Качество и конкурентоспособность в дорожной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема теоретической части работы «Контроль качества и конкурентоспособность продукции». Она является актуальной поскольку, в современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество как стратегическую цель. Сегодня каждое предприятие независимо от его масшт

Файлы: 1 файл

целиком.docx

— 743.83 Кб (Скачать)

 

Введение

Курсовая работа состоит  из трех частей:

  • теоретическая;
  • сметная;
  • расчётная.

Тема теоретической части работы «Контроль качества и конкурентоспособность  продукции». Она является актуальной поскольку, в современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество как стратегическую цель. Сегодня каждое предприятие независимо от его масштабов и отраслевой специфики рискует довольно быстро оказаться вне сферы решения проблемы качества, если оно откажется от внедрения системы управления качеством. Конечно, каждое предприятие индивидуально и абсолютно одинакового подхода к решению проблемы качества быть не может.

 Казалось бы, достаточно взять  из стандартов рекомендуемые  элементы, поручить их выполнение  конкретным подразделениям, разработать  необходимые нормативные документы  — и система готова к работе. И такой, сразу отметим, —  сугубо формальный подход действительно  часто встречается как при  разработке систем качества на  предприятиях, так и при их  оценке внешними аудиторами. К  сожалению, такой подход, как правило,  приводит к загрузке персонала  ненужными обязанностями и к  излишней бюрократизации в работе  по качеству. В этом случае  система качества тратит слишком  много средств на самообслуживание  в ущерб содержательной деятельности  по обеспечению качества, для  чего она, собственно, и была  создана. 

Для формирования эффективных систем качества, отвечающих потребностям предприятий  и их заказчиков, необходим не формальный, а осознанный подход на основе концепции  и методологии стандартов ИСО 9000 с подбором тех рекомендаций, которые в наибольшей мере подходят для данного конкретного предприятия.

Целями теоретической части курсовой работы являются:

  • рассмотреть теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции на основе требований ИСО 9000;
  • провести анализ качества и конкурентоспособности продукции по техническим и экономическим параметрам;
  • рассмотреть пути по повышению качеству продукции;
  • изучение организации контроля качества продукции на предприятии.

Цель сметной и расчётной  частей курсовой работы – спланировать деятельность дорожно-строительной организации  на выполнение определённого объёма работ. Для достижения цели необходимо выполнить следующие расчёты:

  1. локальной  сметы
  2. сводный сметный расчёт
  3. для  планирования численности персонала дорожно-строительной организации
  4. производительности труда на плановый период
  5. годового фонда оплаты труда
  6. средней заработной платы
  7. плановой себестоимости дорожно-строительных работ
  8. валовой прибыли
  9. прибыли, остающейся на предприятии
  10. расходования прибыли.

 

 

 

 

1.1 Понятия и показатели  качества

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Международная организация  по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "контроль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества.

Понятие качества описывается с помощью количественных и качественных характеристик свойств объекта, составляющих его качество (показателей качества). Показатели качества формируются в зависимости от особенностей объекта.

Классификация показателей

 По месту в жизненном цикле

  • Прогнозируемые
  • Проектные
  • Производственные
  • Эксплуатационные

Для наглядности и удобства все  показатели обычно делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические  требования, вторая — технические.

Технические показатели

  • Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность продукции эффективно выполнять свою функцию. Их можно разделить на следующие группы:
    • требования производительности. Показатели, которые характеризуют выполняемую функцию;
    • требования эффективности. Характеризуют степень эффективности использования по назначению
    • конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной конструкции.
  • Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих свойств:
    • безотказности;
    • долговечности;
    • ремонтопригодности;
    • сохраняемости;
  • Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства продукции как части человеко-машинной системы: сохранение здоровья людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности;
  • Показатели безопасности.
  • Показатели экологичности. Характеризуют воздействия на окружающую природу и сред у обитания живых организмов, (например, засорение среды продуктами износа, утечками смазочных масел, издавание свиста, шума);
  • Показатели эстетичности. (ландшафт местности)
  • Показатели утилизации.

Экономические показатели

  • Прибыль производителя и продавца продукции;
  • Себестоимость продукции, включающая затраты производителя, связанные с её выпуском, реализацией, последующим обслуживанием;
  • Цена продукции.

 

1.2 Качество и конкурентоспособность

Номенклатура показателей окончательно формируется на этапе проектирования продукции, так как здесь они  закладываются в конструкцию. Далее, на этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции, составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной, а значит способной превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность предприятий  дорожного строительства проявляется  на стадии конкурсных торгов. Для того чтобы определить победителя подрядных  торгов на объекты, работы и услуги в строительстве и городском  хозяйстве как критерий оценки оферт  целесообразно использовать следующие  технико-экономические показатели: цена (стоимость) выполнения подряда, продолжительность  и сроки выполнения подряда, качество выполнения подряда, надежность выполнения подряда. Итак, по результатам торгов выбирается оптимальный для заказчика  подрядчик.

Несмотря на то, что общие подходы к пониманию  конкуренции и конкурентоспособности применимы для любой отрасли, существуют особенности, которые влияют на формирование конкурентной среды в дорожно-строительном комплексе. К ним относятся: региональный, как правило,  характер конкурентной борьбы, ослабевающий вследствие интеграции, в том числе международной, и преобладание ценовой конкуренции в отрасли и ее проявление в процедуре подрядных торгов.

Ценовая конкуренция основана на извлечении дополнительной прибыли  путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цены без  изменения ассортимента, свойств  и качества продукции. В сфере  дорожного строительства ценовой  метод предполагает изменение стоимости строительства, при разработке конкурсного предложения на подрядные работы, выполняемые одним предприятием по сравнению с офертами  других предприятий. Выявлено, что на этапе оценки конкурсных предложений фактор стоимости является решающим в определении победителя и составляет 50-70% в ряду других факторов. Неценовой метод направляет усилия предприятия на повышение качества предоставляемых услуг и выполняемых работ. Исходя из вышесказанного, повышение конкурентоспособности предприятий дорожно-строительного комплекса в основном возможно на основе снижения стоимости оферты при сохранении и повышении эффективности деятельности и на основе создания сертифицированной системы управления качеством.

Для обеспечения своей конкурентоспособности  предприятие стремится опережать  конкурентов по таким параметрам, как технология производства услуг, практические навыки и квалификация персонала, уровень стратегического  и текущего планирования, спектр предоставляемых  услуг, контроль управления, качество систем управления.

Конкурентоспособность предприятия дорожно-строительного комплекса, осуществляющего технический надзор за строительством– способность осуществлять услуги по техническому надзору за строительством дорожных объектов, совокупность потребительских свойств которых характеризует их отличие от услуг конкурента по степени соответствия конкретным потребностям рынка с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения стоимости подряда и потребительских качеств услуги. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности сводится к максимальному повышению качества надзора при минимальных расходах.

Факторы, влияющие на уровень  конкурентоспособности любого предприятия, можно разделить на две группы: внешние факторы,  отражающие условия  работы предприятия, которые выражаются в соотношении спроса и предложения  на его услуги, модели рынка, системе  налогообложения, государственной  поддержке отрасли и т. п. и факторы, зависящие от работы предприятия, характеризующие эффективность и качество его работы. 

При разработке проекта закладываются  основные показатели качества и стоимости  будущей дороги, с учетом особенностей ее строительства и эксплуатации. Основным документом, содержащим требования к качеству проекта является точно  сформулированное «Техническое задание» на разработку проекта дороги с указанием  начала, конца, категории, промежуточных  пунктов и всех необходимых исходных данных, грамотный расчет всех элементов  будущей дороги с учетом рельефа  местности, дорожно-климатической зоны района, правильно составленная сметная документация.

 На стадии строительства  реализуются проектные показатели. Выдерживание проектных стоимостных  и качественных показателей существенно  зависит от качества технологического  процесса. В частности, на данном  этапе качество формируется следующими  основными компонентами: качеством  проектной и нормативной документации, механизации и организации работ,  качеством труда, контролем качества.

 После окончания строительства  для приемки объекта в эксплуатацию  созываются вначале рабочая, а  затем официальная государственная  комиссия, принимающая дорогу в  окончательную эксплуатацию.

Таким образом, стоимость  подрядных работ на строительство  дороги как ценовой фактор конкуренции  формируется на стадии проектирования объектов строительства, проявляется  на стадии торгов, закрепляется на стадии заключения договоров и поддерживается на стадии строительства. Оценка степени  достижение заданного уровня, а значит и плановых значений показателей  эффективности каждого предприятия, возможна на стадии сдачи объекта  в эксплуатацию.

1.3 Жизненный цикл товара

Уровень качества устанавливается  на предпроектной стадии при разработке нормативной документации, поддерживается при проектировании,  обеспечивается при изготовлении материалов, конструкций, деталей и изделий, производстве строительно-монтажных работ и  поддерживается в процессе эксплуатации. Очевидно, что для достижения необходимого уровня качества конечной продукции  строительства должен быть обеспечен  соответствующий уровень качества продукции, работ и услуг на всех этапах создания конечной продукции  всеми участниками проекта. Это  предопределяет необходимость интегрального  подхода к управлению производственно-экономическими процессами на основе системы всеобщего  управления качеством, что не исключает, а подтверждает необходимость создания систем качества на каждом предприятии. Исследование процесса формирования уровня качества на протяжении всего жизненного цикла дороги от маркетинговых исследований до эксплуатации выявило стадию строительства  как определяющую в этом процессе в настоящее время, а также  определить проблемы обеспечения качества на этой стадии, в частности, отсутствие систем менеджмента качества на предприятиях, осуществляющих технический надзор за процессом строительства.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность в дорожной отрасли