Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель диагностики: Анализ конкурентоспособности на предприятии, п также предложения по усилению конкурентоспособных качеств.
Объект анализа: предприятие ООО «Русский Дом»
Объектом исследования выступает ООО «Русский Дом».
Предметом исследования является деятельность ООО « Русский Дом" в условиях острой конкурентной борьбы среди предприятий по производству домов из клееного бруса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Теоретические аспекты исследования……………………………………6
Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………6
Методы оценки конкуренции…………………………………………..10
Анализ деятельности ООО «Русский дом»……………………………..16
Характеристика объекта………………………………………………16
Оценка хозяйственной деятельности ООО «Русский Дом»…………17
Анализ конкурентоспособности предприятия………………………21
Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Русский Дом»………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………….33
Приложения………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом анализ.docx

— 119.49 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского 
 

Экономический факультет 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине экономический анализ

Тема: Анализ конкурентоспособности предприятия 
 
 
 

Студент 4-го курса 742-2 группы

Лазарев Александр Валерьевич 

Руководитель

Багаева Марина Владимировна 
 
 
 

2011 год

Реферат

      Тема  исследования: Анализ конкурентоспособности  предприятия

      Работа  выполнена на 34 страницах (без учета  приложений), в работе 1 рисунок, 1 таблица, использовано 16 литературных источников.

      Цель  диагностики: Анализ конкурентоспособности  на предприятии, п также предложения по усилению конкурентоспособных качеств.

      Объект  анализа: предприятие ООО «Русский Дом»

      Методы  исследования: сравнительный анализ, группировка.

      Результаты  исследования: На предприятии ООО «Русский Дом», слабо конкурентно способно на рынке производства и сбыта клееного бруса.

      Субъект принимающий решение по результатам анализа: возможность предложенный методов ведения конкурентной борьбы устанавливается членами правления ООО «Русский Дом» и управляющей компании «Русский Капитал». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

    Введение………………………………………………………………………4

  1. Теоретические аспекты исследования……………………………………6
    1.   Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………6
    2.   Методы оценки конкуренции…………………………………………..10
  2. Анализ деятельности ООО «Русский дом»……………………………..16
    1.   Характеристика объекта………………………………………………16
    2.   Оценка хозяйственной деятельности ООО «Русский Дом»…………17
    3.   Анализ конкурентоспособности предприятия………………………21
  3. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Русский Дом»………………………………………………………………………….29

    Заключение………………………………………………………………….31

    Список  используемой литературы……………………………………….33

    Приложения………………………………………………………………….35 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

      В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых, адекватных условий конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

      Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения  предприятия на рынке и описывающая  схему обеспечения преимуществ  над конкурентами, является центральным  моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые  действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного  обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время  в предпринимательских кругах некоторые  стереотипы относительно того, как  необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи.

      Для многих небольших предприятий смысл  конкуренции сводится к тому, чтобы  быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает  им уверенность в себе. Но подражать  другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые  предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают  никаких усилий для того, чтобы  не потерять их. Наличие конкурентного  преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую  цель и это не должно останавливать  дальнейший поиск.

      По  моему мнению для того чтобы изучить  конкурентоспособность предприятия  необходимо выявить конкурентные преимущества товаров или услуг производимых на данном предприятии.

            Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия и выявление предложений по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Русский Дом» и  производимой на нем продукции.

      Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести анализ деятельности ООО « Русский Дом»;
  • Выявить понятия конкурентоспособность фирмы, товара;
  • Оценить конкурентоспособность ООО «Русский Дом» и выпускаемой продукции;
  • Выявить недостатки работы исследуемого предприятия;
  • Разработать мероприятия по повышения конкурентоспособности ООО «Русский Дом».

      Объектом исследования выступает ООО «Русский Дом».

      Предметом исследования является деятельность ООО « Русский Дом" в условиях острой конкурентной борьбы среди предприятий по производству домов из клееного бруса.

      Структура работы включает в себя введение, три  главы, разбитые на параграфы, заключение и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
    1. Сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия

     В последнее время большое значение приобрела конкурентоспособность  различных предприятий, которые  занимаются в разных отраслях деятельности.

     Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория  характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности.

     Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической  системы и является многоплановой  экономической категорией, в которую  можно рассматривать на нескольких уровнях:

     - конкурентоспособность продукции  (товаров);

     - конкурентоспособность предприятий;

     - конкурентоспособность отраслей;

     - конкурентоспособность страны.

     Под конкурентоспособностью продукции  понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешних рынках.

     Конкурентоспособность производителя (предприятия) можно  определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя  – конкурента. Конкурентоспособность  характеризует возможность и  динамику приспособления производителя  к изменяющимся условиям конкуренции  на рынке.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и  других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

     Из  этого определения вытекают следующие  утверждения:

     - полностью конкурентоспособной  может быть признана только  такая продукция, которая обладает  различными по своей природе  показателями, не уступающими (по  крайней мере) соответствующим показателям  проданного товара в условиях  конкретного рынка;

     - основой для оценки конкурентоспособности  любого вида продукции должно  являться комплексное исследование  рынка методами современного  маркетинга, что позволит не просто  определить некоторый абстрактный  «базовый образец», но и правильно  оценить место анализируемого  объекта на данном рынке в  сопоставлении с аналогичными  оценками реальных и возможных  субъектов рынка;

     - при приобретении товара потребитель  останавливает свой выбор на  том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

     - для покупателя товара исключительно  важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. При этом в случае наукоемкой продукции потребитель обычно несет затраты как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют «ценой потребления»;

     - доля предприятия на рынке  зависит от ее доли в предыдущий  период и потенциала конкурентоспособности  продукции в данный момент  времени: высокий потенциал способен  нарушить существующее на рынке  равновесие или изменить характер  протекания переходных процессов  перераспределения в свою пользу; низкий потенциал не способен  оказать влияние на рыночные  процессы.

     Выделяют  основные категории конкуренции:

     - рыночная конкуренция – борьба  предприятий за ограниченный  платежеспособный спрос потребителей  в рамках ограниченного сегмента  рынка или рынка в целом;

     - конкурентоспособность товара –  степень его притягательности  для совершающего реальную покупку  потребителя;

     - потребительская ценность товара  – максимальная цена, которую  покупатель считает для себя  выгодным при оплате за данный  товар;

     - запас конкурентоспособности товара  – разность между потребительской  ценностью товара и той ценой,  за которую он был реально  куплен. Для потребителя представляет  собой неоплаченную, доставшуюся  ему даром долю потребительской  ценности;

     - принцип компенсации для предприятий  – закономерность, состоящая в  том, что стремление придать  товару наилучшие характеристики  в одних отношениях заставляет  в какой-то мере поступаться  его достоинствами в других  отношениях.

     Конкурентоспособностью  еще называется степень притягательности данной продукции для совершающего реальную покупку потребителя.

     Конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками продукции как таковыми, а с  его привлекательностью для делающих покупку потребителей.

     Анализ  конкуренции необходимо проводить  в двух аспектах. Первый аспект –  анализ деятельности конкретных фирм, которых можно рассматривать  как ближайших конкурентов предприятия. Но, помимо непосредственного влияния  определенных предприятий, необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной  частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который  включает:

     -анализ  основных факторов, определяющих  интенсивность конкуренции на  конкретном рынке;

     -оценку  общего характера конкурентной  среды и интенсивности конкуренции;

     -прогнозирование  тенденций изменения конкурентной  среды и отдельных ее факторов.

     Факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Выделяют шесть основных групп факторов, которые связаны  с различными субъектами микросреды.

     Интенсивность основных факторов определяется группой  экспертов и показывает различное  влияние на ситуацию конкурентоспособности.

     Суммарное же действие факторов определяет характер конкурентной среды, статус конкретного  предприятия на рынке. Существует методика, с помощью которой можно оценить  значимость различных факторов конкуренции  по силе их влияния на рынок товара и сделать общий вывод об уровне конкуренции на данном рынке.

     При рассмотрении основных факторов и тенденций  их изменения можно количественно  оценить значимость (силу влияния) этих факторов по степени проявления их признаков на рынке, возможный характер их изменения.

     Определение показателей конкурентоспособности  неразрывно связано с методами оценки конкурентоспособности.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия