Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 102.12 Кб (Скачать)

 

Проводя в жизнь ценовую  стратегию создания конкурентных преимуществ  у продукта, фирма не должна забывать, что ее продукт в то же время  должен соответствовать определенному  уровню   дифференциации.   Только в этом случае ценовое лидерство  может принести существенный эффект. Если же качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных  продуктов, то для создания ценового конкурентного преимущества может  потребоваться столь сильное  снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для  фирмы. Тем не менее следует иметь  в виду, что стратегия лидерства  в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем  более не следует пытаться реализовывать  их одновременно.

 

Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. При данной стратегии  фирма старается придать продукту что-то отличительное, необычное, что  может нравиться покупателю и  за что покупатель готов платить. Стратегия дифференциации направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты. Чтобы добиться этого, фирме приходится выхо­дить за пределы функциональных свойств продукта.

 

Фирмы совсем не обязательно  используют дифференциацию для получения  надбавки к цене. Дифференциация может  способствовать расширению объема продаж за счет увеличения количества реализованных  продуктов либо же за счет стабилизации потребления вне зависимости  от колебаний спроса на рынке.

 

В случае реализации стратегии  создания конкурентных преимуществ  посредством дифференциации очень  важной является концентрация внимания на потребительские приоритеты и  интересы покупателя. Ранее говорилось, что стратегия дифференциации предполагает создание продукта по-своему уникального, отличного от продуктов конкурентов. Но важно помнить, что для появления  конкурентного преимущества необходимо, чтобы необычность продукта, его  новизна или уникальность имели  ценность для покупателя. Поэтому  стратегия дифференциации предполагает в качестве исходной точки изучение интересов потребителя. Для этого  необходимо:

 

• достаточно четко представить  не просто то, кто является покупателем, а то, кто принимает решение  по вопросам покупки;

 

• изучить потребительские  критерии, по которым делается выбор  при покупке товара (цена, функциональные свойства, гарантии, срок поставки и  т.п.);

 

• определить факторы, формирующие  представление покупателя о продукте (источники информации о свойствах  продукта, имидж и т.п.).

 

После этого, исходя из возможностей создания продукта соответствующей  степени дифференциации и соответствующей  цены (цена должна позволять покупателю приобрести дифференцированный продукт), фирма может приступить к разработке и производству этого продукта.

 

Третьей стратегией, которую  фирма может использовать для  создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае фирма создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное создание продукта связано с тем что  либо удовлетворяется какая-то необычная  потребность определенной группы людей (в этом случае продукт фирмы очень  специализирован), либо же создается  специфическая система доступа  к продукту (система продажи и  доставки продукта). Проводя стратегию  концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.

 

Как видно, все три стратегии  создания конкурентных преимуществ  имеют существенные отличительные  особенности, позволяющие сделать  вывод о том, что фирма должна для себя достаточно четко определять то, какую стратегию она собирается реализовывать, и ни в коем случае не смешивать эти стратегии. В  то же время следует отметить, что  есть определенная связь между этими  стратегиями, и это также должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.

 

1.2 Внешние и внутренние  факторы  конкурентоспособности  организации и товара

 

Внешние и внутренние факторы  конкурентоспособности

Под внешними факторами будем  понимать те факторы, на которые предприятие  – производитель продукции не может оказывать влияния. Внутренние факторы – это факторы, которые  могут изменяться под воздействием предприятия- изготовителя продукции.

 

К внешним факторам относятся:

  международные факторы  - количество международных выставок  новой продукции, количество «горячих  точек» в мире, где происходят  какие- либо военные конфликты;

  политические факторы  – стабильность демократических  преобразований в стране, количество  политических фракций в законодательной  власти;

  экономические факторы  – удельный вес конкурентоспособной  на внешнем рынке промышленной  продукции фирм страны, удельный  вес конкурентоспособной на внутреннем  рынке промышленной продукции  фирм страны, тенденции изменения  внешнеэкономических связей, среднегодовой  темп инфляции, структура распределения  доходов населения, уровень развития  финансовой системы страны;

   социально- демографические  факторы – структура населения  страны по возрасту, полу, составу  семьи, занятости, доходам и  т.д., продолжительность жизни, уровень  миграции населения;

 

правовые факторы –  наличие федеральных правовых актов  по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной  политике, сертификации товаров и  услуг и т.д.;

 

природно- климатические  факторы – оценка основных природных  ресурсов страны, характеристика климатических  зон страны, дефицитность отдельных  видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных  ресурсов;

 

научно- технические факторы  – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень  компьютеризации страны;

 

культурные факторы –  средний уровень образования  населения, обеспеченность населения  объектами культуры, отношение людей  к окружающему миру.

 

Рассмотренные внешние факторы  влияют на конкурентоспособность продукции  косвенно, так как предприятие  не может ими управлять.

 

Внутренние факторы делятся  на:

 

технологические факторы  – уровень технологической подготовки производства, качество разработки технологических  процессов;

 

производственные факторы - высокое качество производства , оптимальное  использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам  и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;

 

маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий  уровень послепродажного обслуживания, широкий ассортимент, привлекательная  упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;

 

управленческие факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней  среде и выводить товар на рынок  на стадии НИОКР, наличие управленческого  опыта;

 

экологические факторы –  соответствие требованиям экологической  безопасности;

 

информационные факторы  – уровень организации информационных потоков на предприятии- изготовителе;

 

факторы восприятия – степень  доверия потребителя к производителю  продукции.

 

Следует заметить, что конкурентоспособность  продукции существенно зависит  от конкурентоспособности предприятия- производителя. Запросы же потребителя  определяются как степенью соответствия конкретным потребностям, так и затратами  на их удовлетворение, включающими  в себя и цену купли- продажи товара, и всю совокупность затрат, связанных  с его использованием по назначению (цена потребления).

 

2.Анализ конкурентоспособности  организации

2.1 Место и роль ОАО  «Минский моторный завод» на  рынке дизельных двигателей в  Республике Беларусь

 

 

Дизельное двигателестроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, оказывающее значительное влияние  на состояние социально-экономических, экологических и научно-технических  сфер жизнедеятельности г. Минска и  Республики Беларусь в целом.

      ОАО «ММЗ»   уже на протяжении 40 лет является  единственным предприятием Республики  по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная  дизелями ММЗ хорошо известна  во многих странах мира. Неприхотливые  в эксплуатации, экономичные и   ремонтопригодные, имеющие упрощенный  доступ к агрегатам и узлам,  дизели ММЗ обладают достаточной  конкурентоспособностью на международном  рынке и являются лучшими дизелями  своего класса в СНГ.

      Минский  моторный завод является государственным  предприятием и входит в состав  производственного объединения  «Минский моторный завод», которое  находится в ведении Министерства  промышленности Республики Беларусь.

      Производственное  объединение включает:

      - ОАО «Минский  моторный завод»;

      - РУП «Борисовский  завод агрегатов»;

      - Филиал  УП «ММЗ» в г. Столбцы.

      Имеющиеся   производственные площади обеспечены  инженерными коммуникациями.

      Промышленная  площадка Минского моторного  завода размещена на площади  –321324 кв.м.  или на 32,13 га

      Производственные  площади под основное производство  составляют – 80176 кв.м. или 8 га

      Производственные  площади  вспомогательного производства  составляют – 27788 кв.м. или 2,78 га

      Складское  хозяйство - 22041 кв.м. или 2,2 га

      Виды деятельности  ОАО «ММЗ»:

      -производство  и сбыт  дизельных двигателей  и запасных частей к ним,  алюминиевого литья, комплектующих  изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;

      -выполнение  конструкторских и проектно-технологических  работ;

      -производство  и сбыт товаров народного потребления;

      -гарантийное  и послегарантийное обслуживание  реализованной потребителям продукции;

      -организация  фирменной торговли;

      -производство  сельскохозяйственной продукции;

      -оказание  платных услуг населению;

      -осуществление  коммерческо-посреднической деятельности;

      -осуществление  внешнеэкономической деятельности

      Основными  потребителями дизелей  ОАО  «ММЗ» являются:

      в Республике  Беларусь:

      - РУП "Минский  тракторный завод",

      - ПО "Гомсельмаш",

      - РУП "Минский  автомобильный завод",

      - АО «Амкодор-Ударник»

      в Российской  Федерации:

      - АМО "Завод  имени Лихачева" г. Москва,

      - ОАО «Горьковcкий  автомобильный завод» г. Нижний  Новгород

      - ОАО «Павловский  автобус» г. Павлово

      - ОАО "Онежский  тракторный завод " г. Петрозаводск,

      - ОАО "Липецкий  тракторный завод " г. Липецк,

      в Республике  Украина:

      Южный машиностроительный  завод  г. Днепропетровск.

      В настоящее  время ОАО «ММЗ» выпускает  4 модели 4-х и 6-и цилиндровых  дизельных двигателей 44 модификаций  мощностью от 60 до 250 л.с. Продукция  предприятия представлена в Таблице  1 (приложение 1).

      За последнее  время предприятием освоено производство  дизелей:

      - Д- 260.1-28 мощностью  155 л.с. для трактора МТЗ-1522 РУП  «МТЗ» г. Минск; Д-260.7-40 мощностью  250 л.с. для энергетических средств  УЭС-250 ПО «Гомсельмаш» г. Гомель;

      - Д-260.5 мощностью  230 л.с. для автобуса МАЗ-103/104 РУП  «МАЗ» г. Минск, а также закончена  подготовка производства автомобильных  и автобусных дизельных двигателей  сертифицированных на соответствие  требованиям ЕВРО-1(Д-245.12С, Д-245.9С,  Д-260.5С, Д-265С). Их выпуск осуществляется  мелкими партиями.

      Кроме того, проведены НИОКР, изготовлены  опытные образцы дизельных двигателей  для автомобильных и автобусных  модификаций Д-245.7Е2, Д-245.9Е2, Д-245.11Е2, Д-245.30Е2, Д-260.11Е2, Д-260.12Е2, Д-260.13Е2, Д-265Е2  проведены сертификационные испытания  на соответствие требованиям  ЕВРО-2 и получены сертификаты  Е8 (UVMV, Чехия), Е22 (Российская Федерация), Е28 (Республика Беларусь).

      Управление  качеством на ОАО "ММЗ"  осуществляется в соответствии  с учетом требований СТБ ИСО  9001:1996; BY/ 11205.0.0.0038 от 10.01.2000г. В связи   с этим на ОАО "ММЗ"  были переработаны 52 и разработаны  12 новых стандартов предприятия  по системе качества.

           В 2009-2010г.г. сервисное обслуживание  продукции у потребителей в  РБ осуществляется 30-ю центрами  технического обслуживания.

           В 2011г. на предприятии будут  сформированы дополнительные сервисные  центры по обслуживанию дизелей  на местах и сервисные мобильные  группы на заводе по экстренному  решению возникших технических  проблем у потребителя.

      2009-2010г.г.  проводиться ежегодное обследование  технического состояния, анализ  работы всех сервисных центров.

 В целях расширения  дилерской сети и совершенствования  сервисного обслуживания в Российской  Федерации на заводе планируется:

      - в 2011г. - заключить договоры на сервисное  обслуживание дизелей силами  сервисной сети предприятий изготавливающих  конечную продукцию (автобусы, комбайны, тракторы, дорожно-строительную технику  и др.) (8-10 предприятий);

Информация о работе Конкурентоспособность