Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
-усвоение и закрепление теоретических положений выбранной темы, посредством раскрытия основных аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
-овладение основными методами проведения анализа конкурентоспособности продукции, с выведением и обоснованием результатов.
Введение………………………………………………………………...………4
1. Конкурентоспособность продукции. Основные понятия.....................8
1.1) Методика оценки конкурентоспособности продукции и способы её расчёта…………………………………………………………………..22
1.2) Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг………...25
1.3) Экспортный потенциал предприятий…………………………………29
2. Анализ конкурентных преимуществ ООО «Терминал «Европа»»……32
2.1) Конкурентоспособность ООО «Терминал «Европа»»………………33
2.2) Характеристика конкурентов………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………………..38
Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.
Оценка
конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности.
Факторы
конкурентоспособности
В свою очередь предлагать продукцию по более низкой цене, чем конкуренты, означает использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени, снижать уровень расходования ресурсов, обеспечивая более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное обновление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вида; это сохраняет ценовые конкурентные преимущества, не допуская удорожания продукции.
Говоря о ценовой конкуренции, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, т.е. речь идет о цене потребления, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия.
К неценовым факторам конкурентоспособности относятся: обеспечение качества продукции, торговая марка (бренд), организация каналов реализации продукции, реклама, послепродажное обслуживание, новизна продукции. В современной рыночной экономике особое значение в обеспечении конкурентоспособности продукции приобретают параметры, связанные с процессом реализации, логистикой и снижением издержек товародвижения, послепродажным обслуживанием. Конкурентоспособность продукции проявляется через имидж фирмы, т.е. через представление покупателей об этой фирме, основанное на ее деловой репутации. Говоря о качестве продукции, мы выделяем технические, эстетические и нормативные параметры.
Помимо требований, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют требования, общие для всей продукции, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами, национальными, зарубежными и отечественными стандартами, действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции, стандартами фирм — изготовителей продукции, патентной документацией.
Огромное
значение в обеспечении
Имидж — это восприятие компании или ее продукции обществом. Эффективный имидж оказывает огромное влияние на восприятие продукта потребителем. Во-первых, он несет в себе исключительное «послание», которое лежит в основе предложений качества и преимущества продукта. Во-вторых, он передает это послание специфическим образом, так, что на него не влияют аналогичные послания конкурентов.
Разработка
имиджа требует творческого подхода
и усердной работы. Имидж нельзя
ввести в сознание людей только за
одну ночь, одним просмотром рекламного
ролика. Он должен постоянно распространяться
посредством всех доступных каналов
связей с потребителями. Компании, которые
непоследовательны в
В позиционировании организации и продукции, создании их имиджа большое значение придается рекламе, которая нацелена на:
• информирование потенциальных клиентов о фирме и ее продуктах;
•
убеждение потенциальных
• напоминание потребителям об имеющихся возможностях удовлетворения их потребностей.
Наиболее ценным качеством современных маркетологов называют умение создавать торговую марку. Ф. Котлер определяет марку следующим образом: «название, понятие, знак, символ, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации предлагаемых продавцом товаров».6
Компании, которые создают марочную продукцию, надежнее защищены от конкурентов по продвижению ее на рынок. Но даже если у фирмы и продукции прекрасный имидж, рекламная программа, дающая очень большой приток покупателей, важно определиться с факторами товародвижения, создать и реализовать здесь конкурентные преимущества. Речь идет о каналах сбыта, формах и сроках поставок и сервисном обслуживании.
Серьезным
критерием
Рыночная конкуренция на современных рынках
Масштаб
интенсивности конкуренции
В
соответствии с руководящим принципом
оптимальной, интенсивной конкуренции
благоприятные условия для
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.
Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
поддержку конкуренции7;
качество конкуренции;
-цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
-защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
-ограниченная по времени патентная защита и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Так же конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Добросовестная конкуренция. Основными методами являются:
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, так называемая «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более
эффективной и более
Как уже отмечалось ранее, в связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Недобросовестная конкуренция. Основными методами являются:
Структура конкурентных рынков
Степень конкурентности рынка определяет его структура.
Выделяют следующие виды конкуренции: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Представим определения видов конкуренции.
Рассмотрим три вида несовершенной конкуренции: монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Монополия. Абсолютная или чистая монополия возникает, когда одно предприятие становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Предприятие - монополист олицетворяет собой целую отрасль и является единственным производителем или поставщиком данного товара. Законы спроса и предложения действуют одинаково и для отдельного предприятия, и для отрасли в целом. Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства. На деле же чистого монополиста не бывает, поэтому монополия в чистом виде - это теоретическое понятие, имеющее ограниченное значение. В реальности монополистом может называться предприятие, контролирующее предложение товара, не имеющего точной замены, и когда перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и другое одновременно. А если один покупатель может контролировать спрос на какой-то товар, то в этом случае используют термин - монопсония.