Качество и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы - закрепление теоретических знаний по предмету и приобретение навыков самостоятельной работы с информацией.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
Отражена сущность и роль качества;
Раскрыто влияние качества продукции на продвижении товара на внешних рынках;
Охарактеризована деятельность выбранного объекта исследования, произвести анализ основных конкурентов, качества, ценовой политики.

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 60.14 Кб (Скачать)

                                        Введение

На сегодняшний день в  условиях рыночной конкуренции производится все большее количество различных товаров. Предприятия, фирмы соперничают в различных областях, что бы продвинуть свою продукцию, преумножить доход, быть первым на рынке. Одни создают инновационные упаковки, другие проводят грандиозные акции, третьи навязывают моду, стиль, связанные с обладанием данного товара. Однако все это и многое другое становиться бесполезным без главного свойства товара-качества.

Качество, особенно на мировом уровне неразрывно связано с системами стандартизации, сертификации, его контролем. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов. Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран. Качество продукции является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Основная цель данной работы - закрепление теоретических знаний по предмету и приобретение навыков самостоятельной работы с информацией.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  1. Отражена сущность и роль качества;
  2. Раскрыто влияние качества продукции на продвижении товара на внешних рынках;
  3. Охарактеризована деятельность выбранного объекта исследования, произвести анализ основных конкурентов, качества, ценовой политики.

Основным объектом исследования работы  было выбрано предприятие ОАО «Светлогорский Целлюлозно-Картонный Комбинат».

Предмет исследования –  качество и конкурентоспособность  продукции на данном предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические понятия качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Сущность и роль качества как элемента конкурентоспособности

 

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

 

 

Новейший подход к стратегии  предпринимательства заключается  в понимании того, что качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства. Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество-это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности.

Качество выпускаемой  продукции является важнейшим критерием деятельности любого предприятия. Повышение качества определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, общий рост эффективности производства. Предприятия, добившиеся значительных успехов в повышении качества выпускаемой продукции, имеют реальную возможность увеличить долю занимаемого рынка сбыта, повысить отпускную цену на продукцию и прибыль предприятия, укрепить доверие хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок, повысить уровень конкурентоспособности продукции и укрепить деловой имидж предприятия.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия.

Повышение качества продукции в  значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии. Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень качества".

Количественная характеристика свойств  продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация  следующих десяти групп свойств  и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют  основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может  служить ее производительность.

 

Показатели надежности характеризуют  свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции  и условий ее применения могут  использоваться как все, так и  некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия  непрерывно сохранять работоспособность  в течение некоторого интервала  времени. Безотказность чрезвычайно  важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое  управление). Для воздушных судов  безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность - свойство изделия  сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного  состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности  к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность  объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость  играет важную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью  технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение  затрат материалов, средств, труда и  времени при технологической  подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

 

 

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции  стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все детали изделия делятся  на стандартные, унифицированные и  оригинальные. Чем больше стандартных  и унифицированных деталей в  изделии, тем лучше как для  производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые  для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание  цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности  выражают приспособленность изделия  для транспортировки различным  транспортом без нарушения его  свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют  патентную защиту и патентную  чистоту продукции и являются существенным фактором при определении  конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень  влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции, например, содержание вредных  примесей, вероятность выбросов вредных  частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

 

 

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Изделие  должно быть надежным, эстетически  радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически рационального  качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Влияние качества продукции  на продвижение товара на внешних  рынках

 

В условиях рыночных отношений  в любых организациях и на предприятиях актуальность качества товара определяет его направленность на обеспечение такого уровня продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха в продвижении товара на внешние рынки.

Под конкурентоспособностью понимается ее способность удовлетворять  требования конкретного потребителя  в условиях определенного рынка  и периода времени по показателям  качества и затратам потребителя  на приобретение и эксплуатацию или  потребление данной продукции. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

 

Таким способом, наряду с  качеством, к составляющим элементом  конкурентоспособности относятся  также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции, которые определяется как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более  широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.)

Информация о работе Качество и конкурентоспособность