Конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….4
1 Экономическая сущность и факторы конкурентоспособности организации………………..5
1.1 Понятие конкуренции ,конкурентных преимуществ………………………………………..5
1.2 Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации и товара………..8
2 Анализ конкурентоспособности организации…………………………………………………10
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………10
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………………………………12
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия………………………………………….15
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции и организации…………….18
3.1 Снижение затрат на производство продукции……………………………………………...18
3.2 Повышение качества продукции…………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………………………………28
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Тема курсовой.docx

— 102.12 Кб (Скачать)

      Таким образом,  рынками  сбыта своей продукции   ОАО «ММЗ» является Республика  Беларусь, Россия и страны СНГ.  На белорусском рынке предприятие  является монополистом. Несмотря  на свое выгодное монопольное   положение предприятие имеет  не высокую цену на свою  продукцию.

 

 

2.3 Расчет оценки конкурентоспособности  дизельных двигателей ОАО «Минский  моторный завод»

 

 

         Целью данного расчета является, определить соответствует ли  конкретный товар конкурентоспособностью  в сравнении с другим однородным  товаром, представленном на рынке.

      Основные  этапы оценки уровня конкурентоспособности:

      - анализ  рынка с целью выбора образца  наиболее конкурентоспособного  товара и сравнение товара  с выбранным образцом;

      - определение  параметров обоих товаров (своего  и образца) и их сравнение;

      - расчет  обобщенного показателя полезного  эффекта базового и экспериментального  товара (Поб, Пи);

      - расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  как отношение полезного эффекта  качества (П) к цене потребления  (С), т.е. затратами на его приобретение  и использование для базового  и экспериментального товара.

           Для выполнения поставленной  задачи мы остановились на  серийном  двигателе Д-240, это самый  массовый по выпуску двигатель,  предназначенный для тракторов  МТЗ-80/82, Т-70 и их модификаций. Трактора  Минского тракторного завода  именно с этими двигателями  давно известны потребителями  и  востребованы на рынке,  именно этот товар для Минского  тракторного и соответственно  Моторного завода является стратегическим. В качестве объекта оценки  конкурентоспособности были взяты:  за экспериментальный  образец-  двигатель Д-240 , в качестве базовых   образцов: дизельный двигатель марки  Д-65  Ярославского  моторного завода      (Россия) и дизельный двигатель  марки  4.239Д компании «Джон  Дир» (США). Это двигатели семейства  4-цилиндровых дизелей без турбонаддува (тракторной модификации).

      Для оценки  и сравнения конкурентоспособности  был определен набор параметров  для оценки экспериментального  и базовых образцов. Одна часть  параметров характеризует потребительские  свойства продукции, а другая  часть- экономические свойств.

      Потребительские  свойства являются особо важными  для оценки уровня конкурентоспособности.  Коэффициенты значимости уровня  конкурентоспособности определяла  группа экспертов, которая состояла  из 5 специалистов: 2 экономистов, 2 конструкторов, 1 бухгалтера. Экспертам задавался  вопрос: «Как Вы считаете, какова  предпочтительность каждого из  параметров перед другими?»

      В качестве  параметров рассматривались следующие  потребительские свойства товаров:  (приложение 4).

Таблица 2.3.1. Расчет коэффициентов  весомости

Наименование показателей  свойств

Оценка экспертов (баллы)

Коэффициент значимости (весомости)

 

1

2

3

4

5

 

1.Эксплуатационная мощность

2

1

2

2

3

0,131

2.Удельный расход топлива

3

4

3

3

2

0,177

3.Общий расход масла  с учетом замены в % от расхода  топлива

4

5

5

4

4

0,021

4.Масса дизеля сухого  в комплектации                   

9

9

8

9

8

0,121

5.Оценочный удельный выброс  углеводородов              

8

8

9

8

9

0,083

6.Дымность отработавших  газов

7

7

7

7

7

0,08

7.Средний уровень звука

12

12

12

12

12

0,105

8.Уровень виброскорости   в вертикальном направлении

11

11

11

11

10

0,054

9.Уровень виброскорости  в горизонтальном направлении

10

10

10

10

11

0,058

10.Ресурс до первого  капитального ремонта

5

3

4

5

5

0,091

11.Удельная суммарная  трудоемкость технического

6

6

6

6

6

0,074

12.Цена (с НДС и ввозной  пошлиной 20%)                  

1

2

1

1

1

0,065


 

 

Экспериментальные данные расчета  уровня конкурентоспособности представлены в таблице (приложение 5).

     Для определения комплексного группового показателя качества принимаем Пбi1- за дизель 4.239Д,  Пбi2 – за дизель Д65, а Пi – за дизель Д240.

 Для определения цены  потребления (С) определяем минимальные  эксплуатационные затраты.

Таб. 2.3.6 Определение минимальных  эксплуатационных затрат оцениваемых  образцов

Затраты

Дизель 

Дизель 

Дизель 

 

Д 240

4.239Д           

Д 65

Расход топлива за 1 час  работы , л                          

12,45

11,63

11,35

Стоимость топлива  за 1 час  работы двигателя цена 1л- 0,35$),$

4,36

4,07

3,93

Расход масла с учетом замены от расхода топлива, л

0,25

0,13

0,3

Стоимость замены масла, $

0,25

0,33

0,12

Затраты на техническое обслуживание, $

0,03

0,05

0,032

Общие затраты, $

4,64

4,45

4,38

Затраты эксплуатационные до 1 капитального ремонта, $

41760

40050

37020


 

 

В соответствии с таблицей 2.3.6 рассчитаем цену потребления по формуле:

             Спотр = Зприоб + Зэксп,

      где   Спотр   -   цена потребления;

             Зприоб –  затраты на приобретение  двигателя;

             Зэксп    -  минимальные затраты  ан приобретение.

       Спотр  = 41760+1200 = 42960$

       Спотр  б1  = 40050+3000 = 43050$

       Спотр  б2 = 37020+2200 = 39220$

 Расчет относительного  уровня конкурентоспособности оцениваемых  образцов представлен в таблице  (приложение 4)

Таб.2.3.6 Оценка уровня качества и конкурентоспособности оцениваемых  образцов

Марка двигателя, Уровень

Предприятие изготовитель      

Цена потребления, С($)

Комплексный оббобщенный  показатель (Коб)

Интегральный показатель (Ки)

показатель конкурентно- способности, К

Д 240/243

ММЗ

42960

1

0,0000232

1

4.239Д

ДжонДир

43050

0,93

0,0000216

0,93

Д 65

ЯМЗ

39220

0,89

0,0000226

0,97


 

      Расчет  уровня качества и конкурентоспособности  дизельных двигателей показал,  что двигатель Д240  имеет высокое  качество и уровень конкурентоспособности.  Выигрывает же данный двигатель  только по цене.  Анализируя  эксплуатационные затраты дизеля  Д240/243 заметно отставание в области  рационального использования топлива,  но этот показатель является  зависимым от эксплуатационной  мощности и  необходимым для  стыковки с тракторами УК 80/82 («Минского  тракторного завода»).

      Таким образом,  высокая конкурентоспособность  дизельного двигателя Д 240 по  отношении к аналогам-конкурентам  достигается за счет высоких  технико-экономических показателей,  низкой цены, близости основного  потребителя («МТЗ»), сервисного  обслуживания.

 

3 Направления повышения  конкурентоспособности продукции  и организации

3.1 Основные направления  повышения конкурентоспособности  продукции предприятия

 

      Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие  между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности  подвергается корректировке в  процессе реализации рыночных  отношений потребителя и производителя,  в результате которой, продажа  данного товара становится эффективной  как для производителя, так  и для потребителя. Осуществление  указанной корректировки возможно  только при условии разрешения  ряда проблем, обусловленных данным  противоречием. Во-первых, оптимизации  уровня цены товара, приемлемого  для всех участников процесса  производства и реализации продукции.  Во-вторых, проблемы выпуска изделий,  удовлетворяющих новейшим требованиям  научно-технического прогресса.  В-третьих, проблемы создания  инфраструктуры, необходимой для  удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого  интереса с точки зрения извлечения  наивысшей прибыли для производителя  .

      На основании  определенной нами ранее двусторонней  взаимосвязи между различными  уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства,  отрасли и предприятия повышают  и конкурентоспособность продукции.

      B конкурентной  политике относительно товара  принимаются во внимание, прежде  всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство  использования, эстетичность внешнего  вида, и другие характеристики, то  есть способность товара удовлетворять  совокупные потребности покупателя  лучше, чем товары-конкуренты. Создание  такой потребительской ценности  товара, которая включала бы в  себя всю совокупность свойства  данного товара, а также сопутствующих  ему, является важнейшим условием  выживания на рынке.

      Производитель,  создавая конкурентоспособный товар,  применяет различные стратегии.  Например:

      - добиться  отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;

      - выбрать  из намеченных к производству  товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей,  и осуществить на этой основе  прорыв  на рынке;

      - отыскать  новое применение выпускаемым  товарам;

      - своевременно  изъять экономически неэффективный  товар из сбытовой  программы  предприятия;

      - найти  выход на новые рынки как  со старыми, так и с новыми  товарами;

      - осуществлять  модификацию выпускаемых товаров  в соответствии с новыми  вкусами  и потребностями покупателей;

      - регулярно  развивать и совершенствовать  систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему  стимулирования сбыта в целом.

      Интерес  представляет анализ конкретных  шагов и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств  для того, чтобы осуществить очередной  рывок  «за лидерство».

      Это, прежде  всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке  и быстрому освоению новых  образцов изделий и одновременному  наращиванию производительности  труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех  видов издержек и затрат.

      В международной  практике считается целесообразным  выпускать не одно изделие,  а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный  набор [8, c.110].

      Чем обширнее  параметрические ряды и ассортиментные  наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки.  Например, выпускают автопогрузчики  одного и того же типа, но  отличающиеся друг от друга  грузоподъемностью, скоростью, радиусом  разворота и тому подобное. Каждому  потребителю с учетом конкретных  условий его работы необходимы  определенные эксплуатационные  параметры покупаемых автопогрузчиков,  если продавец способен их  обеспечить, покупка состоится, если  нет - покупатель будет искать  другого продавца.

      Бесспорно  должен изучаться вопрос со  стороны промышленной фирмы о  собственных возможностях обеспечения  такого объема производства товара, который позволил бы овладеть  запланированными долями намеченного  рынка в целях обеспечения  рентабельности производства и  сбыта. Очень важен вопрос ресурсного  обеспечения предприятия - возможностей  приобрести необходимые материалы,  комплектующие изделия, полуфабрикаты,  привлечь требуемые финансовые  ресурсы н необходимые с соответствующим  уровнем квалификации кадры.

Информация о работе Конкурентоспособность