Конкурентоспособность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы, во-первых, является рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов конкуренции и ее значения для экономики. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, а также рассмотрение конкуренции в условиях России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...........
Глава 1.Теория конкуренции……. ……………………........................................
1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции………………………….
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………………………
1.3.Функции конкуренции………………………………………………........................
Глава 2. Конкурентоспособность России……………………………………………….
2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….………………………..
2.2.Препятствующие росту экономики факторы…………………………………..
2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России…………….
2.4.Антимонопольная политика в России……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………...…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя.docx

— 79.81 Кб (Скачать)

    Для нее характерны следующие черты:

  • наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;
  • возможность свободного доступа в различные производственные секреты;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
    1. Несовершенная конкуренция.

     Первая  модель несовершенной конкуренции  – монополия. Второй моделью несовершенной  конкуренции является монополистическая  конкуренция. Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия.  
 

      1. Функции конкуренции.

     Сущность  конкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которые  выделяются в экономической литературе:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

     В  рыночной   экономике   конкуренция  выполняет   функции: обеспечения   безопасности,   регулирования,   мотивации,    а    также распределения и контроля.

              

     Функция обеспечения безопасности предпринимателей

     При  большом  числе  конкурентов  всех   уничтожить   просто невозможно. Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится  к  сфере публичных (общественных) интересов. Конкуренция  поддерживается  государством охраняется различными правовыми средствами. Ради  достижения  общественно  значимых  результатов  государств создает и использует специальную систему правил  и  мер,  гарантирующих само наличие  конкуренции  и  ее  качество. 

              

     Функция   регулирования   заключается   в   том,   что    основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них  существует наибольшая  потребность,  и  где  они   могут   быть   использованы   с максимальной  эффективностью. 

                 

     Функцию мотивации конкуренция  выполняет  путем  стимулирования предпринимателей предлагать на  рынке  наилучшую  по  качеству  и  цене  продукцию, снижать издержки производства.

                     

     Функция распределения.    Конкуренция  не  только  включает стимулы к  более  высокой продуктивности, но  и  позволяет  распределять доход  среди  предприятий  и  домашних  хозяйств  в  соответствии  с  их эффективным вкладом.  

     Функция  контроля   позволяет  конкуренции  ограничивать  односторонние действия  предпринимателей  и  предоставляет  потребителю   возможность выбора. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Конкурентоспособность  России.

     2.1. Конкурентоспособность  России в 2006-2009гг.

     В международных  рейтингах конкурентоспособности  Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.

     Соответственно  главными комплексными факторами конкурентоспособности национальной экономики признаются:

  1. Открытость (13 индикаторов).
  2. Государство (22 индикатора).
  3. Финансы (24 индикатора).
  4. Инфраструктура (16 индикаторов).
  5. Технология (23 индикатора).
  6. Управление (23 индикатора).
  7. Труд (17 индикаторов).
  8. Институты (23 индикатора).

     Каждому из этих комплексных факторов придается  определенный вес, разрабатывается  система количественных и опросных показателей, а затем на основе расчетов 161 показателя сначала измеряются восемь индексов по указанным факторам, а  затем определяется сводный индекс конкурентоспособности. Куренков Ю., Попов В., Конкурентоспособность России в мировой экономике// Вопросы экономики 2001, №6 с.38 

     В рейтинге конкурентоспособности стран за 2007-2008 годы, опубликованном ВЭФ Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-е место.

     В Индексе  конкурентоспособности для бизнеса  Россия занимает более скромные позиции - 71-е место, что также на две  позиции выше, чем в прошлом году.

     Этот  индекс оценивает два основных фактора: конкурентоспособность компаний и  качество национального бизнес-климата.

     Россия  срочно нуждается в развитии конкурентоспособности  на уровне компаний, чтобы полностью  использовать свой ресурсный потенциал  и создать более диверсифицированную и динамичную экономику», - считает один из составителей рейтинга, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

     Если  резюмировать результаты рейтинговых  исследований конкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целый ряд следующих позитивных моментов. Прежде всего макроэкономическая стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатые природные ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также часть индикаторов, характеризующих инновационный потенциал.

     Кроме того, что Россия сегодня обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе с развивающихся стран. В составе этих преимуществ - главным образом следующие:

     1. Крупные,  экономически привлекательные и  сравнительно недорогие для внутренних  потребителей запасы энергии  и других полезных ископаемых:

     валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается  в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя), прогнозный потенциал природных  ресурсов оценивается в $140 трлн, что  более чем вдвое превышает  суммарное национальное богатство  Японии;

     в России сосредоточено 13% мировых разведанных  запасов нефти, 36% - газа, 12% - угля; 1 место  по дешевизне электроэнергии для  промышленных потребителей. 

     2. Значительный  экологический и геоэкономический  потенциал территории:

     3. Квалифицированная  и недорогая рабочая сила:

     3 место  по уровню грамотности населения;

     один  из наиболее низких уровней почасовой  оплаты труда в обрабатывающей промышленности.

     4. Высокий  инновационно-технологический потенциал

     Конкурентоспособность товара.

     Определяемая  в качестве показателя конкурентоспособность  товара выражается отношением полезного  эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации), совокупность качественных и стоимостных  характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени, способность товаров и услуг отвечать требованиям рынка.

     Высшей  конкурентоспособностью обладают новинки - товары, выпускаемые впервые в мире или стране, удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и развитие новой потребности.

     Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

     Для каждого товара необходимо оценить  его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и потребление (С) максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

     а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;

     б) определение  сравнительных параметров обоих  образцов;

     в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности  оцениваемого товара

     Конкурентоспособность товара достигается за счет снижения издержек или повышения качества.

     Конкуренция за счет снижения издержек представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, изменения ее ассортимента и качества.

     Конкуренция за счет повышения качества товара и сервиса включает:

           ·        изменение свойств продукции;

           ·        придание продукции качественно новых свойств;

           ·        создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

           ·        создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;

           ·        обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменения квазикачества товара);

           ·        совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.).

     Конкурентная  борьба — модели поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ.

     Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

     Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

     Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно  по показателям  цены(Ц). В первое время (Т1) самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. 

     Рис. Схема действия закона конкуренции  при рассмотрении ряда товаров одного назначения

     Закон конкуренции длительное время может  действовать только при наличии  качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах  введены антимонопольные или  антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.

     В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон  РФ “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов. 

Информация о работе Конкурентоспособность РФ