Качество и конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Первоначальным этапом управления качеством продукции является установление уровня качества продукции, обеспечивающего получение при ее создании и использовании наилучших результатов. Управление качеством продукции состоит в определении цели, которая должна быть достигнута в процессе создания и использования продукции. Эти действия должны охватывать все стадии жизненного цикла продукции, поскольку на каждой из них существует множество, факторов и условий, определяющих качество продукции и поддающихся воздействию ее изготовителей.

Оглавление

Введение 2
1. Главные аспекты качества продукции 4
1.1 Основные понятия и определения 4
1.2 Показатели качества 5
1.3 Качество и конкурентоспособность 12
Выводы 13
2. Оценка уровня качества продукции на предприятии 14
2.1 Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-лексредства» 14
2.2 Политика предприятия в области качества продукции 19
2.3 Нормативно-правовое обеспечение системы качества продукции 20
Заключение 25
Список литературы 26
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 99.96 Кб (Скачать)

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригод­ность.

В свою очередь:

, где       (4)

 

ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время, необходимое для устранения отказа.

Таким образом, ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.

Интегральный показатель качества продукции – отношение  суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. (5)

, где              (5)

Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Оценка уровня качества продукции  может производиться дифферен­циаль­­ным  или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопостав­ление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

Числовые значения показателей  качества устанавливаются с помощью  объективных и субъективных методов.


 



 

 

                                             Рис. 1.2. Классификация объективного метода

Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений.

 

 


 




 

 

Рис. 1.3. Классификация субъективного метода

 

Основа субъективных методов  – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает  следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения  характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный ре­зультат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производитель­ность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских  решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава и  структуры, определяющие содержание в  продук­ции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.).

Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности  характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность  в течение некоторого времени  или наработки.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность  до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  способность продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования , а также после него.

Например, показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции. (6)

, где       (6)

КД – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;

QП – количество продукции, погружаемое в транспортное средство;

QВ – количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

 

3. Эргономические показатели  характеризуют систему «человек  – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические характеризуют  приспособленность изделия к  органам чувств человека.

Психологические характеризуют  возможность восприятия и обработки  различной информации.

Физиологические характеризуют  допустимые физические нагрузки на различные  органы человека.

4. Эстетические показатели  характеризуют информационную выразитель­ность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности  характеризуют свойства продукции,  обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

Относительные показатели –  это:

а) коэффициент использования материалов. (7)

, где              (7)

МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

 

б) показатель удельной себестоимости. (8)

, где                   (8)

SУД – удельная себестоимость;

S – общая себестоимость  изделия;

B – определяющий параметр  изделия (мощность, вес и т.п.).

6. Показатели стандартизации  и унификации характеризуют насыщенность  продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все  части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели  характеризуют степень обновления  технических решений, использованных  в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной  реализации продукции в нашей  стране и за рубежом (количество  или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели  характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду,  возникающих при эксплуатации  или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых  в окружающую среду, вероятность  выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности  характеризуют особенности продукции,  обусловливающие при ее эксплуатации  или потреблении безопасность  человека. Они отражают требования  к нормам и средствам защиты  людей, находящихся в зоне возможной  опасности при возникновении  аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели  характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

В «Приложении В»5 приведен пример использования некоторых основных показателей для продукции, расходуемой при использовании и расходующей свой ресурс.

 

1.3 Каждое изделие, товар имеют определенное назначение в сфере потребления и, следовательно, обладают полезностью. Полезность показывает, что продукция способна удовлетворять соответствующие потребности и имеет потребительную стоимость, показывающую, что на продукцию предъявлен спрос, величина которого зависит, в свою очередь, зависит от степени пригодности продукции к потреблению. Создаваемые новые товары должны быть конкурентоспособными и иметь высокий уровень качества.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара определяется как отношение полезного эффекта к совокупным затратам. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной общественной потребности, но и учесть при этом затраты на маркетинг и затраты потребителя на покупку и использование для удовлетворения своей потребности. Если конкурентоспособность продукции значительно высока, то необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить увеличивающийся спрос. Качество продукции является основным фактором достижения конкурентоспособности продукции. К остальным статичным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и качество сервиса продукции.

Американский экономист  Эдвард Деминг разработал философию качества, состоящую из 14 пунктов.6

Философия качества Деминга:

1. Сделайте так, чтобы  стремление к совершенствованию  товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и. постоянного улучшения продукции.

2. Применяйте новую философию  качества (предпринимательства), чтобы  добиться стабильности предприятия.

3. Поймите, что для достижения  качества нет необходимости в  сплошном контроле.

4. Прекратите попытки  строить долговременную стратегию  бизнеса на основе демпинговых  цен. 

5. Постоянно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность, снижать затраты.

6. Создайте систему подготовки  кадров на рабочих местах.

7. Создайте систему эффективного  руководства, а не надзора. 

8. Используйте эффективные  методы общения между людьми, исключив страх и недоверие. 

9. Ликвидируйте разобщенность  подразделений предприятия друг  от друга по научно-производственному  циклу. 

10. Прекратите практику  лозунгов, проповедей и «мобилизации  масс». 

11. Прекратите практику  выделения производственных мощностей  на основе жестких норм.

12. Устраняйте все препятствия,  которые лишают работника права  гордиться своей работой.

13. Разработайте всеобщую  программу повышения квалификации  и создайте для каждого работника условия для самосовершенствования.

14. Ясно определите обязанности  высшего звена руководства по  постоянному повышению качества продукции.

 

Выводы

1. Начальным этапом оценки  конкурентоспособности продукции  является определение цели исследования. Если целью исследования является  необходимость определения положения  данного товара в ряду аналогичных,  то достаточно провести их  прямое сравнение по главным  параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта  товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.

2. Себестоимость продукции  является качественным показателем,  в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию, так и всему обществу.

3. Конкурентоспособность  продукции - понятие относительное,  ее можно прогнозировать в  процессе разработки образцов, однако  реальная конкурентоспособность  оценивается только на рынке  при сопоставлении, как с характеристиками, так и с условиями продажи  и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность