Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего проекта является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;
2. Проанализировать рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014гг.
3. Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности РФ в мировой экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 5
1.2. Основные параметры при оценке конкурентоспособности страны в мировой экономике 7
ГЛАВА II. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА
МИРОВЫХ РЫНКАХ 11
2.1. Рейтинг Всемирного экономического форума и Россия в его списке 11
2.2. Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности и
место России в нём 14
2.3. Выгодные стороны России 16
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
3.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и
технологий в России 19
3.2. Развитие высокотехнологичных отраслей Российской экономики
до 2020 года 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке.docx

— 176.36 Кб (Скачать)

     Второе направление - завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС, в том числе:

  • развертывание и поддержание устойчивости спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, создание навигационных космических аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 10 лет) и улучшенными тактико-техническими характеристиками;
  • модернизация наземного комплекса управления и обеспечение разработки и массового производства навигационного оборудования для пользователей, его продвижение на мировой рынок;
  • расширение международного сотрудничества в области спутниковой навигации, обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с перспективными глобальными навигационными спутниковыми системами и их функциональными дополнениями.

     Третье направление - развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи - фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации), создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени.

     Четвертое направление - расширение присутствия России на мировом космическом рынке, в том числе:

  • удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски - до 30 процентов);
  • расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонентов ракетно-космической техники и соответствующих технологий;
  • выход на высокотехнологичные сектора мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование Земли);

     Пятое направление - проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности.

     До 2015 года будут образованы 3-4 крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 году будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны.

     Шестое направление - модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности, в том числе:

  • техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли;
  • модернизация наземной инфраструктуры спутниковых систем связи;
  • развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности.

     Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда в 2,5-3,5 раза.

  1. Судостроительная промышленность России

     Целью государственной политики в сфере судостроения является создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

     Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2010 году в 1,36 раза по сравнению с 2007 годом, в 2015 году - в 2 раза и в 2020 году - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4-5 раз. Россия вновь займет место среди государств - лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 процентов мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5-2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.

     Приоритетными направлениями государственной политики в области развития судостроительной промышленности станут следующие.

     Первое направление - создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологических среднетоннажных (водоизмещением до 45 тыс. тонн) транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов.

     Второе направление - проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники.

     Третье направление - развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки, включая:

  • содействие техническому перевооружению ведущих предприятий отрасли в соответствии с новейшими технологиями;
  • создание новых объектов научно-производственной базы;
  • содействие формированию лизинговых компаний.
  1. Атомный энергопромышленный комплекс Российской Федерации

     Целью государственной политики в области атомной энергетики является развитие российского атомного энергопромышленного комплекса, обеспечивающего потребности российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения.

     Показателями, характеризующими достижение данной цели, являются:

  • достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28-36 ГВт в 2012-2015 годах и до 50-53 ГВт - в 2020 году;
  • создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций;
  • экспорт оборудования и технологий в 2020 году на сумму не менее 8-14 млрд. долларов США в год (в ценах 2006 года).

     Приоритетными направлениями, обеспечивающими достижение поставленной цели, станут следующие.

     Первое направление - рост установленной мощности и числа объектов атомной энергетики при обеспечении гарантированной безопасности, увеличение энергоснабжения атомными электростанциями потребителей к 2020 году до 20-22 процентов общего производства электроэнергии в Российской Федерации.

     Реализация мероприятий по этому направлению позволит обеспечить:

  • прирост эквивалентной мощности атомных электростанций до 2020 года на 4,5 ГВт за счет продления срока эксплуатации, повышения коэффициента использования установленной мощности и увеличения мощности действующих атомных электростанций;
  • продление сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков и увеличение проектных сроков безопасной эксплуатации проектируемых энергоблоков;
  • создание эффективной инфраструктуры обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

     Второе направление - обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику в отношении топливного цикла и производства оборудования, в том числе:

  • обеспечение высокой конкурентоспособности российских проектов атомных электростанций;
  • развитие минерально-сырьевой базы в части урановых месторождений на территории Российской Федерации и за рубежом, направленное на обеспечение потребности российской атомной энергетики в природном уране;
  • развитие кооперации в области топливного цикла с иностранными государствами;
  • создание на территории Российской Федерации международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа развивающихся стран к атомной энергетике и соблюдения режима нераспространения.

     Третье направление - обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики, в том числе:

  • стимулирование исследований и разработок в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах, фабрикация и рецикл новых типов ядерного топлива), обеспечение поддержки перспективных разработок в отношении высокотемпературных реакторов;
  • проведение исследований, направленных на разработку новых методов использования энергии атомного ядра;
  • эффективное участие в перспективных международных проектах в области использования атомной энергии (ИТЭР, ИНПРО и др.);
  • обеспечение ускоренного развития сопряженных отраслей, прежде всего энергетического машиностроения, транспорта, средств автоматизации, информационных услуг, медицины и нано-технологий;
  • обеспечение воспроизводства кадровой и научной базы ядерной энергетики.

     Четвертое направление - формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках. [14]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Современная мировая экономика развивается в условиях непрерывного усиления конкуренции. Уровень конкурентоспособности экономики определяет уровень производительности, а также потенциал создания качественных рабочих мест и развития новых отраслевых секторов в регионе. Все это, в свою очередь, обуславливает тот уровень благосостояния, которого может достичь экономика. Более конкурентоспособные экономики обычно способны обеспечивать более высокий уровень дохода для своих граждан и при данном уровне благосостояния демонстрировать более высокие темпы экономического роста. 

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

     Во-первых, конкурентоспособность рассматривается как ключевая цель национальной экономической системы. В научной литературе даются различные определения этого понятия. Одни отражают политическое понимание данной категории, связывая конкурентоспособность с достижением определенных целей экономической политики государства, другие основываются на теоретических положениях, связанных со способностью страны производить товары и услуги, соответствующие требованиям международного рынка.

     Во-вторых, высокая конкурентоспособность России становится национальной идей страны. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Большое количество программ направлено именно на её достижение.

     В-третьих, сравнивая результаты России по индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ и индексу конкурентоспособности стран IMD, можно выявить как сходства, так и различия в оценках. Так, обе организации отмечают в качестве сдерживающих факторов повышения конкурентоспособности РФ недостаточное развитие институтов, финансовой системы и неэффективность законодательства. Также мнения экспертов двух организаций совпадают в отношении оценки таких положительных факторов конкурентоспособности РФ, как благоприятная  макроэкономическая среда и достаточно развитая инфраструктура. Различие состоит, прежде всего, в том, что IMD в целом оценивает конкурентоспособность России более высоко, чем ВЭФ.

     В-четвёртых, конкурентоспособность экономики России можно повысить либо снижением издержек производства на единицу продукции, либо за счет повышения качества продукции. Первый путь дает краткосрочный эффект и может иметь отрицательное социальное значение, так как допускает снижение размера и доли заработной платы в единице реализованной продукции. Более перспективный путь – выпуск, как новой продукции, так и традиционной, но более высокого качества. Это экономика основана на знаниях коммерциализации научных разработок. Эта цель должна присутствовать в практической деятельности и при мобилизации всех интеллектуальных ресурсов.

     В-пятых, переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке