приморских регионах страны и регионах с активной туристской деятельностью. Гостиничное предпринимательство как особый вид коммерческой деятельности зависит и находится под сильным влиянием других видов деятельности. Например, развитие самого туризма, транспорта, связи и степень обустройства территорий, расширение деловых партнерских отношений между отечественными и зарубежными фирмами. Гостиничное предпринимательство в то же время само активно воздействует на другие сферы хозяйственной деятельности в регионах страны. В этих условиях особую актуальность приобретают научные и научно-практические задачи организации поддержки специфических типов предпринимательских структур и оценки их конкурентоспособности.

Согласно Росстату, объем отечественного ресторанного рынка составляет $14,6 млрд, и около $4 млрд из них приходится на Москву. Участники рынка предлагают смело умножать эту цифру на 1,5 — ведь часть рынка находится «в тени» (например, дешевые летние заведения иногда работают один-два сезона). Причем официальный рынок в последнее время демонстрирует ежегодный 30-процентный прирост, и, по-видимому, будет расширяться теми же темпами. В Москве один ресторан приходится на 3500 человек, в Париже — на 126 жителей, а в Нью-Йорке — на 365 человек[2].

Рестораторы делят рестораны на демократичные, в которые люди приходят поесть, и дорогие модные - рестораны-театры, рестораны для специальных встреч. Последние имеют больше рисков, чем все остальные. На их развитие требуются серьезные инвестиции, а количество людей, которые могут посещать их, остается прежним.

Учитывая тенденции рынка, рестораторы намерены открывать рестораны среднего уровня, где принято обслуживание официантов, но без лишней помпезности, а также демократичные заведения, поскольку такие заведения призваны удовлетворять потребительский спрос, точно так же, как супермаркеты призваны удовлетворять потребности людей в продуктах.

 Любой ресторан может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, как предприятие, оказывающее услуги населению, и здесь немаловажными факторами развития ресторана являются кухня, атмосфера помещения, уровень обслуживания. С другой стороны, ресторан – это производственно-торговое предприятие. Конкурентоспособность ресторана (будь это дорогой театр-ресторан или ресторан быстрого обслуживания – fast food) напрямую зависит от качества предоставляемых услуг и эффективности организации бизнес-процессов на предприятии. Неоценимую помощь в решении задач учета, управления и анализа деятельности предприятия оказывают современные стандарты управления и системы автоматизации.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой - особенностям конкретного производства. Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования.

Цель предлагаемой работы - разработать систему мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана «Prado cafe». 

В соответствии с поставленной целью, в рамках работы будут последовательно решены следующие задачи: 

- определить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, а так же определиться с основными показателями конкурентноспособности;

- рассмотреть методику анализа конкурентного положения предприятия, а также направления ее повышения в современных условиях; 
- дать общую характеристику исследуемого экономического субъекта; 
- провести анализ потребительского рынка услуг общественного питания; 
- оценить конкурентоспособность товаров и услуг предприятия; 

- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности товаров и услуг экономического субъекта и обосновать их экономическую эффективность.

Предметом исследования в рамках данной работы является конкурентоспособность товаров и услуг предприятия как способ обеспечения не только выживаемости, но и максимизации прибыли в условиях рынка. 

Объект исследования – конкурентная позиция ресторана «Prado cafe» на рынке услуг общественного питания г. Москвы.

При написании работы были использованы учебные пособия по экономике предприятия, организации торговле и маркетингу; публикации в специализированных периодических изданиях; статистическая и бухгалтерская отчетность ООО «Престиж Маркет» ресторана «Prado café» за отчетный период, а также ресурсы Интернет.

В ходе исследования были применены такие методы, как системный метод, анкетирование, опрос, табличный метод, метод коэффициентов, метод экспертных оценок.

Работа состоит из трех глав и заключения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи.

В первой главе дается характеристика существующих теоритических подходов к изучению конкурентноспособности товаров и услуг

Во второй главе проводится анализ ресторана «Prado cafe» и его состояние на рынке, включающее в себя: характеристику и оценку конкурентоспособности товаров и услуг ресторана «Prado café», проводится сравнительный анализ товаров и услуг ресторана «Prado café» с другими предприятиями общественного питания., анализируется эффективность товаров и услуг ресторана «Prado café»

В третьей главе представлена пути совершенствования конкурентоспособности товаров и услуг в ресторане «Prado café» с основными направлениями повышения эффективности товаров и услуг на рынке, производится расчет экономической эффективности реализации предлагаемых мероприятий по улучшению конкурентоспособности товаров и услуг ресторана «Prado café».

В заключении сформулированы практические рекомендации

38

 



 

ГЛАВА 1.  Теоретические подходы к изучению конкурентоспособности товаров и услуг

1.1.           Понятие и сущность конкурентоспособности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса

 

О конкурентоспособности предприятия начинают говорить все больше и больше руководителей предприятий. 

Национальные неблагоприятные условия, если к ним подходить правильно, порождают энергию для инноваций и изменений. Давление и вызов, а не спокойная жизнь привели фирмы к процветанию.

В любой отрасли, будь то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, показатели конкурентоспособности зависят от пяти движущих конкурентных сил: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами . 

М. Портер обосновывает, что: «Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли»[3].

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому, что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому, что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. 

Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, НИОКР), или же прибыль утекает к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров заменителей ограничивает цену, которую могут запросить покупатели. 

Приведем общие определения конкуренции:

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей

Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации[4].

Следует отметить, что в зависимости от класса ресторана существуют и свои закономерности в конкуренции.

Например, для элитного ресторана важнейшим является, насколько известно имя его ресторатора. Если ресторатор хорошо известен широкому кругу людей, то и его ресторану обеспечен успех и процветание. Новичку в ресторанном бизнесе, конкурировать с именитыми рестораторами достаточно сложно, так как их популярные имена выступают в качестве бренда ресторана. Плюс ко всему данный сегмент рынка практически полностью насыщен и к тому же он не очень привлекателен из-за долгого срока окупаемости проекта.

В ресторанах же для среднего класса ситуация несколько иная. Основной формой конкуренции в этом сегменте, являются бренды и место расположения ресторана. Просто открыть ресторан и получать прибыль, уже не получится, надо разработать достаточно креативную концепцию.

Что касается конкуренции в целом, здесь различают общую конкуренцию (игрок на рынке общепита), территориальную конкуренцию (ресторан или ресторан расположенный поблизости), ценовую конкуренцию (заведение, играющее в том же ценовом диапазоне) и внутрисегментную конкуренцию (заведение со схожей концепцией и целевой аудиторией).

Рассмотрим виды конкуренции более подробно.

Территориальная конкуренция включает в себя все конкурирующие предприятия питания, расположенные на одной местности. Методов борьбы с ней практически нет, только профилактика, которая осуществляется на стадии поиска места под ресторан. Однако это не является гарантией уменьшения проблем в будущем.

Ценовая конкуренция характерна для предприятий с одинаковой ценовой политикой. Так, ресторанное дело классифицирует все предприятия питания на несколько классов: высший, средний и фаст-фуд. Конечно, заведение хай-прайс (высшей ценовой категории) не конкурент фаст-фуду, но внутри каждой категории происходит жесткая борьба.

Внутрисегментная конкуренция, которая происходит между заведениями с одинаковой целевой аудиторией. В данном случае методы борьбы заключаются в повышении своего имиджа, привлекательности и притягательности заведения в глазах клиентов.

Таким образом, для каждого конкурента в соответствии с такой классификацией применяются свои методы конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны.

Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных компаний предлагать конкурентоспособные услуги[5]

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность предоставляемой услуги- это такой уровень ее параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными услугами на рынке[6].

Основные требования потребителей к показателям качества предоставляемых находят отражение в национальных и международных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление показателей (норм) для предоставляемых услуг. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику предоставляемой услуги. При оценке качества услуги прежде всего определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики.

Информация о работе Методика и анализ конкурентоспособности товаров и услуг на примере ресторана «Prado café»