Качество и конкурентоспособность в дорожной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема теоретической части работы «Контроль качества и конкурентоспособность продукции». Она является актуальной поскольку, в современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей, если они не рассматривают качество как стратегическую цель. Сегодня каждое предприятие независимо от его масшт

Файлы: 1 файл

целиком.docx

— 743.83 Кб (Скачать)

Ориентация на международные  стандарты и требования определила использование рекомендации стандарта  ИСО при разработке схемы жизненного цикла (рис.1)

Рис.1 Жизненный цикл дороги в современных условиях

 

1.4 Система контроля качества  дорожного строительства

Контроль качества — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования, предъявляемые к показателям качества, определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях.

Контроль качества в зависимости  от этапа жизненного цикла товара, так же как и испытания, осуществляется на стадии производства (производственный контроль) и на стадии эксплуатации (эксплуатационный контроль).

По месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.

Входной контроль осуществляется для всей входящей продукции, которая предназначается при строительстве, ремонте или эксплуатации продукции. Например, контроль сырья и полуфабрикатов на производстве относится к входному контролю.

Операционный контроль проводится во время выполнения или после завершения технологической операции при производстве. Основная цель такого контроля — предотвратить появление дефектов в процессе строительства и выявить причины появления дефектов.

По результатам приемочного контроля выносится решение о пригодности продукции к ее использованию. На производстве приемочный контроль осуществляется службами отдела технического контроля, при этом контролируется готовая продукция.

По срокам проведения контроль делится на непрерывный, периодический и летучий. При непрерывном контроле информация о контролируемых параметрах поступает постоянно. Он нужен при нестабильном технологическом процессе производства,  при влиянии многих случайных факторов на контролируемые параметры. При периодическом контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит через определенные интервалы времени. Летучий контроль проводится в случайное время. Эффективность летучего контроля обусловливается его внезапностью, правила обеспечения которой должны быть специально разработаны. Летучий контроль выполняется непосредственно на месте изготовления, ремонта, хранения и т. п.

Организация дорожного строительства  предусматривает систему контроля качества дорожного строительства. Под качеством продукции понимают совокупность свойств, определяющих пригодность  продукции удовлетворять определенные потребности общества в соответствии с ее назначением. Продукцией дорожного  строительства является автомобильная  дорога, предназначенная для грузовых и пассажирских перевозок с заданной скоростью при минимальных дорожно-транспортных затратах.

Качество производственных работ  определяется:

  • качеством проектной документации;
  • качеством применяемых строительных материалов, полуфабрикатов и изделий;
  • эффективностью использования потенциальных возможностей средств механизации и автоматизации технологических процессов;
  • соблюдением требований норм и технических условий при строительстве автомобильных дорог;
  • уровнем квалификации, навыков и знаний инженерно-технических работников и рабочих.

Точное соблюдение правил производства работ и заданного технологического процесса может быть обеспечено производственной дисциплиной всех участников строительства  и организацией строго технического контроля. Технический контроль —  это совокупность методических указаний по определению показателей качества используемых материалов, технологических  процессов и готовой продукции  и сопоставление их с требованиями проекта, норм, технических условий  и стандартов. Технический контроль позволяет управлять качеством  строительства.

Подрядная организация в процессе строительства осуществляет: 
выходной контроль сырья, полуфабрикатов, изделий, поступающих от поставщиков или предприятий вспомогательного производства (АБЗ, карьеры); 
операционный контроль технологических операций во время их выполнения и после их завершения; 
приемочный контроль отдельных элементов дорог, продукции дорожных производственных предприятий.

Ведущую роль в организации контроля качества работ должны играть главные  инженеры строительных управлений. Начальники участков обязаны непосредственно  организовывать операционный контроль и другие виды контроля. Контрольные  функции прораба и мастера  должны быть четко разграничены схемами  операционного контроля качества по каждому виду работ. Законченные  работы должны предъявляться для  проверки качества до начала выполнения следующих работ.

Эффективность контроля повышается при  использовании статистических методов  контроля качества, в основу которых  положены методы теории вероятностей и математической статистики. Они  позволяют объективно оценить изменчивость контролируемых показателей качества. По результатам статистической обработки  данных выборочных испытаний оказывают  воздействия на технологический  процесс (корректируют параметры технологического процесса, устраняют систематические  ошибки измерительных приборов и  оборудования, ошибки технического персонала.

Практика дорожного строительства  показала, что принципиальное решение  проблемы обеспечения качества должно базироваться на территориальной комплексной  системе управления качеством работ (ТКСУКР). Под системой управления понимают совокупность технических, организационных, социальных, правовых и других воздействий  на производственные процессы, обеспечивающие оптимальный уровень качества продукции  и максимальную эффективность производства.

 

ТКСУКР включает в себя:

    • инструкцию по проведению проверок качества;
    • регламент независимого контроля качества;
    • методику применения административно-финансовых санкций за нарушение качества.

При выборе стратегии управления качеством  подрядная организация руководствуется  проектно-сметной документацией  и проектом производства работ (ППР). ППР обеспечивает целенаправленность всех организационных, технических  и технологических решений на достижение конечного результата: ввода  в эксплуатацию объекта строительства  с требуемым качеством, в установленные  сроки, с минимальной себестоимостью.

Система ТКСУКР охватывает все технологические  операции и позволяет с помощью  обратной связи управлять качеством  реализации проекта строительства  участникам инвестиционного процесса. При этом подрядчик обязан:

  • беспрепятственно допускать экспертов и сотрудников испытательной лаборатории на объекты контроля (при наличии у них соответствующего задания заказчика);
  • предоставлять необходимую для контроля техническую документацию по объекту (проектно-сметную документацию, журнал производства работ, журналы операционного и лабораторного контроля, акты на скрытые работы);
  • оказывать содействие при обследовании и взятии проб (обеспечивать внутриобъектным транспортом, предоставлять информацию об объекте, исходных материалах, конструкциях и т. д.);
  • незамедлительно ликвидировать все исправимые нарушения, сообщать об этом заказчику;
  • ликвидировать последствия взятия проб;
  • допускать экспертов и испытательную передвижную лабораторию на производственные предприятия (АБЗ, промбазы).

          Качество выполненных работ оценивают в соответствии с Правилами приемки работ при строительстве автомобильных дорог.

Качество выполнения отдельных  видов работ оценивают баллами:

  • «отлично», если работы выполнены с особой тщательностью и техническими показателями, превосходящими нормативные показатели;
  • «хорошо», если работы выполнены в полном соответствии с проектом и нормативными показателями;
  • «удовлетворительно», если работы выполнены с малозначительными отклонениями от технической документации, согласованными проектной организацией и заказчиком, но не снижающими показателей надежности, прочности, устойчивости и эксплуатационных качеств или при соблюдении условий, соответствующих установленным правилам приемки для удовлетворительной оценки качества работ.

Качество работ, не удовлетворяющее  требованиям перечисленных оценок, является неудовлетворительным. Такие  работы не принимаются приемочной комиссией  и подлежат переделке.

В отрасли была проделана  огромная работа в области обеспечения  качества дорожных работ. Но в ряде случаев не учитывалось, что невозможно обеспечить качество только проверками, в отрыве от целого ряда аспектов деятельности дорожной отрасли в целом. Необходим иной подход, основанный на прошлом как положительном, так, может быть, и не всегда положительном опыте. Нужно взаимоувязать все этапы деятельности дорожного хозяйства, начиная от проектирования автомобильных дорог и заканчивая ее финансовым обеспечением. Более того, понятие качества определять не как набор отдельных параметров, хорошо знакомых каждому профессионалу, - коэффициент уплотнения земляного полотна, асфальтобетона, качественные показатели различных материалов. Сегодня конечной целью, смыслом новой системы оценки качества являются транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог как конечного продукта, который отрасль предоставляет потребителю. А его не интересуют промежуточные показатели, которые используются специалистами при подготовке объекта к эксплуатации. 
Второй параметр оценочной системы - это межремонтные сроки и сроки службы сооружений - то, от чего зависит эффективное использование значительных финансовых средств, которые государство выделяет на дорожное хозяйство.

Достижение этих целей  требует комплексного подхода, выделения ключевых направлений деятельности, установления конкретных задач и сроков их решения, должно основываться на анализе имеющегося опыта. Комплексный подход подразумевает использование различных путей решения поставленных задач, выделение уровней ответственности и сфер деятельности. В концепции используется следующая структура достижения поставленной цели: основные направления деятельности в области обеспечения качества; цели и задачи по каждому направлению деятельности; уровень достижения поставленных целей и задач; план мероприятий по каждому направлению деятельности.

Анализ комплекса вопросов, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, позволил выделить одиннадцать основных направлений деятельности в области  обеспечения качества в дорожном хозяйстве. Они должны, с одной  стороны, охватить все аспекты функционирования дорожной отрасли, а с другой - учитывать  деятельность всех участников работ, от федерального органа исполнительной власти до подрядных организаций. Исходя из этого, к основным направлениям деятельности отнесены: проектирование автомобильных  дорог; качество производства дорожных работ; оценка соответствия и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния; законодательное и правовое обеспечение; нормативное обеспечение; метрологическое  обеспечение; повышение безопасности дорожного движения; кадровое обеспечение; сервис и охрана окружающей среды; информационно-управляющие  системы; финансовое обеспечение.

Сегодня у проектных организаций  нет методики, которая позволила  бы дать гарантию работы объекта на необходимый период эксплуатации. Вместе с тем нередки случаи, когда  подрядчик, реализуя такой проект, получает отрицательный результат. Кто виноват? Тот, кто проектировал, кто выполнял работы, или тот, кто согласовал такой  проект?

Надо сказать, что многие стереотипы, сложившиеся в последние  десятилетия, сегодня работают против отрасли. Так, заложенная психология снижения строительной стоимости любой ценой  сегодня бумерангом бьет по экономике  страны. Если не выстроить грамотную политику не с точки зрения экономии на каждом ремонте, не поставить во главу угла качество работ, проблемы будут множиться.

На сегодня позиция должна заключается в: «Лучше сделать меньше, да лучше». В этом случае и безопасность на дорогах будет обеспечена, и межремонтные сроки продлятся, за счет чего в конечном итоге сэкономим государственные средства, получив на выходе хороший продукт - качественные дороги. К сожалению, российский опыт пока таков, что у нас никогда нет времени и денег, чтобы сделать хорошо, зато всегда находятся деньги и время, чтобы потом переделывать. Контролировать можно до бесконечности, а вот как сделать так, чтобы не надо было исправлять допущенный брак?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Планирование численности  персонала дорожно-строительной  организации

3.1 Расчет баланса рабочего  времени

 

Баланс рабочего времени  одного рабочего дня при 5-дневной  неделе планируемый период.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность в дорожной отрасли