Конкурентоспособность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы, во-первых, является рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов конкуренции и ее значения для экономики. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, а также рассмотрение конкуренции в условиях России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...........
Глава 1.Теория конкуренции……. ……………………........................................
1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции………………………….
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………………………
1.3.Функции конкуренции………………………………………………........................
Глава 2. Конкурентоспособность России……………………………………………….
2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….………………………..
2.2.Препятствующие росту экономики факторы…………………………………..
2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России…………….
2.4.Антимонопольная политика в России……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………...…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя.docx

— 79.81 Кб (Скачать)

     2.2. Факторы, препятствующие  росту конкурентоспособности  российской экономики.

     Для начала выделим широко известные  факторы, мешающие росту конкурентоспособности  нашей страны: низкий технико-технологический  уровень производства, высокая степень  физического и морального износа эксплуатируемого в действующем  производстве оборудования, хроническая  нехватка инвестиций для реконструкции  устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых  тенденций и т.д.

     1) Недостаточные  объемы и низкое "инновационное"  качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ.

     По  масштабу годовых вложений в науку  Россия не идет в сравнение с основными  высокоразвитыми странами.

     2) Недостаточная  развитость важных составляющих  национальной конкурентоспособности, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентных преимуществ:

     · низкое качество инфраструктуры

     · низкое качество корпоративного управления

     · непрозрачная структура корпоративной и государственной  собственности

     · низкая эффективность финансовой системы

     3) системные  факторы, связанные с низкой  эффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентной  рыночной среды, нормальной рыночной  инфраструктуры, высокими траксакционными  издержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий.

     4) Неэффективная  система таможенного администрирования

     5) Факторы,  обусловленные неразвитой рыночной  инфраструктурой,

     6) Монополизированность  отечественной экономики, высокие  административные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабое налоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее "непрозрачная" структура, запутанное законодательство и др. 

     Но  стоит сказать, что в последние  годы правительство предпринимает  большие усилия для преодоления  указанных перекосов и создания в стране "поля" равных конкурентных возможностей - Кормнов.Ю. о повышении  конкурентоспособности России.

       Проблемы процесса воспроизводства. После 1990 г. процесс воспроизводства в стране перестал быть расширенным. За годы реформ, к сожалению, по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшенной на много лет назад. Так, если в 1970-е гг. страна производила 8% мирового ВВП, в 1990-е гг. - 5,5, в 2000 г. - 2,7, то в 2006 г. - 2,4-2,5%.

     Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос  в экономике.

     Таким образом, нами были выделены основные факторы и проблемы, ограничивающие конкурентоспособность России на современном  этапе. 

     2.3. Перспективы повышения  конкурентоспособности  России.

     Необходима  разработка национальной политики международной  конкурентоспособности России, формируемой  совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России. Наконец, нужно активно формировать компании "новой экономики", разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.

     Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс  государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий.

     Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности  экономики страны - развитие науки. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего  в пределах 0,3-0,8% - Кормнов.Ю. Добиться повышения конкурентоспособности  нашей страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции - товаров и услуг можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний, на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.

     В России предприятия, работающие в научно-технической  и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность.

     Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности  России -это повышение качества профессионального  образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим отраслям.

     По  оценкам специалистов, в наших  школах сейчас не дают тех знаний, которые  можно было бы с успехом применять  на практике, а из многих вузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда.

     Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы конкурентоспособности  России это: разработка национальной политики международной конкурентоспособности  России; вовлечения в процесс повышения конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационную деятельность, а так же повышение качества профессионального образования. 

     2.4. Антимонопольная  политика в России.

     Положительное влияние конкуренции на экономическое  развитие и необходимость поддержания высокого уровня конкуренции практически на всех рынках не вызывают сомнения. Конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей. Вместе с тем конкуренция не способна к саморегуляции в необходимой степени. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции. 

     Исследуя  историю развития экономических  учений можно увидеть, что на всем протяжение развития общества отношение  к вопросу вмешательства государства  в товарно-денежные отношения было различным: от полного отрицания  до абсолютного контроля. Натуральному способу ведения хозяйства (рабовладельческий строй) было присуще активное участие государства в экономических процессах. Главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке состоит в обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка. 

     Ограничивать  конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). 

     Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль над его осуществлением. Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции. Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно

     разнообразны. Однако каждое из них в большей  или меньшей степени принадлежит  к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

     Антимонопольное регулирование занимает важное место  в макроэкономической политике, а обеспечение открытой конкуренции рассматривается как важнейший критерий эффективности рыночной экономики в большинстве стран мира. Важнейшая роль в реализации задачи развития конкурентной экономики в России принадлежит Министерству Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

     Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренции. По своему характеру – это личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Источником данного права являются: Конституция РФ, законы Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг».

     Закон Российской Федерации «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Закон) был принят в 1991 году и является одним из первых рыночных законов.

     28 марта  2000 года на очередных парламентских  слушаниях были приняты «Рекомендации парламентских слушаний «Экономическая политика в области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодательства», на которых был очерчен ряд проблем антимонопольного регулирования в России, многие из которых так до сих пор и не решены.

     26 июля 2006 г. был принят принципиально  новый Закон "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), разработанный в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Данный Закон оформил унификацию российского антимонопольного законодательства, развил процедурные и охранительные нормы, скорректировал сущностные институты отечественного конкурентного права и сократил сферу государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией. 

     Основой конкурентной политики является Программа  развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р и в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. Правительство РФ определило ряд мер по расширению возможностей и стимулированию предпринимательской деятельности, получивших свое юридическое закрепление в Программе развития конкуренции в Российской Федерации и Плане мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 гг. В Программе справедливо подчеркивается, что "неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках", а неразвитая конкурентная среда, в свою очередь, предоставляет возможность субъектам, имеющим большую долю концентрации на рынке, ограничивать производство и торговлю. 

     Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию  негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

  • Ограничение монополизации рынка;
  • Запрещение слияний конкурирующих компаний;
  • Запрещение установления монопольных цен;
  • Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

     В России существует целый ряд федеральных  органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

    • на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;
    • на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;
    • на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;
    • на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

     Уже более десяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

     Целью государственной политики демонополизации  экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

     Основной  же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят  о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, –  что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

     Государственная антимонопольная политика призвана обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает  избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей. 

     Таким образом, антимонопольная политика - это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. 

Информация о работе Конкурентоспособность РФ