Анализ конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
-усвоение и закрепление теоретических положений выбранной темы, посредством раскрытия основных аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
-овладение основными методами проведения анализа конкурентоспособности продукции, с выведением и обоснованием результатов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...………4
1. Конкурентоспособность продукции. Основные понятия.....................8
1.1) Методика оценки конкурентоспособности продукции и способы её расчёта…………………………………………………………………..22
1.2) Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг………...25
1.3) Экспортный потенциал предприятий…………………………………29
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Терминал «Европа»»……32
2.1) Конкурентоспособность ООО «Терминал «Европа»»………………33
2.2) Характеристика конкурентов………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 1.21 Мб (Скачать)

  МОСКОВСКИЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

  ИНСТИТУТ  ТЕХНОЛОГИИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 
 
 
 

  КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

 
 

  НА  ТЕМУ: «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

 

  7-Й  СЕМЕСТР

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2010 

Аннотация

Курсовой проект по теме «Анализ конкурентоспособности» представлен в виде: теоретического раздела, практического раздела, заключения, списка используемой литературы, дополнен четырьмя приложениями. Исследуемая тема раскрыта. Объём работы 45 печатных страниц.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...………4

    1. Конкурентоспособность продукции. Основные понятия.....................8
    2. Методика оценки конкурентоспособности продукции и способы её расчёта…………………………………………………………………..22
    3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг………...25
    4. Экспортный потенциал предприятий…………………………………29
  1. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Терминал «Европа»»……32
    1. Конкурентоспособность ООО «Терминал «Европа»»………………33
    2. Характеристика конкурентов………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………….37

Список используемой литературы…………………………………………..38

Приложение 1...……………………………………………………………….40

Приложение 2...……………………………………………………………….41

Приложение3………………………………………………………………….42

Приложение4………………………………………………………………….44 

     Введение

     Целью курсовой работы является:

     -усвоение  и закрепление теоретических положений выбранной темы, посредством раскрытия основных аспектов анализа конкурентоспособности продукции;

     -овладение  основными методами проведения анализа конкурентоспособности продукции, с выведением и обоснованием результатов.

     Объектом  исследования в данной работе являются два примера, придуманные мной, наглядно и доступно показывающие основные методы оценки конкурентоспособности продукции.

     Предметом исследования работы, соответственно являются методы оценки конкурентоспособности продукции.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения  успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным и выпускать  конкурентоспособную продукцию.

     В законодательстве РФ конкуренция - это  состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.1

     Конкуренция является механизмом регулирования  рыночной экономики.

     В условиях рыночной экономики предприятие  должно определять степень соответствия своей продукции требованиям как внутреннего, так и внешнего рынков. Решение этой задачи обеспечивается оценкой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

     Под конкурентоспособностью продукции  предприятия понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров. В условиях внешнеэкономической деятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая на экспорт в развитые страны по ценам мирового рынка.2

     Процесс повышения конкурентоспособности  продукции достаточно сложен, и дело еще более усложняется тем, что  внешняя среда, на которую ориентируется  предприятие при производстве товаров, в современных условиях развивается  чрезвычайно быстрыми темпами. В  результате ни одно предприятие не застраховано от их резких изменений. И поэтому для обеспечения  устойчивого развития работы предприятия  их необходимо постоянно отслеживать  и корректировать свои действия в  зависимости от динамики изменений  условий внешней среды.

     Анализ  и, как следствие - обеспечение повышения конкурентоспособности продукции предприятия – это комплексный процесс, включающий в себя управление множеством параметров. Среди них:

     цена  продукции,

     колебания спроса,

     качество  продукции,

     себестоимость (издержки),

     формы и методы торговли,

     престиж, имидж производителя и продавца,

     престиж товара (товарный знак),

     потребительские свойства,

     мода,

     реклама,

     ситуация  на рынке и др.

     Поэтому для разработки рекомендаций по повышению  конкурентоспособности продукции  предприятия необходимо сначала  провести анализ данных параметров, а  затем – выявить направления  их совершенствования и представить  предложения по внесению рекомендуемых  изменений.

     Такой обширный анализ жизненно важен для  предприятия, так как он позволяет  полностью оценить его работу в динамике, с учетом изменений  во времени, и дает возможность своевременно скорректировать нежелательные  явления или мобилизоваться, для получения дополнительного положительного эффекта.

     Степень разработанности изучаемого вопроса  достаточно высокая. Большинство авторов  исследуют его в контексте  маркетинга – системы мероприятий  по изучению рынка и активному  воздействию на потребительский  спрос с целью расширения сбыта  производимых товаров. При этом подходы  авторов бывают различными, но в  целом существует единство взглядов на осуществление конкурентного  анализа и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности  продукции предприятия.

     Общим является то, что все авторы главным  образом рассматривают представленные выше параметры конкурентоспособности: цену, качество продукции, формы и  методы торговли, ситуация на рынке  и все остальные.

     Авторы  научных работ лишь по-разному  расставляют акценты в своих  работах или по-разному подходят к данной проблеме. Например, М. Портер в книге «Конкурентное преимущество» в качестве исходного параметра повышения конкурентоспособности представляет цепочку создания стоимости продукции в стратегическом плане. Ф. Котлер в «Основах маркетинга» говорит об общих принципах организации маркетинговой деятельности предприятия, затрагивая все показатели конкурентоспособности: рынки, цены, формы организации бизнеса, стратегическую составляющую и т.д. Б.А. Райзберг в «Экономической энциклопедии» представляет, какова роль рыночных условий в обеспечении достаточного уровня конкурентоспособности продукции и исследует вопросы ценообразования и планирования на данном направлении.

     Таким образом, необходимо выбрать оптимальный подход, обобщив основные аспекты существующих трудов, сформировав общее видение оценки конкурентоспособности, как необходимой процедуры успешной деятельности предприятия.

 

 

     

    1. Конкурентоспособность продукции. Основные понятия

     Конкурентоспособность продукции можно определить как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий конкретного рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов (как предприятий внутри страны, так и зарубежных фирм) невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.3

     Конкурентоспособность продукции — это совокупность потребительских и стоимостных  характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию  на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.

     Это динамичная характеристика потенциальной  способности продукции, а не раз  и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может  не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом  на нем. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода  основного конкурента, удачно проведенной  рекламной компании, роста цен  на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности  продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие  «конкурентоспособность» не может  быть универсальным. Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности  — качество продукта, но это не идентичные понятия. Если под качеством понимается просто совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность характеризуется ее соответствием конкретной общественной потребности. При оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородной продукции, но удовлетворяющей одну и ту же потребность. Качество как определенная характеристика потребительских свойств, входит важной составляющей в понятие «конкурентоспособность». Параметры качества определяются, как правило, из интересов и реальных возможностей производителя, а параметры конкурентоспособности — из интересов и возможностей потребителя. Уровень качества современной продукции задается техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности его нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции. При этом то, что уровень качества может быть выше уровня развития потребностей по отдельным параметрам, не обязательно бывает оценено потребителем и не обязательно даст необходимый экономический эффект. Важность качества имеет тенденцию к росту. В маркетинговых исследованиях существует термин «прицельное качество», обозначающий тот уровень качества, который в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка.

     Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности  продукции является формирование и  обеспечение ее конкурентных преимуществ. В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляют  с конкурентоспособностью. Но между  этими понятиями существуют различия. Конкурентное преимущество продукции  — это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам приводят низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентное преимущество следует отличать также и от потенциальных возможностей. В отличие от возможностей конкурентное преимущество — это факт, который фиксируется на основании очевидных предпочтений покупателей.

     При проведении конкурентного анализа  важнейшими элементами исследования являются конкуренция в целом и основные рыночные факторы, влияющие на конкурентоспособность  продукции предприятия. На конкурентоспособность продукции могут повлиять изменения на рынке, не связанные с деятельностью предприятия. Конкурентоспособность продукции в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. На конкурентоспособность продукции влияют внешние и внутренние факторы

     Оценив  конкурентоспособность своей продукции, предприятие может разработать  мероприятия по ее повышению, выбрать  предприятия-партнеров для организации  совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесторов для организации  конкурентоспособного производства, составить  маркетинговые программы для  выхода предприятия на новые рынки  сбыта, своевременно принять решения  об оптимальном изменении товарного  ассортимента, о разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и др. Естественно, основной фактор внешней среды — это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия. Немаловажную роль играют государственная политика в области развития конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законодательно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное регулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ заемного капитала, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности