Качество и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы - закрепление теоретических знаний по предмету и приобретение навыков самостоятельной работы с информацией.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
Отражена сущность и роль качества;
Раскрыто влияние качества продукции на продвижении товара на внешних рынках;
Охарактеризована деятельность выбранного объекта исследования, произвести анализ основных конкурентов, качества, ценовой политики.

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 60.14 Кб (Скачать)

В условиях рыночной экономики  проблема обеспечения качества продукции  предприятиями – производителями  является основополагающей, поскольку  качество выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности. Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность  продукции зависит на 70-80% от ее качества. Опыт высокоразвитых зарубежных стран  показывает, что уже с середины 1960-х годов центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции. Соответственно, среди  методов конкуренции преобладающими выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции  и условий ее продажи при неизменных или слабо меняющихся ценах.

Для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий важное значение имеют оценка качества и конкурентоспособности. При этом систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но должна оцениваться  и конкурентоспособность самого предприятия. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя.

 

Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Значимость оценки качества и конкурентоспособность обусловлена  рядом причин, среди которых следует отметить: необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации соответствующего производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременное принятие решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработка и производство новых и модернизированных изделий, расширение и создание производственных мощностей.

В условиях нынешней экономики  самой трудной задачей является не производство, а сбыт продукции. Для обеспечения устойчивых темпов расширенного воспроизводства на предприятии  необходимо постоянное совершенствование  производства, направленного на расширение выпуска продуктов ими изделий  более высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции.

За счет улучшения качества продукции решаются следующие задачи:

1. Повышение производительности труда;

2. Обеспечение экономической эффективности производства за счет увеличения цен на качественную продукцию;

3. Гарантированный сбыт за счет высоких потребительских свойств;

4. Повышение экспортных возможностей;

5. Более выгодная реализация продукции;

6. Обеспечение продукцией, безопасной для здоровья людей.

Качество продукции является основным критерием формирования цены ее реализации. Повышение качества продукции равнозначно сбережению труда и материальных ресурсов. Чем  полнее данный вид продукции удовлетворяет  производство ими потребление, тем  меньше потребность в ней. Появляются возможности экономии труда и  материальных ресурсов и снижения на этой основе издержек производства и  сбыта продукции. Кроме всего  сказанного, качество продукции непосредственно  влияет на спрос и являются важнейшим  фактором конкурентоспособности товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ качества и  конкурентоспособности товара на  предприятии ОАО «Светлогорский  ЦКК»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Светлогорский целлюлозно-картонный  комбинат широко известен потребителям целлюлозно-бумажной продукции не только в Беларуси и России, но и в  Украине, странах Балтии, Молдове, Польше, Казахстане и других странах. Сегодня  на комбинате выпускается  широчайший ассортимент транспортной упаковки из гофрокартона. Это, прежде всего, продукция  для пищевой индустрии: кондитерской, молочной, консервной, мясоперерабатывающей, производства алкоголя и других. Технологические  возможности комбината позволяют  производить как обычные короба, так и сложные сборные изделия, ящики с трехцветной печатью  и многое другое. За 43 года своей деятельности Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат вышел на лидирующие позиции среди предприятий, выпускающих гофрированную тару, в странах СНГ. Основного вида продукции – транспортной упаковки из гофрокартона -  ежегодно производится до 190 млн м2 . Этого достаточно, чтобы обеспечить весь внутренний рынок Республики Беларусь. На экспорт отправляется до 50% всей выпускаемой гофропродукции. За время работы предприятия проведены неоднократные модернизации и переоснащения всех видов оборудования. Сейчас все виды производственных процессов автоматизированы.

ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный  комбинат» сегодня - предприятие  полного цикла переработки древесного сырья в гофрированный картон и ящики из него. В составе комбината  три производства – целлюлозное, картонно-бумажное и производство  гофрированной тары.

Кроме названных производств, входящих в одну непрерывную технологическую  цепочку, комбинат располагает производством  фильтровальных картонов, цехом по производству бумажных мешков, бумажного  сотового заполнителя и цехом  пиломатериалов. «Светлогорский ЦКК» - предприятие с высоким уровнем автоматизации и механизации технологических процессов, с высокой экологичностью производства, бережным отношением  к природным ресурсам, с широким спектром выпускаемой продукции высокого качества.

ОАО «Светлогорский ЦКК»  входит в  концерн “Беллесбумпром” на партнерских  началах, являясь самостоятельным  хозяйственным субъектом, обладающим правами юридического лица, имеет  обособленное имущество и самостоятельный  баланс. ОАО «Светлогорский ЦКК»  является предприятием с частной  формой собственности. Акционерами предприятия являются как юридические, так и физические лица.

Для коллектива Общества 2010-2011 год сложился напряженно. Мировой финансово-экономический кризис сказался и на производственно-финансовой деятельности Общества. Темпы роста производства в сопоставимых ценах за январь – август 2010 года составили 71,4 % при доведенном показателе 112,5 %, за этот же период темпы роста экспорта снизились до 46,2 % при доведенном показателе 125,0 % . В этих сложных условиях дирекция Общества смогла организовать работу трудового коллектива таким образом, чтобы средняя заработная плата работников была бы выше прогнозных показателей, что и удалось сделать. За последние 8 месяцев средняя заработная плата работников составила 2677900 рублей при доведенном задании 2520000 рублей.

Тем не менее,  дирекция, трудовой коллектив  Общества прикладывают все  усилия для того, чтобы выполнить  намеченные планы. Служба маркетинга Общества проводит определенную работу по освоению новых рынков сбыта продукции, выпускаемой Обществом.

Так в течение 2011 года заключены более 60 контрактов ни сумму около 100 миллиардов белорусских рублей с новыми потребителями в Грузии,  Украине, Молдове, Польше, Российской Федерации, странах Балтии, Республике Беларусь.

В 2010 году на предприятии наблюдался спад основных прогнозных показателей, на это повлияли мировой финансовый кризис, девальвация национальной валюты, падение курса иностранной валюты. Показатели приведены в следующей таблице:

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели ОАО «Светлогорский ЦКК»

п\п

Показатели

Основной прогнозный показатель 2011 год

2011 год факт

2010 год факт

1

Темп роста производства в сопоставимых ценах

112,5

107

71,4

2

Темп роста экспорта

125

124,8

46

3

Сальдо ВЭД, тыс.долл.США

30181

24909

14505

4

Уровень рентабельности

11,6

9,2

1,7


Источник: собственная  разработка

В первую очередь причина  невыполнения темпов роста объема производства спад потребления продукции на внешних  рынках, под влиянием не только мирового финансового кризиса, но и тяжелого экономического положения в стране. Компенсировать потерю на внутреннем рынке не возможно, комбинат на 100% обеспечивает потребность в гофротаре всех производителей ТНП республики.

Так же падение объема реализации наблюдалось уже в 4 квартале 2010 года, и как следствие остановка ряда производств привели к убыткам.

Основные экономические  показатели приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Основные экономические показатели «ОАО Светлогорский ЦКК» за 2010 год

 

9 месяцев

4 квартал

Год

Всего

Средне-месячно

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.Выручка от реализации

180729

20081

20800

14909

14552

230990

2.Себестоимость

171102

19011

20147

15591

16675

223515

3.Прибыль

9627

1070

653

-682

-2123

7475

4.Рентабельность

5,6

5,6

3,2

-4,4

-12,7

1,7


Источник: собственная  разработка

Главная причина невыполнения задания по рентабельности вытекает из вышеизложенного. Кроме того, можно выделить повышенные затраты на материалоемкость. Связано это с опережающим ростом цен на теплоэнергию  по сравнению с ценами на готовую продукцию. Причем цены на электроэнергию регулируются государственными органами. На показатель экспорта повлияло падение курса российского рубля во втором полугодии на 20%, при условии отгрузки 45% продукции на российский рынок.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ основных конкурентов предприятия и качество продукции

 

ОАО «Светлогорский ЦКК» являясь  единственным производителем картона  фильтрованного для пищевых жидкостей, лидером в производстве гофрированной тары в Республике Беларусь, обеспечивает стабильное получение прибыли, удовлетворяет требования потребителей, а так же проводит активную политику в области улучшения и контроля качества. Главной целью политики является выпуск конкурентоспособной продукции, за счет модернизации и обновления производства.

Основные задачи в области  качества:

-обеспечение соответствия  внедренной системы менеджмента  качества установленным требованиям  СТБ ISO 9001-2009;

-соответствие продукции  международным и национальным  стандартам, законодательным и обязательным  требованиям;

-постоянное совершенствование  деятельности общества, снижение  затрат на производство, улучшение качества продукции;

-организация всестороннего  обучения персонала, как в области  профессиональной подготовки, так   и в области современных методов  обеспечения качества;

-выбор надежных поставщиков,  долговременное взаимовыгодное  сотрудничество с целью обеспечения  производства высококачественным  сырьем, материалами, запчастями  и оборудованием;

-увеличение доли топливно-энергетических  ресурсов (ТЭР) собственного производства  и повышение эффективности использования  ТЭР.

На комбинате с 16.06.2004 г. Внедрена и сертифицирована система менеджмента качества производства картона фильтрованного, картона гофрированного и упаковки – ящиков из гофрированного картона на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

В 2007г. Проведена повторная  сертификация системы менеджмента  качества на  соответствие требованиям  СТБ ИСО 9001-2001.

В 2010 году проведена повторная  сертификация системы менеджмента  качества на соответствие новым стандартам СТБ ИСО 9001-2009. Получен сертификат соответствия, который удостоверяет, что система менеджмента качества производства картона фильтрованного, картона гофрированного и упаковки – ящиков из гофрированного картона  соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2009.

Комбинатом получен 24.12.2004г. экологический сертификат соответствия, удостоверяющий, что система управления окружающей средой производства картона фильтрованного соответствует требованиям СТБ ИСО 14001-2005г. В 2010 году была проведена повторная сертификация.

В 2008 году была проведена  сертификация системы управления охраной  труда  производства пиломатериалов на соответствие требованиям СТБ 18001-2005 (OHSAS 18001:1999).

В настоящее время все большим спросом на рынке пользуется продукция, произведенная из легально заготовленной древесины на основе принципов ответственного лесопользования. Поэтому, в 2010 году был получен сертификат соответствия на цепочки поставок пиломатериалов, пиломатериалы сертифицированы на соответствие международным требованиям FCS-STD-40-004.

 

В течении 2011 года велись работы по расширению области сертификации на бумагу для гофрирования, картон для плоских слоев гофрированного картона, ящики из гофрированного картона, был проведен сертификационный контроль и в ближайшее время будет  получен сертификат соответствия.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность