Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:10, дипломная работа
Актуальность темы данной работы обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой - особенностям конкретного производства.
2. Ориентация на определенный сегмент рынка. При
дстве товаров следует руководствоваться универсальным критерием - выпуском на рынок товара, который нужен потребителю и за который он захочет и сможет заплатить.
3. Соответствие требованиям нормативных и юридических документов. Отечественные товара, предназначенные для внутреннего рынка, должны в первую очередь соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм и других нормативных документов, содержащих обязательные нормы.
Для экспортной продукции важнейшим условием является соответствие товара международным стандартам (ИСО, МЭК и др.), а также зарубежным стандартам той страны, куда намечается экспортировать товар.
4. Ориентация на определенный тип рынка (внешний, внутренний). Внешний рынок диктует требования, которые предъявляются к любой экспортной продукции и являются специфичными для каждой страны-покупателя.
5. Формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности с учетом рекомендуемых требований и превышения обязательных требований. По большинству товаров объектам требований являются требования к назначению, надежности и эстетичности товара. Превышение этих требований обеспечивает товару конкурентные преимущества.
Номенклатура критериев включает как количественные, так и качественные характеристики. Критериями могут служить и факторы, которые опосредованно характеризуют показатели качества, например «наличие системы качества», «использование экологически безопасной технологии».
Непосредственной оценке предшествует ряд дополнительных исследований.
1 стадия. Проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного продукта, включая и те которые можно выявить только в процессе эксплуатации.
2 стадия. Определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла продукта, от стратегии и планов развития фирмы и т. д.
3 стадия. Методами маркетинга проводится сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности продукта необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.
Существует определенная последовательность действий при проведение оценки конкурентоспособности продуктов. В приложении 1 представлена схема оценки конкурентоспособности товаров на стадии проектирования новой продукции.
Выбор товаров-аналогов. Отбор осуществляется по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка). Во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению. Отбор аналогов по второму признаку осуществляют с помощью классификационных показателей. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара; наличие дополнительных устройств; параметры, определяющие типоразмер продукции; условия эксплуатации.
Поскольку у каждой оцениваемой разновидности товара существует большое количество аналогов, то возникает задача отобрать для сопоставительного анализа базовые образцы. Критерием отбора могут быть: значительная доля товара на рынке; принадлежность товара к группе продукции, поступающей на региональный рынок; положительный имидж товароизготовителей; наличие необходимой информации о критериях конкурентоспособности.
Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:
- аналог не может быть признан базовым образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;
- оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другими - второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.
В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми.
Выбор номенклатуры критериев, как и показателей качества, осуществляется на основе международных и отечественных стандартов, эксплуатационной документации. Важным источником служат каталоги и проспекты фирм-изготовителей.
При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки - 8-10 главных показателей. При избыточной номенклатуре имеется опасность растворить главные показатели в обилии второстепенных.
Оценка конкурентоспособности различными методами.
В таблице 1 представлена классификация методов оценки.
Классификация методов оценки Таблица 1
Признак классификации | Группировка методов |
1.Номенклатура критериев
| 1. Прямые методы 2. Косвенные методы |
2.Цель и стадия оценки (исходя из жизненного цикла продукции)
| 1. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции 2. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации |
3.Форма представления данных | 1. Графические методы 2. Матричные методы 3. Расчетные методы 4.Комбинированные методы - расчетно-матричные, расчетно-графические |
К прямым методам относятся методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества - отношение качество/цена. Часто в зависимости от значения этого отношения товары ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим отношением. Метод широко используется потребительскими организациями при осуществлении экспертизы товаров.
К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей только характеристики качества. Отсутствие в номенклатуре продажной цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Поэтому применение метода оправдано в том случае, когда оцениваемые товары имеют близкие значения розничной цены. В качестве критерия для принятия заключения о конкурентоспособности используются как количественные характеристики (уровень качества, комплексный показатель качества), так и качественные (степень соответствия требованиям стандарта).
Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать финансовых потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной, финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.
38
ГЛАВА 2. Методика и анализ конкурентоспособности товаров и услуг на примере ресторана «Prado café»
2.1. Анализ ресторана «Prado cafe» и его состояние на рынке
«Prado cafe» - активно развивающаяся сеть европейских кондитерских ресторанов ориентированных на самых взыскательных и утонченных знатоков кондитерского направления европейской кухни.
Фирменный стиль «Prado cafe» это:
- Специфика - настоящий рай для гурманов, а особенно почитателей сладкого
В ресторан имеет смысл зайти и за необычным хлебом ручной работы - ремесленный хлеб можно найти только в Европе или в «Prado cafe». На фабрике-кухне работает команда европейских технологов, французские мастера ставят кондитерские изделия, немецкий технолог - ремесленный хлеб.
- Модные, эксклюзивные интерьеры дополняются красивым видом города, открывающимся из больших окон. Технологические проекты ресторан разработаны с участием итальянских и немецких партнеров.
- Идеальная концепция городской еды - новый тренд в ресторанном бизнесе, позволяющий людям оставаться гурманами даже в бешенном ритме современной жизни.
- Безукоризненный сервис - в каждом заведении сети (10 заведений) гости встречают дружелюбные улыбки, внимательность и профессионализм. Вся работа подчинена потребностям и желаниям наших посетителей.
Позиционная компания направлена на людей с уровнем дохода средним и выше среднего.
Средняя стоимость заказа составляет 12 у.е. (без спиртного) на одного человека.
Управление происходит из главного офиса, располагающегося по адресу Аллея смелых, 31-А, где принимаются все решения, касающиеся маркетинга, финансов и закупок.
Штат сотрудников сети ресторанов «Prado cafe» насчитывает 80 человек. Управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, где специалисты одного профиля объединены в определенные отделы, а именно: отдел маркетинга, финансовый отдел, отдел логистики (склад и поставка продуктов). Таким образом, общая задача управления в данной организации делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. В каждом подразделении есть свой руководитель: финансовый директор – бухгалтерия, директор по маркетингу – маркетологи и т.п. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.
Таким образом, можно определить структуру управления компании -линейно-функциональная (рис.2).
Рис 2. Организационная структура «Prado cafe»
Распределение полномочий в компании:
- На финансовый отдел возложена задача учета материальных ценностей и финансов, ведение баланса фирмы;
- На отдел маркетинга возложена задача разработки и планирования маркетинговых программ, анализ продаж, проведение маркетинговых исследований и т.д.;
- На отдел логистики возложена задача по работе с поставщиками;
- управляющие ресторана непосредственно выполняют указания офиса, а также решают все вопросы, касающиеся функционирования ресторана на местах.
Всем процессом управляет генеральный директор, он же делегирует задачи, а вместе с ними и полномочия каждому конкретному подразделению или звену организации. В свою очередь, подразделения и звенья организации принимают на себя обязательства по выполнению этих задач и несут ответственность перед руководителем в рамках занимаемой должности.
Функции, которые выполняет отдел, не распределены четко между сотрудниками, работа выполняется по мере необходимости и полномочия распределяются начальником отдела по его распределению.
На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления сетью. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.
Чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.
Ниже, в таблице 1, указаны основные финансовые показатели «Prado cafe».
Таблица 1
Основные финансовые показатели «Prado cafe»[7]
Показатели | 2007 г. тыс. руб. | 2008 г. тыс. руб. |
Выручка от реальных продаж | 15853,4 | 16005,7 |
Чистая прибыль | 2696,3 | 1616,1 |
Себестоимость продаж | 13039,4 | 13877,6 |
Расходы на маркетинг | 28220 | 21150 |
Остальные расходы | 11120 | 11230 |