Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:30, курсовая работа
Целью нашего проекта является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;
2. Проанализировать рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014гг.
3. Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности РФ в мировой экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке 5
1.2. Основные параметры при оценке конкурентоспособности страны в мировой экономике 7
ГЛАВА II. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА
МИРОВЫХ РЫНКАХ 11
2.1. Рейтинг Всемирного экономического форума и Россия в его списке 11
2.2. Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности и
место России в нём 14
2.3. Выгодные стороны России 16
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
3.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и
технологий в России 19
3.2. Развитие высокотехнологичных отраслей Российской экономики
до 2020 года 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
По мнению ряда экспертов, Россия обладает тремя важными конкурентными преимуществами: богатыми природными ресурсами, внушительным внутренним рынком и высоким уровнем образования населения. Пожалуй, наиболее значимым преимуществом по сравнению с другими крупными странами является обладание огромными запасами природных ресурсов, особенно нефти, газа, угля, драгоценных металлов производство электроэнергии, чугуна, стали, железной руды, а также запасами сельскохозяйственной земли, лесных и водных ресурсов. Россия контролирует почти 6% мировой нефти и 24% природного газа, что делает страну одним из крупнейших экспортеров минерального топлива, масел и дистиллятов. Она также контролирует более 8% мировых запасов воды и пахотной земли, 23% лесных угодий.
Отмечается низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их переоценке по критериям рыночной экономики. Кроме того, месторождения распылены по территории, многие из них имеют низкое качество руд, неблагоприятное географическое положение. Происходит истощение лучших ресурсов: месторождения газа в Ямало-Ненецком АО истощены на 70–80%, немного осталось активных запасов апатитов на Кольском полуострове, россыпного золота в Якутии, Магаданской области, в Сибири и на Урале, полностью исчерпаны месторождения железных руд на Урале. Хром, ртуть, марганец, железную руду, а также до 80% бокситов Россия вынуждена закупать. [9]
Динамика добычи и экспорта нефти
Источник*: World Development Indicators, World Bank 2011
Другим важным конкурентным преимуществом России является крупный размер внутреннего рынка. Он стимулирует рост производительности, поскольку позволяет бизнесу реализовывать эффект экономии от масштабов производства. Большой размер рынка также повышает привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций и, следовательно, расширяет трансферт управленческих технологий и «ноу-хау». Россия обладает одним из крупнейших внутренних рынков мира, занимая по этому показателю 6-е место среди 180 стран по версии Всемирного банка.
Крупнейшие рынки мира, %
1 – США, 2 – Китай, 3 – Япония, 4 – Индия, 5 – Германия, 6 – Россия.
Источник*: World Development Indicators, World Bank 2011
Говоря о конкурентных преимуществах России, необходимо отметить также один из самых высоких в мире показателей уровня образования населения. Наша страна занимает 25-е место среди 139 стран по уровню образования, далеко опережая Бразилию (51 место), Китай (96 место) и Индию (108 место). Это преимущество Россия унаследовала от Советского Союза, где обеспечивался доступ к образованию всех слоев населения, что сказалось на высоком уровне образования рабочей силы. По удельному весу занятых с высшим образованием страна уступает только США, опережая даже такие страны Европейского союза, как Франция, Германия, Польша и Чехия. [11]
Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы.
Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.
Основными показателями достижения данной цели являются следующие:
Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации "провалов рынка", осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.
Для достижения указанных целевых показателей инновационного развития будут реализовываться меры по следующим основным направлениям, охватывающим спрос и предложение инноваций, а также их институциональную инфраструктуру.
Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам - США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов.
Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нано-технологиях, новых материалах и живых системах.
Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий.
Отдельной задачей инновационной политики должно стать первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности. [10]
В настоящее время сформировались высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Указанные сектора являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. [12]
Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10-15 процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020-2025 годах.
Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие.
Первое направление - создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе:
Второе направление - обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий), снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза.
Третье направление - поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров.
Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличится в 2010 году в 1,32 раза по сравнению с 2007 годом, а в 2015 году - в 1,8 раза. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 процентов.
Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие.
Первое направление - создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе:
Информация о работе Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке