Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью работы, во-первых, является рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов конкуренции и ее значения для экономики. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, а также рассмотрение конкуренции в условиях России.
Введение………………………………………………………………………………………...........
Глава 1.Теория конкуренции……. ……………………........................................
1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции………………………….
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………………………
1.3.Функции конкуренции………………………………………………........................
Глава 2. Конкурентоспособность России……………………………………………….
2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….………………………..
2.2.Препятствующие росту экономики факторы…………………………………..
2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России…………….
2.4.Антимонопольная политика в России……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………...…………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1.Теория конкуренции…….
……………………...................... 1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции…………………………. 1.2.Виды конкуренции………………………… 1.3.Функции конкуренции………………… Глава 2. Конкурентоспособность России………………………………………………. 2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….……………………….. 2.2.Препятствующие
росту экономики факторы………………… 2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России……………. 2.4.Антимонопольная
политика в России………………………………… Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………...……… |
2
5 5 12 17 20 20 25 26 28 34 35 |
Введение.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.
Конкуренция
понуждает предпринимателей к эффективным
действиям на рынке, заставляя их
предлагать потребителям более широкий
ассортимент товаров и услуг по более
низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики:
эффективность производства повышается,
создаются условия для концентрации ресурсов
в наиболее результативных секторах экономики.
Конкурентное окружение побуждает предпринимателей
активно внедрять инновации, совершенствовать
технологии и рационально использовать
ограниченные ресурсы. В конечном счете,
растет благосостояние потребителей,
снижаются цены на традиционные виды продукции
и услуг, на рынке постоянно появляются
новые товары и новые производители.
О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью работы, во-первых, является
рассказать об эволюции понятия "конкуренция"
с развитием экономических теорий, показать
какую роль играет государство в развитии
и поддержании конкурентных отношений
в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов
конкуренции и ее значения для экономики. Следующая
задача или цель данной курсовой работы,
которую мы ставим: это понять, почему
понятие конкуренции является фундаментальным
в экономической теории рыночных отношений.
Как конкуренция проявляется на всех уровнях
рыночной экономики — от микроуровня
(фирма) до мировой экономической системы,
а также рассмотрение конкуренции в условиях
России.
Глава 1. Теория конкуренции.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она
способствует развитию научно-
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3) в
известной мере выравнивает
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает
бизнесу определенную
2) ведет
к дифференциации доходов и
создает условия для их
3) ее
следствием может быть
Существует три подхода к определению конкуренции:
Адам
Смит первый доказал, что конкуренция,
уравнивая нормы прибыли, приводит
к оптимальному распределению труда
и капитала. Он рассматривал конкуренцию,
как нечто само собой разумеющееся,
пронизывающее все отрасли экономики
и ограничиваемое только субъективными
причинами. А.Смит отождествлял конкуренцию
с «невидимой рукой» рынка – автоматически
равновесным механизмом рынка. А.Смит
считал, что цель предпринимателя – это
получить как можно больше прибыли, и им
движет эгоизм. В своей книге «Исследование
о природе и причине богатства народов»
он:
-На
основе теории конкурентной
-Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность ресурсов;
-Показал,
каким образом конкуренция,
-Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
-Сделала
существенный шаг к
Д. Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции. Как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Для условий, рассмотренных Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в конкурентной борьбе.
Дж.
С. Милль объяснил, каким образом
естественные цены в долгосрочном равновесии
сочетаются с принципами децентрализованного
управления и как последние способствуют
развитию капиталистической экономии.
Им был сделан существенный вклад в теорию
конкуренции: разработано уравнение международного
спроса, выделены конкурирующие группы
на рынке, дана тройственная классификация
эластичности спроса, разработаны понятия
экономии на масштабах, альтернативные
издержки.
Карл
Маркс подробно описал принципы эксплуатации
государственными монополиями экономик
развивающихся стран, дополнил теорию
совершенной конкуренции с позиции закона
стоимости. Он полагал, что закон капиталистической
конкуренции основывается, прежде всего,
на разнице между стоимостью товара и
издержками производства. При этом он
различал две формы капиталистической
конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.
Неоклассические
концепции А. Маршалла, заключались
в более полном исследовании механизма
автоматического установления равновесия
на рынке с помощью совершенной конкуренции
и действия законов предельной полезности
и предельной производительности.
Им впервые были подвергнуты критике
«условности» модели чистой конкуренции.
Разработка теории анализа частичного
и долгосрочного устойчивого равновесия
на рынке, а также учет развития технологии
и потребительских предпочтений при определении
относительных цен позволили создать
основы теории новой модели конкуренции
— монополистической.
В своей
работе-«Законы получения
А.О.
Курно не установил равенство
между маргинальным годовым доходом
и равновесной монопольной
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем».
Другой
австрийский экономист и
Для того чтобы возник конкурентный порядок, необходимо, согласно В.Ойкену, изучить взаимосвязанную комплексную реализацию шести «конституирующих принципов конкурентного порядка» (таблица №1).
Таблица №1. | ||
Принципы | Суть принципов | |
1.Частная собственность | Прежде всего, обеспечивает
возможность | |
2.Децентрализованные планирование и регулирование | Являются неотъемлемой
составной частью (и даже конституирующим
элементом) конкурентного порядка,
и, напротив, только в условиях конкуренции
частная собственность | |
3.Открытые рынки | Характеризуются гарантиями доступа на рынок для всех хозяйствующих субъектов, как со стороны предложения, так и со стороны спроса, причём никакая силовая частная группа не может закрыть свои рынки, все необходимые исключения и особенности (монополизация денежной эмиссии центрального банка, патенты, таможенные пошлины) должны строго ограничиваться законодательством. | |
4.Свобода договоров между хозяйствующими субьектами | Этот принцип вытекает из права хозяйствующего субъекта децентрализовано принимать решения; при исключении таких договоров, которые ограничивают или устраняют свободу договоров для других хозяйств. | |
5.Полная
хозяйственная и имущественная
ответственность тех, кто |
Этот принцип относится как к фирмам, так и к домашним хозяйствам и подразумевает невозможность, как перекладывать риск на других, так и принимать риск на себя за «чужие» решения. | |
6.Стабильность денежного обращения | При этом снабжение народного хозяйства деньгами должно определяться центральным банком, а не коммерческими кредитными учреждениями, зависящими от конъюнктурных соображений, и не хозяйственно-политическими целевыми установками государства; поддержание тем самым ценности национальной денежной единицы, которая пользуется всеобщим доверием. |