Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 102.12 Кб (Скачать)

      - в 2011г. - заключить договоры на сервисное  обслуживание дизелей с дилерами  ОАО "ММЗ".

      Для повышения  технического уровня, надежности  и конкурентоспособности выпускаемых  дизелей на ОАО "ММЗ" разработана  программа "Качество" на 2010-2011г.г., где прогнозируются следующие  потребительские характеристики  дизелей (таблица 1 приложение 3).

       Приведем  прогнозируемые показатели качества  и потребительские характеристики  дизелей в таблице 2.1, согласно  Бизнес-плана ОАО «ММЗ» на 2011г.

 

 

 

 

Таблица 2.1 Показатели качества и потребительские характеристики дизелей

Показатели качества

Годы

2009

2010

2011

1. Процент рекламации  на дизели к количеству реализованных  дизелей  

     

Д-243/245                   

0,8

0,6

0,5

4.239Д 

11,5

7

3

Затраты на ремонт дизелей, вышедших из строя в гарантийный  период эксплуатации (% к себестоимости  валовой продукции)

0,11

0,1

0,09

4.Уровень дефектности  дизелей, выявленной на предприятиях  потребителях  (% к количеству  поставленных дизелей)

     

РУП "МТЗ"                   

3,7

3,6

3,3

АМО "ЗИЛ"                   

10

7,5

5

РУП "МАЗ"                   

10

7,5

5


 

Примечание. Литературный источник: Бизнес-план ОАО «ММЗ» на 2010год

      Согласно  таблице, затраты на ремонт  дизелей, вышедших из строя   в гарантийный период эксплуатации, планируется снизить к 2011 году  на 0,02%. Уровень дефектности дизелей,  выявленной на предприятиях потребителях  планируется к 2011 году снизить  в среднем на 5%.

      Для изготовления  и сборки наиболее массовых  моделей дизелей применяется  специальное высокопроизводительное  оборудование, обеспечивающее необходимое  качество продукции при низкой  трудоемкости и энергоемкости.  Так, для изготовления и сборки  наиболее ответственных и трудоемких  деталей и узлов используются 60 автоматических линий, состоящих  из 368 станков

      Обеспечение  сырьем, материалами и комплектующими, в основном, остается в соответствии  со сложившимися экономическими  и производственными связями.

      Таким образом,  тенденция развития дизельного  двигателестроения определяется  динамикой спроса на тракторы  и комбайны, автомобили и автобусы, дорожную и строительную технику.

 

 

2.2. Анализ рынка дизельных  двигателей

   В советские времена  практиковалось четкое профильное  разделение крупнейших моторных  заводов: Ярославль в частности  специализировался на V- образных 6-цилиндровых  двигателях, Минск на рядных 4-х  цилиндровых дизелях. ЯМЗ был  центром автомобильного дизелестроения, а ММЗ создавался под потребности  сельскохозяйственного, прежде всего,  автотракторного машиностроения.

      Основными  конкурентами в мире моторов  для ММЗ является: Ярославский  моторный завод (Россия), «Урсус»  (Польша), «Дойц» (Германия), «Цетер»  (Чехия), «Джон Дир» (США), «Перкинс»  (Англия). Однако, все западные моторостроители  пока еще не в состоянии  конкурировать с отечественными  по цене. Белорусские моторы в  данной номинации являются самыми  дешевыми.

            Сегодня дизельные двигатели  ММЗ не в полной мере соответствуют  современному уровню требований  по экологической безопасности. Достижение уровня “нулевого  выброса” – это четко обозначенное  направление международного нормирования, уже нашедшее прямое отражение  в ряде национальных и международных  документах.     Перед белорусскими  моторостроителями стоит задача  наладить производство таким  образом, чтобы получить сертификацию  дизелям тракторных модификаций  на соответствие Национальным  и Европейским стандартам по  экологии (по национальным стандартам  подготовка производства завершена,    по Европейским - в стадии завершения). Не имея соответствующего Евро-стандарта  двигатели на рынках Европы  не продаются. Соответственно  основными покупателями моторов  ММЗ являются страны СНГ   и Беларусь.

      Доля сбыта  продукции в Республике Беларусь  в 2008-2010г.г. составила 59%; в России  – 32%; Дальнее Зарубежье – 5%;  страны СНГ – 4%. Из чего следует  вывод, что основными потребителями  продукции УП «ММЗ» являются  Республика Беларусь и Россия. Необходимо проводить маркетинговую  политику по завоеванию рынка  сбыта в странах СНГ и Дальнего  Зарубежья.

      Анализ  рынков сбыта за последние  годы показывает, что  основными  его сегментами по потреблению  дизельных двигателей является  Минский тракторный завод, доля  потребления которого в 2010 году  составила 43,86% .

      Вторым  по значимости потребителем 2010 года  является Московский завод АМО  «ЗИЛ», его доля составила 10,7%.

      Доля ПО  «Гомсельмаш»  и  ОАО «МАЗ»  соответственно составила 0,13% и  1,47%

      От 1% до 3% получили  в 2010 году  продукцию производители  строительной и дорожной техники,  в том числе РУП "Амкодор-Ударник" 1,76 %.

       План  производства на предприятии  составляется в соответствии  с заказами потребителей, «портфель»  заказов формирует отдел маркетинга.

      В условиях  рынка и сложившихся условиях  хозяйствования ОАО «ММЗ» заинтересован  в освоении новых рынков сбыта  своей продукции, в продвижении  на эти рынки услуг и продукции  для максимального увеличения  товарного и финансового оборота,  скорейшего построения продуктивной  и производственной системы комплексного  обслуживания клиентов.

      Для обеспечения  решения этих целей и задач,  стоящих перед предприятием, продолжает  формироваться дилерская сеть, будет   реализовывать продукцию ОАО  "ММЗ" только за деньги, которая  увеличит конкурентоспособность  дизельных двигателей.

      Минский  моторный завод предполагает  в ближайшие годы расширить  и частично вернуть утраченные  рынки сбыта Канады, Австралии,  Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, увеличить  выпуск дизелей, а соответственно  выручку и прибыль, что улучшит  финансово-экономическое положение  завода.

       В таблице  2.2. приведены объемы реализации  продукции  Минского моторного  завода по годам в страны  дальнего зарубежья, включая Прибалтику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2. Страны потребители  дальнего зарубежья (тыс.долл.США)

 

Страны-потребители

2008г.

2009г.

2010г.

1

2

3

4

Куба  

770,3

346,6

170,1

Греция 

х

х

29,6

Венгрия  

х

х

58,6

Латвия, Литва, Эстония

988,2

1042,9

415,6

Вьетнам     

388,1

4,8

354,6

Египет 

36,8

75,4

37

Пакистан   

х

64,8

31,6

Афганистан  

х

х

108,1

Германия  

х

х

199,2

Югославия

803,1

х

1895,2

Прочие потребители

449,6

1970

116,3

Итого:

3436,1

3504,5

3415,9


 

 

Примечание. Собственная  разработка.

Основными потребителями  продукции Минского моторного завода  в 2008-2009 годах являлись страны Прибалтики: Литва, Латвия Эстония. В 2010 году потребление  продукции этими странами снизилось. В 2010 году увеличился объем экспорта продукции в Югославию, Вьетнам. Прогноз экспорта +5 % ежегодно, импорта -3 % ежегодно по сравнению с 2010г.

    С 1998 года страны – потребители дальнего зарубежья в очередной раз ужесточили свои требования к приобретаемым ими дизелям по  экологическим показателям, снижению расхода масла на угар, дымности и уровню звука.

      Двигатели  Минского моторного завода пользуются  спросом, но существующая проблема  пополнения оборотных средств  и низкая платежеспособность  внутренних потребителей является  причиной неполной загрузки производственных  мощностей и в некоторых случаях  невостребованной продукции, т.е.  отказа потребителей от изготовленных  двигателей.

      Основные  факторы, влияющие на конкурентоспособность  дизельных двигателей:

        - цена, которая зависит в первую очередь  от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы,  налоги и инфляционные процессы  в стране, а также высокая доля  бартерных сделок и взаимозачетов  (69,6% в 2008 году), которые ведут к  повышению себестоимости и «вымыванию»  оборотных средств;

         - качество, т.е. модернизация  внедренных  и создание новых  конкурентоспособных  модификаций дизелей современного  технического уровня и отвечающих  мировым стандартам и уровню  экологической безопасности;

         - сокращение времени на гарантийное  и послегарантийное обслуживание  дизелей вышедших из строя;

         - применение дизелей, в качестве  стационарных насосных и генераторных  установок, а также силовых  агрегатов для переоборудования  автомобилей;

      Тактика  по реализации продукции  продолжается  определяться  прямыми  договорами  с заводами изготовителями  тракторов,  комбайнов, автомобилей, автобусов  и другими потребителями.

      Также максимально  учитываются требования  потребителей, поэтому особое значение приобретают  такие факторы как: качество, цена, престиж производителя, гарантийное  и послегарантийное обслуживание, бесперебойное снабжение запасными  частями.

      Продвижение  продукции на новые рынки   начинается путем предварительного  оформления протоколов о намерениях, оформления предконтрактных документов  заводами-потребителями продукции.

      По данным  маркетинговых исследований специалистов  ОАО «ММЗ» общая потребность  в дизелях ММЗ в 2011 году находится  на уровне 57814 шт., в 2012г. – 57500 шт., в 2013г. – 58000шт.

      Прогнозировать  последовательный рост экспорта  на период 20011-2012 г. позволяют ряд  организационных мер, предпринимаемых  заводом в области внешней  торговли.

      В настоящее  время завод решает одну из  важнейших задач - восстановление  собственного монопольного положения  на внешних рынках в отношении  своей продукции. Уже сделаны  первые шаги. В 2008 г. самый массовый  двигатель Д-243 был выведен из  бартерных расчетов в снабженческих  операциях. В конце года параллельные  поставки этих двигателей на  зарубежные рынки в основном  были прекращены.

      Следующим  шагом будет окончательная доработка  технической документации и освоение  поставок на зарубежные рынки  двигателей стационарного и ремонтного  назначения. Эта тематика является  актуальной для стран ближнего  Востока и Юго-Восточной Азии.

      Будут продолжены  работы по расширению применяемости  выпускаемых двигателей на тракторах,  комбайнах, автопогрузчиках, автомобилях,  выпускаемых предприятиями стран  СНГ, в первую очередь Украиной  и Узбекистаном.

      В свою  очередь завод намерен сокращать  импорт комплектующих изделий  путем создания импортозамещающих  собственных производств. Высвобождающиеся  при этом валютные ресурсы  планируется направить на финансирование  инвестиционных проектов.

      Что касается  рынка стран ближнего и дальнего  зарубежья, то основным фактором, влияющим на конъюнктуру рынка,  являются ценовой фактор на  продукцию Минского моторного  завода, который в свою очередь  зависит от высоких цен на  энергоносители, комплектующие, сырье  и материалы, налоги и т.д.

      Для освоения  рынка новых потребителей Минский  моторный завод концентрирует  свои усилия на дальнейшем  снижении себестоимости изготовления  дизелей за счет отказа от  бартерных операций и перехода  на исключительно денежную систему  взаиморасчетов, уделяя при этом  особое внимание на качество  изготовления дизелей, четкую  ценовую политику, и исполнение  договорных обязательств по изготовлению  востребованных рынком дизелей.

      В 2011 –  2012 г.г.  предприятием предусматривается  внедрение ряда технических и  финансово-экономических мероприятий  позволяющих актуализировать цены  на выпускаемые дизельные двигатели.

Информация о работе Конкурентоспособность