Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, курсовая работа
Целью нашего проекта является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;
2. Проанализировать рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014гг.
3. Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности РФ в мировой экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 5
1.2. Основные параметры при оценке конкурентоспособности страны в мировой экономике 7
ГЛАВА II. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА
МИРОВЫХ РЫНКАХ 11
2.1. Рейтинг Всемирного экономического форума и Россия в его списке 11
2.2. Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности и
место России в нём 14
2.3. Выгодные стороны России 16
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
3.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и
технологий в России 19
3.2. Развитие высокотехнологичных отраслей Российской экономики
до 2020 года 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НОЯБРЬСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научно-исследовательская работа
на тему: «Анализ конкурентоспособности России в мировой экономике»
Выполнили студенты 3 курса, ОДО
Направление: Экономика,
М.Н. Кузнецова
Ж.И. Петровская
Научный руководитель
Р.Н. Зиязова
г. Ноябрьск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время глобальная экономика сталкивается с новыми угрозами, проблемами, тенденциями и условиями взаимодействия между странами и территориями. Обеспечение устойчивости и стабильности экономических систем становится серьезным вызовом для национальных правительств. В этих условиях динамическое экономическое развитие, повышение уровня жизни населения рассматриваются в рамках концепции международной конкурентоспособности страны.
Актуальность темы исследования. В рамках происходящих глобальных трансформаций вопросы международной конкурентоспособности являются приоритетными в решении задач модернизации и устойчивости экономической системы России. Текущий уровень конкурентоспособности страны в силу существующих ограничений институционального и структурного характера довольно низкий и в целом не соответствует имеющемуся экономическому потенциалу, конкурентным преимуществам. В отличие от других стран БРИКС, которые имеют или емкие внутренние рынки или высококвалифицированные кадры, Россия наделена обоими преимуществами. Тем не менее, ограничения институциональной среды, конкуренции и деловой конкурентоспособности, слабой инновационной активности отечественных субъектов не позволяют реализовать потенциальные возможности этих преимуществ. В этих условиях возрастает значение обоснованного выбора долгосрочной стратегии национальной конкурентоспособности России, улучшение ее конкурентной позиции и модернизации, которая могла бы стать платформой для перехода к инновационному росту.
Научная новизна исследования в целом заключается в научном осмыслении современных тенденций и факторов международной конкурентоспособности стран, определении стратегических направлений и путей повышения конкурентоспособности России, отражающих содержание и роль внешних факторов инновационном развитии страны.
Цель и задачи исследования. Целью нашего проекта является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
Объектом исследования
является
Предметом
исследования выступает
Проблема конкурентоспособности многогранна и затрагивает самые разные стороны функционирования экономики страны – от подготовки кадров, отвечающих современным мировым требованиям, до поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому работы отечественных и зарубежных авторов охватывают довольно разнообразные аспекты исследования данной категории.
Наша научно-исследовательская работа основана на трудах отечественных и зарубежных авторов. В частности, работы М. Портера, В. Алещенко, М. Кастельса. В ходе работы были использованы данные «Всемирного экономического форума: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014».
Научно-исследовательская работа содержит 3 главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности, как экономической категории.
Во второй главе проведён анализ конкурентоспособности России. И, наконец, третья глава посвящена теоретическому исследованию путей повышения конкурентоспособности нашей страны с инновационной стороны.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».[5]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить.[2]
Признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, Майкл Юджин Портер, предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".
Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:
· полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;
· основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;
· при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;
· для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;
Следовательно, конкурентоспособность — это целый набор институтов, политика, проводимая страной, и совокупность других факторов, которые определяют уровень производительности экономики страны. От производительности экономики страны зависит ее дальнейшее развитие: уровень доходов населения, бизнеса и бюджета, доходность инвестиций и потенциал роста экономики. Более конкурентоспособные экономики растут быстрее в течение времени. [10]
Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет, и не может быть, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится.
Рассмотрим три стадии экономического развития стран, предложенные М. Портером. В настоящее время они используются ВЭФ (Всемирный Экономический Форум) для расчета ИГК (Индекс глобальной конкурентоспособности):
Ежегодно, начиная с 2004 года, всемирный экономический форум выпускает отчеты по Индексу глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index). Он является совокупной оценкой 12 параметров, состоящих, в свою очередь, из множества индикаторов, каждый из которых мы кратко поясним:
Качество институтов, Качество институтов сильно влияет на конкурентоспособность и экономический рост. Это, в свою очередь, влияет на инвестиционные решения и организацию производства, а также на распределение в обществе экономического эффекта и бремени затрат, связанных с проведением политики и формированием стратегий развития доходы.
Инфраструктура - важный фактор при выборе места размещения экономической деятельности. Высокоразвитая инфраструктура снижает эффект удалённости регионов: объединяет национальный рынок и связывает его с рынками других стран и регионов, при этом снижая стоимость таких перемещений.
Макроэкономическая стабильность — сам по себе этот показатель не может увеличить производительность в экономике, но очевидно, что макроэкономический дисбаланс наносит экономике вред: дефицит бюджета ограничивает способность страны реагировать на экономические циклы; фирмы не могут работать эффективно в условиях, когда рост инфляции выходит из-под контроля
Здоровье и начальное образование — фактор, жизненно важный для национальной конкурентоспособности и производительности. Слабое здоровье работников ведёт к значительным затратам бизнеса, поскольку больные работники часто отсутствуют или трудятся с низкой эффективностью. Таким образом, инвестиции в здравоохранение важны как с точки зрения морали, так и с точки зрения экономики.
Высшее образование и профессиональная подготовка — измеряет охват населения средним и высшим образованием, а также качество образования в соответствии с тем, как его оценивает бизнес-сообщество. Повышение квалификации также принимается во внимание, поскольку программы профессиональной подготовки «с отрывом от производства» и продолжительное обучение сотрудников «без отрыва от производства», игнорируемые во многих странах, имеют большое значение для постоянного улучшения навыков персонала.
Эффективность рынка товаров и услуг, позволяющая обеспечить производство необходимого набора товаров и услуг, соответствующих условиям спроса и предложения, и способны обеспечить эффективный оборот продукции на рынке. Здоровая рыночная конкуренция, как на внутреннем рынке, так и на внешнем, важна для стимулирования рыночной эффективности, а значит, и для производительности. Создание наиболее благоприятных условий товарооборота возможно лишь при минимальном вмешательстве государства в коммерческую деятельность.
Эффективность рынка труда — работники задействованы максимально эффективно и мотивированы к приложению максимальных усилий в работе. Рынки труда должны обладать достаточной гибкостью для того, чтобы обеспечить быстрый переход работников из одной сферы экономики в другую с наименьшими затратами, гарантировать отсутствие значительных колебаний в заработной плате.
Развитость финансового рынка — эффективный финансовый сектор распределяет ресурсы, накопленные гражданами страны, а также финансы, поступающие в экономику из-за рубежа, так, чтобы они работали наиболее продуктивно.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке