Качество и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Первоначальным этапом управления качеством продукции является установление уровня качества продукции, обеспечивающего получение при ее создании и использовании наилучших результатов. Управление качеством продукции состоит в определении цели, которая должна быть достигнута в процессе создания и использования продукции. Эти действия должны охватывать все стадии жизненного цикла продукции, поскольку на каждой из них существует множество, факторов и условий, определяющих качество продукции и поддающихся воздействию ее изготовителей.

Оглавление

Введение 2
1. Главные аспекты качества продукции 4
1.1 Основные понятия и определения 4
1.2 Показатели качества 5
1.3 Качество и конкурентоспособность 12
Выводы 13
2. Оценка уровня качества продукции на предприятии 14
2.1 Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-лексредства» 14
2.2 Политика предприятия в области качества продукции 19
2.3 Нормативно-правовое обеспечение системы качества продукции 20
Заключение 25
Список литературы 26
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 99.96 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение                                                                                                                                        2

1. Главные аспекты качества  продукции                                                                                    4

1.1 Основные понятия и определения                                                                                                      4

1.2 Показатели качества                                                                                                                             5

1.3 Качество и конкурентоспособность                                                                                                    12

Выводы                                                                                                                                                         13

2. Оценка уровня качества продукции  на предприятии                                                                          14

2.1 Оценка  качества  продукции на  ОАО «Фармстандарт-лексредства»                                             14

2.2 Политика предприятия в области качества продукции                                                                      19

2.3 Нормативно-правовое обеспечение  системы качества  продукции                                                  20                                                                    

Заключение                                                                                                                                                    25

Список литературы                                                                                                                                       26

Приложения                                                                                                                                                   27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Цель работы состоит в  том, чтобы на основе анализа изучаемых  аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. Важным направлением интенсивного развития экономики, источником экономического роста, эффективности общественного производствам является улучшение качества продукции. Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Повышение качества несет поистине колоссальные возможности, но оно невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь  возможности сравнивать его с  качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его, количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в какой степени оно соответствует потребностям людей, современным требованиям производства, насколько его надо улучшить.

Свойство продукции объективная  особенность продукции, проявляющаяся  при ее создании, эксплуатации или потреблении. Всю совокупность свойств продукции можно разделить на две группы: простые и сложные. Простое свойство характеризует какую-либо одну сторону или особенность продукции. Сложное свойство объединяет в себе несколько простых. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Рассматривается применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции называют также параметром качества.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными  свойствами оценки качества являются:

  1. технический уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;
  2. эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
  3. эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);
  4. техническое качество – гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Управление качеством  продукции (УКП) - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации продукции  в целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого уровня ее качества.

Первоначальным этапом управления качеством продукции является установление уровня качества продукции, обеспечивающего  получение при ее создании и использовании  наилучших результатов. Управление качеством продукции состоит  в определении цели, которая должна быть достигнута в процессе создания и использования продукции. Эти действия должны охватывать все стадии жизненного цикла продукции, поскольку на каждой из них существует множество, факторов и условий, определяющих качество продукции и поддающихся воздействию ее изготовителей.

Второй этап управления качеством  продукции состоит в обеспечении  требуемого качества продукции посредством осуществления на всех стадиях жизненного цикла продукции комплекса соответствующих мер. Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Качество – это авторитет  фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды. (См. Приложение A)1

В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции  и услуг, их безопасность играют все  большую роль в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Главные аспекты качества продукции

1.1 Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри предприятия на основании сформулированных и закрепленных в практике деятельности единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества.

Конкурентоспособность - товаров - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.2 Таким образом повышение эффективности функционирования предприятия во многом зависит от уровня конкурентоспособности товара, фирмы и страны в целом.

Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия  производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый и производственный потенциал. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров – конкурентов. Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью предприятия, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем случае термин  "конкурентоспособность"  определяется,  как способность конкурировать,  т.е.  бороться, или противостоять чему-либо. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в работе проведен анализ его определения. (См. Приложение В)3

По результатам проведенного исследования (См. Приложение В) сделаны следующие выводы:

  • большинство авторов не рассматривают понятие "конкурентоспособности предприятия" с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. Такой подход является не совсем точным с точки зрения экономической сущности;
  • конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;
  • конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;
  • конкурентоспособность предприятия является показателем относительным.  Базой для сравнения являются аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий;
  • конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками,  отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;
  • конкурентоспособность –  это свойство объекта,  характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке;
  • конкурентоспособность предприятия –  это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
  • конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;
  • конкурентоспособность предприятия характеризует величину привлекательности данного предприятия для инвестора;
  • на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние социальная среда;
  • на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние экологическая среда.

 

1.2 Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.4

Высокое качество изделий  предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

  • факторы технического характера (конструктивные, технологи­ческие, метрологические и т.д.);
  • факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
  • факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Совокупность показателей  качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

    • по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели);
    • по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
    • по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);
    • по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);
    • по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);
    • по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий  одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

 

, где          (1)

  K– относительный показатель качества;

  – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

  – значение единичного базового показателя качества.

 

При применении комплексного метода применяют  комплексный показатель качества, который  определяется путем сведения воедино  отдельных показателей с помощью  коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость (2):

К = f(n,bi,ki),  i = 1,2,3,……..,ni, где      (2)

K –  комплексный показатель качества  продукции;

n – число учитываемых показателей;

bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).

Алгоритм  расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 1.1. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

 

                                

Рис. 1.1. Алгоритм расчета комплексного показателя качества

Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности (3).

, где         (3)

Т – наработка изделия  на отказ (показатель безотказности);

Информация о работе Качество и конкурентоспособность