Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.
Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………
Проводя в жизнь ценовую стратегию создания конкурентных преимуществ у продукта, фирма не должна забывать, что ее продукт в то же время должен соответствовать определенному уровню дифференциации. Только в этом случае ценовое лидерство может принести существенный эффект. Если же качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продуктов, то для создания ценового конкурентного преимущества может потребоваться столь сильное снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для фирмы. Тем не менее следует иметь в виду, что стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем более не следует пытаться реализовывать их одновременно.
Дифференциация является
второй стратегией создания конкурентных
преимуществ. При данной стратегии
фирма старается придать
Фирмы совсем не обязательно используют дифференциацию для получения надбавки к цене. Дифференциация может способствовать расширению объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов либо же за счет стабилизации потребления вне зависимости от колебаний спроса на рынке.
В случае реализации стратегии создания конкурентных преимуществ посредством дифференциации очень важной является концентрация внимания на потребительские приоритеты и интересы покупателя. Ранее говорилось, что стратегия дифференциации предполагает создание продукта по-своему уникального, отличного от продуктов конкурентов. Но важно помнить, что для появления конкурентного преимущества необходимо, чтобы необычность продукта, его новизна или уникальность имели ценность для покупателя. Поэтому стратегия дифференциации предполагает в качестве исходной точки изучение интересов потребителя. Для этого необходимо:
• достаточно четко представить не просто то, кто является покупателем, а то, кто принимает решение по вопросам покупки;
• изучить потребительские критерии, по которым делается выбор при покупке товара (цена, функциональные свойства, гарантии, срок поставки и т.п.);
• определить факторы, формирующие представление покупателя о продукте (источники информации о свойствах продукта, имидж и т.п.).
После этого, исходя из возможностей создания продукта соответствующей степени дифференциации и соответствующей цены (цена должна позволять покупателю приобрести дифференцированный продукт), фирма может приступить к разработке и производству этого продукта.
Третьей стратегией, которую фирма может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае фирма создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное создание продукта связано с тем что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт фирмы очень специализирован), либо же создается специфическая система доступа к продукту (система продажи и доставки продукта). Проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.
Как видно, все три стратегии создания конкурентных преимуществ имеют существенные отличительные особенности, позволяющие сделать вывод о том, что фирма должна для себя достаточно четко определять то, какую стратегию она собирается реализовывать, и ни в коем случае не смешивать эти стратегии. В то же время следует отметить, что есть определенная связь между этими стратегиями, и это также должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.
1.2 Внешние и внутренние
факторы
Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности
Под внешними факторами будем понимать те факторы, на которые предприятие – производитель продукции не может оказывать влияния. Внутренние факторы – это факторы, которые могут изменяться под воздействием предприятия- изготовителя продукции.
К внешним факторам относятся:
международные факторы
- количество международных
политические факторы
– стабильность
экономические факторы
– удельный вес
социально- демографические
факторы – структура населения
страны по возрасту, полу, составу
семьи, занятости, доходам и
т.д., продолжительность жизни,
правовые факторы – наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;
природно- климатические
факторы – оценка основных природных
ресурсов страны, характеристика климатических
зон страны, дефицитность отдельных
видов природных ресурсов по регионам
страны, степень использования
научно- технические факторы – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;
культурные факторы – средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, отношение людей к окружающему миру.
Рассмотренные внешние факторы
влияют на конкурентоспособность
Внутренние факторы делятся на:
технологические факторы
– уровень технологической
производственные факторы
- высокое качество производства , оптимальное
использование производственных мощностей,
доступ к необходимым поставщикам
и высококвалифицированным
маркетинговые факторы - хорошо
подготовленный торговый персонал, высокий
уровень послепродажного
управленческие факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней среде и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого опыта;
экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;
информационные факторы
– уровень организации
факторы восприятия – степень
доверия потребителя к
Следует заметить, что конкурентоспособность
продукции существенно зависит
от конкурентоспособности
2.Анализ
2.1 Место и роль ОАО «Минский моторный завод» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь
Дизельное двигателестроение
- одна из ведущих отраслей машиностроения,
оказывающее значительное влияние
на состояние социально-
ОАО «ММЗ»
уже на протяжении 40 лет является
единственным предприятием
Минский
моторный завод является
Производственное объединение включает:
- ОАО «Минский моторный завод»;
- РУП «Борисовский завод агрегатов»;
- Филиал УП «ММЗ» в г. Столбцы.
Имеющиеся
производственные площади
Промышленная площадка Минского моторного завода размещена на площади –321324 кв.м. или на 32,13 га
Производственные
площади под основное
Производственные
площади вспомогательного
Складское хозяйство - 22041 кв.м. или 2,2 га
Виды деятельности ОАО «ММЗ»:
-производство
и сбыт дизельных двигателей
и запасных частей к ним,
алюминиевого литья,
-выполнение
конструкторских и проектно-
-производство
и сбыт товаров народного
-гарантийное
и послегарантийное
-организация фирменной торговли;
-производство
сельскохозяйственной
-оказание платных услуг населению;
-осуществление
коммерческо-посреднической
-осуществление
внешнеэкономической
Основными потребителями дизелей ОАО «ММЗ» являются:
в Республике Беларусь:
- РУП "Минский тракторный завод",
- ПО "Гомсельмаш",
- РУП "Минский автомобильный завод",
- АО «Амкодор-Ударник»
в Российской Федерации:
- АМО "Завод имени Лихачева" г. Москва,
- ОАО «Горьковcкий
автомобильный завод» г.
- ОАО «Павловский автобус» г. Павлово
- ОАО "Онежский тракторный завод " г. Петрозаводск,
- ОАО "Липецкий тракторный завод " г. Липецк,
в Республике Украина:
Южный машиностроительный завод г. Днепропетровск.
В настоящее
время ОАО «ММЗ» выпускает
4 модели 4-х и 6-и цилиндровых
дизельных двигателей 44 модификаций
мощностью от 60 до 250 л.с. Продукция
предприятия представлена в
За последнее
время предприятием освоено
- Д- 260.1-28 мощностью
155 л.с. для трактора МТЗ-1522 РУП
«МТЗ» г. Минск; Д-260.7-40 мощностью
250 л.с. для энергетических
- Д-260.5 мощностью
230 л.с. для автобуса МАЗ-103/104 РУП
«МАЗ» г. Минск, а также
Кроме того,
проведены НИОКР, изготовлены
опытные образцы дизельных
Управление качеством на ОАО "ММЗ" осуществляется в соответствии с учетом требований СТБ ИСО 9001:1996; BY/ 11205.0.0.0038 от 10.01.2000г. В связи с этим на ОАО "ММЗ" были переработаны 52 и разработаны 12 новых стандартов предприятия по системе качества.
В 2009-2010г.г. сервисное
В 2011г. на предприятии будут
сформированы дополнительные
2009-2010г.г.
проводиться ежегодное
В целях расширения
дилерской сети и
- в 2011г.
- заключить договоры на