Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 102.12 Кб (Скачать)

      Ключевым  моментом в завоевании позиций  на рынке относительно многочисленных  конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров,  подготовка и организация производства  новых видов продукции. В современном  мире создание и производство  новых товаров имеют решающее  значение для процветания предприятия.  Согласно статистическим данным  после освоения новой продукции,  которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно  вдвое выше, чем у конкурентов.  Выпуская новую продукцию и  расширяя ассортимент предлагаемых  товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который может в любое время  с учетом непредсказуемых изменений  рынка привести к банкротству.  Известно, что значительное количество  новых товаров, выведенных на  рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся  на них надежд изготовителей.  Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно  на данный товар, технические  и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная  цена, непредвиденные ответные действия  конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок,  нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно  была спрогнозирована конкурентная  политика.

      В основе  концепции создания нового товара  сегодня лежит не столько соблюдение  традиционных стремлений к достижению  новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление  создать “товар рыночной новизны”  с высоким уровнем конкурентоспособности  относительно других аналогичных  товаров.

      При выборе  путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень  своевременным решение не о  запуске нового, не о снятии  с производства морально устаревшего,  а о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых  требований покупателей для получения  большей прибыли.

      Бесспорным  является и развитие такого  направления повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание  комплекса услуг, связанных со  сбытом и использованием машин,  оборудования и другой промышленной  продукции и обеспечивающих их  постоянную готовность к высокоэффективной  эксплуатации, то есть сервисное  или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис  является решающим фактором повышения  конкурентоспособности товара, так  как цены на запасные части  в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены  на комплектующие, используемые  в производстве.

      В отдельных  отраслях промышленности существует  практика, в соответствии с которой  фирма-производитель гарантирует  поставку запасных частей к  продаваемым изделиям в течение  определенного более или менее  длительного периода (нередко  10— 12 лет, а в Германии например  автостроители законодательно обязаны  обеспечить наличие запчастей  в течении 10 лет) после снятия  их с производства, что весьма  привлекательно для пользователей.  При этом очень важным является  то, что работники службы сервиса,  ежедневно соприкасающиеся с  установленным оборудованием, служат  источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня  конкурентоспособности имеющихся  и новых изделий.

      В решении  задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения  новых рынков сбыта. В связи  с этим на любом предприятии  очень важны аналитико-поисковые  усилия в этой области. Новые  рынки сбыта решающим образом  могут изменить конкурентоспособность  товара и рентабельность сбытовой  деятельности. Понятно, что внедряя  товар на новый рынок, можно  продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе  могут способствовать успешной  реализации одного и того же  товара в различных точках  планеты. А увеличение объема  продаж на новых рынках позволит  снизить издержки производства  на единицу продукции, прежде  всего за счет использования  дешевой рабочей силы, достаточно  низких уровней налогов и таможенных  пошлин и ряда других факторов  на новых рынках сбыта. В  связи с этим очень важно  для дальнейшего развития конкурентоспособности  товара (прежде чем перейти к  новому, его модификации, снятию  с производства) попытаться выйти  с ним на новый рынок сбыта,  если  на внутреннем его конкурентоспособность  резко упала. Но при этом  надо точно знать степень обеспеченности  новых рынков высококвалифицированными  работниками ремонтных и обслуживающих  организаций, так как в противном  случае покупатели могут потребовать  повышения надежности и упрощения  конструкции реализуемой продукции.

      В результате  оценки конкурентоспособности продукции  могут быть приняты следующие  пути повышения конкурентоспособности:

      - изменение  состава, структуры применяемых  материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции  продукции;

      - изменение  порядка проектирования продукции;

      - изменение  технологии изготовления продукции;  методов испытаний, системы   контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки  и  монтажа;

      - изменение  цен на продукцию, цен на  услуги, по обслуживанию и ремонту,  и  цен на запасные части;

      - изменение  порядка реализации продукции  на рынке;

      - изменение  структуры и размера инвестиции  в разработку, производство и   сбыт продукции;

      - изменение  структуры и объемов кооперационных  поставок при производстве  продукции  и цен на комплектующие изделия  и состава выбранных поставщиков;

      - изменение  системы стимулирования поставщиков;

      - изменение  структуры импорта и видов  импортируемой продукции.

      Стратегия  повышения качества товара является  важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества  товара, уступающие аналогичным  показателям товаров конкурентов.

      Напомним, что в странах ЕврАзЭС особое  значение имеет экологическая  группа факторов, в том числе  с точки зрения их влияния  на конкурентоспособность предприятий.  Во всех странах мира доминантным  становится экологический тип  производства, предполагающий комплексное  использование ресурсов, внедрение  малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние  охраны труда и окружающей  среды.

      Можно отметить  основную возможность, открывающуюся  на экологическом рынке – это  улучшение существующей продукции  путем ее адаптации к новым  экологическим требованиям. Многие  действующие компании расширяют  свой бизнес, приспосабливая уже  выпускаемую продукцию или методы  производства к новым потребностям  рынка.

      Примером  удачной реализации подобной  стратегии может служить популярный  в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально  такая маркировка действительно  ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых  условиях, без применения генетически  измененного корма и искусственных  кормовых добавок. Затем под  этим брендом стали выпускаться  и другие продукты питания.  Параллельно шла активная раскрутка  нового бренда. Потребителям внушали,  что, используя продукцию с  маркировкой "Happy Chicken", заботятся  о своем здоровье и здоровье  своих близких. На сегодняшний  день популярность этого бренда  в Германии столь велика, что  даже несмотря на в полтора-два  раза более высокую цену (по  сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким  спросом.

      В конечном  результате необходимо нацелить  предприятия, во-первых, на постоянное  внедрение в производство новых,  более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех  видов затрат на производство  продукции; в-третьих, на повышение  качественных и потребительских  характеристик при снижении цен  на выпускаемые изделия, что  и должно в итоге создать  условия для победы в конкурентной  борьбе.

 

3.2 Основные направления  повышения конкурентоспособности  продукции ОАО «ММЗ»

 

На основании приведенного выше расчета оценки конкурентоспособности  продукции можно отметить, что  дизельный двигатель Д240 «Минского  моторного завода» является конкурентоспособным  на рынке Республики Беларусь. Двигатель  Д240  является конкурентоспособным  по цене, по удельной мощности, по массе  двигателя и соответственно доступности  к его составляющим входе ремонтных  работ. На белорусском рынке ОАО  «ММЗ» является монополистом, его  основные потребители в основном находятся в Минске:

      - РУП «Минский  тракторный завод» (до 75% всех потребляемых  двигателей серии Д240);

      - АО «Амкодор-Ударник»;

      - РУП «Минский  автомобильный завод».

      Близость  потребителя уменьшает цену на  двигатели, тем самым ставит  «ММЗ» в конкурентоспособное  положение.

      Исходя  из полученных данных, можно рекомендовать  отделу маркетинга  «ММЗ»  в  его рекламной деятельности отталкиваться  от наиболее выигрышных позиций  серийного двигателя Д240.

      Параллельно  с отделом главного конструктора  рассмотреть возможность увеличения  ресурса до первого капитального  ремонта, снижение эксплуатационных  издержек, а именно затраты на  замену масляного, воздушного  и топливного фильтров, которые  предприятие закупает в ближнем  и  дальнем зарубежье.

      В программу  «Качество» предприятию необходимо  включить пункт контроля качества  комплектующих изделий еще до  их поставки на предприятие.  В настоящее время в Республике  Беларусь осваивается производство  некоторых из них (гидронасосы,  турбо- и пневмо- компрессоры,  генераторы, стартеры, топливные и  масляные фильтры), активное участи  в виде финансирования инвестиционных  проектов позволит предприятию  в итоге снизить отпускную цену на свою продукцию, что соответственно ведет к повышению конкурентоспособности продукции.

      Для освоения  новых рынков сбыта своей продукции,  и в продвижении на эти рынки  услуг и продукции для максимального  увеличения товарного и финансового  оборота, скорейшего построения  продуктивной и производственной  системы комплексного обслуживания  своих потребителей, предприятию  необходимо формировать дилерскую  сеть. Созданная предприятием развитая  сеть сервисного обслуживания  позволяет  предприятию  мобильного  оказывать гарантийное и постгарантийное  обслуживание потребителей белорусского  региона. Предгарантийное обслуживание  предприятие не оказывает даже  на территории республики. А это  еще одна возможность выпускать  качественную и конкурентоспособную   продукцию.

      Ситуация  на рынке моторов сейчас складывается  таким образом, что выброс вредных  веществ в окружающую среду  техническими средствами должен  быть близок к «нулевому» уровню  выброса. Это четко обозначенное  направление нашедшее прямое  отражение в ряде национальных  и международных документов, в  том числе и в Белоруссии (Правила  ЕЭК ООН №96-01 Директива 97/68/ЕС, Директива 2000/25/ЕС ГОСТ Р41.96-99  - для тракторных модификаций  дизельных двигателей).

      На основании  проведенного выше исследования  необходимо отметить, что основной  стратегической задачей для «ММЗ»  является разработка конструкций  и создание мощностей по производству  дизельных двигателей, отвечающих  современным требованиям  по  экономичности, экологии, надежности, ресурсу, удовлетворяющих потребительский  рынок.    Соответствие международным  нормам и результаты сертификационных  испытаний двигателей по выбросам  вредных веществ - приведены в  таблице 3.1.

      Согласно  ниже представленной таблицы  3.1 можно сделать вывод о том,  что «ММЗ» для достижения уровня  соответствия требованиям стандартов  по экологическим показателям,  применяемых в Европе для «зеленых»  двигателей, предстоит работа по  усовершенствованию поршневой группы  двигателей по параметрам:

            - РМ           с  0,49  до  0,2;

           -  СН           с 6,78  до  6,0;

           -  NНСН+    с 1,17  до  1,0.

           Удельный вес достигаемого уровня  вредных веществ  в показателе  нормирования требований  соответственно  составит:

           -  РМ          0.4   (40%)

           - СН          0.88  (88%)

           - NНСН+    0.85  (85%)

       Таблица  3.1 Оценка соответствия тракторных  модификаций дизелей ОАО «ММЗ»  стандартам по выбросам вредных  веществ.

 

Нормирование в странах  СНГ

Нормирование в Западной Европе

Вредные вещества

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

Правила 

Правила 

х

17.2.2.05-86

17.2.2.05

H41.96-99

ЕЭКООН 

ЕЭКООН

х

1990-1998гг.

1999-2002гг.

(Правила ЕЭКООН №96)

№96 с 1995            

№96-01

х

х

х

х

Директива 97/68/ЕЕС (1ступень)

Директива 97/68/ЕЕС (2ступень)

Норма РМ

х

х

0,54

0,5

0,2

Nох 

22,0

18,0

х

х

х

СН 

3,5

3,0

9,2

9,2

6,0

NМСН+

х

х

1,3

1,3

1,0

СО 

10,0

10,0

5,0

5,0

3,5

Результат РМ                  

х

х

0,49

0,49

Ввод планируется

Nох  

14,92

12,31

х

х

СН                  

1,94

1,39

6,78

6,78

NМСН+               

х

х

1,17

1,17

СО 

5,67

5,63

2,87

2,78

Информация о работе Конкурентоспособность