Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 102.12 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………….4

1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5

1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5

1.2 Внешние и внутренние  факторы  конкурентоспособности организации и товара………..8

2 Анализ конкурентоспособности  организации…………………………………………………10

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия……………………………10

2.2 Анализ конкурентоспособности  продукции…………………………………………………12

2.3 Анализ конкурентных  преимуществ предприятия………………………………………….15

3 Направления повышения  конкурентоспособности продукции  и организации…………….18

3.1 Снижение затрат на  производство продукции……………………………………………...18

3.2 Повышение качества  продукции…………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………………………..26

Список использованных источников……………………………………………………………28

Приложения……………………………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Значение  стратегического поведения, позволяющего  фирме выживать в конкурентной  борьбе в долгосрочной перспективе,  резко возросло в последние  десятилетия. Все компании в  условиях жесткой конкуренции,  быстро меняющейся ситуации должны  не только концентрировать внимание  на внутреннем состоянии дел  в компании, но и вырабатывать  стратегию долгосрочного выживания,  которая позволяла бы им поспевать  за изменениями, происходящими  в их окружении. Сейчас же, хотя  и не снимается задача рационального  использования потенциала в текущей  деятельности, исключительно важным  становится осуществление такого  управления, которое обеспечивает  конкурентные преимущества в  быстро меняющейся окружающей  среде.

      Ускорение  изменений в окружающей среде,  появление новых запросов и  изменение позиции потребителя,  возрастание конкуренции за ресурсы,  интернационализация бизнеса, появление  новых, зачастую совершенно неожиданных  возможностей для осуществления  бизнеса, развитие информационных  сетей, делающих возможным молниеносное  распространение и получение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а  также ряд других факторов  привели к резкому возрастанию  значения управления конкурентоспособностью  товара и в целом фирмы.

      Практика  бизнеса показала, что не существует  конкурентной стратегии, единой  для всех компаний, как и не  существует единого универсального  стратегического управления. Каждая  фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной  стратегии для каждой фирмы  уникален, так как он зависит  от позиции фирмы на рынке,  динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или  оказываемых ею услуг, состояния  экономики, культурной среды и  еще многого другого. В то  же время есть ряд основополагающих  моментов, которые позволяют говорить  о некоторых обобщенных принципах  осуществления стратегического  управления. Конкурентное   управление  – это  в первую очередь  продукт творчества высшего руководства,  но в то же время можно  говорить и о некой теории  такого управления, знание которой  позволяет более эффективно осуществлять  управление организацией.

      Выбор темы  настоящей работы обусловлен  чрезвычайной актуальностью для  всех стран мирового хозяйства  проблемы повышения конкурентоспособности,  как самих хозяйствующих субъектов,  так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).

      Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе  и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется  в связи с необходимостью постоянного  приспособления к изменяющимся  условиям, что требует, в свою  очередь, поиска научно-обоснованных  концепций функционирования и  развития предприятия, повышения  его конкурентоспособности. Разработка  таких концепций обуславливает  необходимость глубокого исследования  как самой экономической категории  конкурентоспособности, ее особенностей  и признаков, так и сущности  влияния общемировых тенденций,  политических факторов, особенностей  конкретно-исторической стадии развития  на процесс ее формирования  и совершенствования. Т. е. в  рыночной экономике категория  конкурентоспособности является  одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех  или неудачу в деятельности  предприятия, а повышение конкурентоспособности  продукции и как следствие  рост ее экспорта являются  средствами для повышения уровня  жизни населения страны.

 

      Таким образом,  тема данной курсовой работы  является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

      Целью настоящей  работы является определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности продукции.

      Достижение  поставленной цели предполагает  решение следующих задач:

      - теоретическое  исследование понятия «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;

      - определение  факторов, критериев и показателей  конкурентоспособности продукции;

      - анализ  существующих подходов к оценке  конкурентоспособности продукции;

      - определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности продукции;

      -  определение  конкурентоспособности на примере  конкретного предприятия.

      Объектом  исследования выбрано ОАО «Минский  моторный завод».

     Следует отметить  довольно высокую степень разработанности  исследуемой проблемы в научной  литературе. Теоретической и методологической  основой исследования данной  курсовой работы являются научные  труды отечественных и зарубежных  ученых по проблемам оценки  и повышения конкурентоспособности  продукции.

 

 

 

 

1.Экономическая сущность  и факторы конкурентоспособности  организации

1.1 Понятие конкуренции  конкурентных преимуществ

 

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

 

Конкуренция служит важнейших  способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция  — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря  экономической свободе, сопутствующей  ей конкуренции, рыночная экономика  превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет  места.

Виды конкуренции

Существует 4 основных вида конкуренции:

чистая (совершенная) конкуренция;

монополистическая конкуренция;

олигополия;

чистая монополия.

 

Но заглянув вглубь можно  расширить список до 6 пунктов:

функциональная конкуренция  — базируется на том, что одну и  ту же потребность потребителя можно  удовлетворить по-разному;

видовая конкуренция —  это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

предметная конкуренция  — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия  и по притягательности марки;

ценовая конкуренция —  снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара

незаконные методы: антиреклама  товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).

 

      Стратегическое  управление призвано обеспечить  фирме выживание в долгосрочной  перспективе. Конечно же, когда  речь идет о выживании в  рыночной конкурентной среде,  не стоит вопрос о том, что  фирма может влачить жалкое  существование. Очень важно понимать, что как только кому-то из  тех, кто связан с фирмой, эта  связь становится не в радость, он отходит от фирмы, и она через некоторое время погибает. Поэтому выживание в долгосрочной перспективе автоматически означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников.

Понятие конкурентных преимуществ

    Как же организация  может обеспечивать свое выживание  в долгосрочной перспективе, что  должно быть ей присуще, чтобы  она могла справляться со своими  задачами? Ответ на этот вопрос  совершенно очевиден: организация  должна производить продукт, который  стабильно будет находить покупателей.  Это означает, что продукт должен  быть, во-первых, интересен покупателю  настолько, что он готов отдать  за него деньги, и, во-вторых, интересен  покупателю более, чем аналогичный  или схожий по потребительским  качествам продукт, производимый  другими фирмами. Если продукт  обладает этими двумя свойствами, то говорят, что продукт имеет  конкурентные преимущества.

   Следовательно, фирма  успешно существовать и развиваться  может только в том случае, если ее продукт обладает конкурентными  преимуществами. Создавать же конкурентные  преимущества призвано стратегическое  управление.

 

Рассмотрение вопроса  создания и удержания конкурентных преимуществ предполагает анализ отношений  и соответственно взаимодействия трех субъектов рыночной среды.   Первый   субъект   — это «наша» фирма, производящая определенный продукт.   Второй    субъект   — это покупатель, который может этот продукт купить, а может и не купить.   Третий    субъект   — это конкуренты, которые готовы продать покупателю свои продукты, которые могут удовлетворить ту же его потребность, что и продукт, производимый «нашей» фирмой. Главным в этом рыночном «любовном» треугольнике является покупатель. Поэтому и конкурентные преимущества продукта — это заключенная в продукте ценность для покупателя, побуждающая его этот продукт купить. Конкурентные преимущества отнюдь не обязательно возникают из сравнения продукта «нашей» фирмы с продуктами конкурентов. Может быть так, что на рынке нет фирм, предлагающих конкурентный продукт, тем не менее продукт «нашей» фирмы не продается. Это значит, что у него нет достаточной ценности для покупателя или конкурентных преимуществ.

 

Виды конкурентных преимуществ

 

Что же создает конкурентные преимущества? Считается, что для  этого есть две возможности. Во-первых, конкурентные преимущества может иметь  сам продукт. Один вид конкурентных преимуществ продукта — это его  ценовая характеристика. Очень часто  покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле других товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойствами. Иногда продукт покупается только потому, что он очень дешевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет потребительской  полезности для покупателя.

 

Второй вид конкурентных преимуществ — это дифференциация. В данном случае речь идет о том, что продукт обладает отличительными особенностями, делающими его привлекательным  для покупателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потребительскими (утилитарными) качествами продукта (надежность, простота использования, хорошие функциональные характеристики и т.п.). Она может  достигаться за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения  к его утилитарным потребительским  свойствам, например за счет марки.

 

Во-вторых, кроме того, что  фирма создает конкурентные преимущества в продукте, она может пытаться создать своему продукту конкурентное преимущество в его положении  на рынке. Достигается это за счет закрепления покупателя или же, говоря иначе, за счет монополизации части рынка. В принципе такая ситуация про­тиворечит рыночным отношениям, так как в ней покупатель лишен возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.

 

Стратегия создания конкурентных преимуществ

 

Существует три стратегии  создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия — это лидерство  в цене. При данной стратегии центром  внимания фирмы при разработке и  производстве продукта являются издержки. Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:

 

• рациональное ведение  дел на основе накопленного опыта;

 

• экономия на масштабе за счет снижения издержек на единицу продукции  при росте объема производства;

 

• экономия на разнообразии как результат снижения издержек за счет синергического эффекта, возникающего при производстве различных продуктов;

 

• оптимизация внутрифирменных  связей, способствующая снижению общефирменных  затрат;

 

• интеграция распределительных  сетей и систем поставки;

 

• оптимизация деятельности фирмы во времени;

 

• географическое размещение деятельности фирмы, позволяющее добиваться снижения издержек за счет использования  местных особенностей.

Информация о работе Конкурентоспособность