Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью работы, во-первых, является рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов конкуренции и ее значения для экономики. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, а также рассмотрение конкуренции в условиях России.
Введение………………………………………………………………………………………...........
Глава 1.Теория конкуренции……. ……………………........................................
1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции………………………….
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………………………
1.3.Функции конкуренции………………………………………………........................
Глава 2. Конкурентоспособность России……………………………………………….
2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….………………………..
2.2.Препятствующие росту экономики факторы…………………………………..
2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России…………….
2.4.Антимонопольная политика в России……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………...…………………………………………
2.2. Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.
Для начала выделим широко известные факторы, мешающие росту конкурентоспособности нашей страны: низкий технико-технологический уровень производства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций и т.д.
1) Недостаточные объемы и низкое "инновационное" качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ.
По масштабу годовых вложений в науку Россия не идет в сравнение с основными высокоразвитыми странами.
2) Недостаточная
развитость важных
· низкое качество инфраструктуры
· низкое качество корпоративного управления
· непрозрачная
структура корпоративной и
· низкая эффективность финансовой системы
3) системные
факторы, связанные с низкой
эффективностью методов
4) Неэффективная
система таможенного
5) Факторы,
обусловленные неразвитой
6) Монополизированность
отечественной экономики,
Но стоит сказать, что в последние годы правительство предпринимает большие усилия для преодоления указанных перекосов и создания в стране "поля" равных конкурентных возможностей - Кормнов.Ю. о повышении конкурентоспособности России.
Проблемы процесса
Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос в экономике.
Таким
образом, нами были выделены основные
факторы и проблемы, ограничивающие
конкурентоспособность России на современном
этапе.
2.3. Перспективы повышения конкурентоспособности России.
Необходима
разработка национальной политики международной
конкурентоспособности России, формируемой
совместно представителями
Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий.
Первооснова
решения проблем повышения
В России предприятия, работающие в научно-технической и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность.
Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности России -это повышение качества профессионального образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим отраслям.
По оценкам специалистов, в наших школах сейчас не дают тех знаний, которые можно было бы с успехом применять на практике, а из многих вузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда.
Таким
образом, можно выделить основные пути
решения проблемы конкурентоспособности
России это: разработка национальной политики
международной
2.4. Антимонопольная политика в России.
Положительное
влияние конкуренции на экономическое
развитие и необходимость поддержания
высокого уровня конкуренции практически
на всех рынках не вызывают сомнения. Конкуренция
является наиболее приемлемым средством
регулирования основных экономических
процессов, распределения материальных
благ, удовлетворения интересов потребителей.
Вместе с тем конкуренция не способна
к саморегуляции в необходимой степени.
Поэтому для обеспечения оптимального
функционирования рынка требуется специальное
законодательное регулирование отношений,
существующих в условиях конкуренции.
Исследуя
историю развития экономических
учений можно увидеть, что на всем
протяжение развития общества отношение
к вопросу вмешательства
Ограничивать
конкуренцию запрещено не только
отдельным предпринимателям, но и органам
исполнительной власти. Средством борьбы
с монополизацией и недобросовестной
конкуренцией может быть обращение в антимонопольные
органы, которые вправе давать предписания
о прекращении недозволенных действий,
а при невыполнении предписаний - налагать
штраф. В случае причинения убытков от
таких действий можно обращаться в суд
(как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль над его осуществлением. Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции. Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно
разнообразны.
Однако каждое из них в большей
или меньшей степени
Антимонопольное регулирование занимает важное место в макроэкономической политике, а обеспечение открытой конкуренции рассматривается как важнейший критерий эффективности рыночной экономики в большинстве стран мира. Важнейшая роль в реализации задачи развития конкурентной экономики в России принадлежит Министерству Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
Предмет
правового регулирования
Закон
Российской Федерации «О конкуренции
и ограничении
28 марта
2000 года на очередных
26
июля 2006 г. был принят принципиально
новый Закон "О защите
Основой
конкурентной политики является Программа
развития конкуренции, разработанная
по поручению Председателя Правительства
Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р и
в соответствии с Основными направлениями
деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 г. Правительство
РФ определило ряд мер по расширению возможностей
и стимулированию предпринимательской
деятельности, получивших свое юридическое
закрепление в Программе развития конкуренции
в Российской Федерации и Плане мероприятий
по реализации программы развития конкуренции
в Российской Федерации на 2009 - 2012 гг. В
Программе справедливо подчеркивается,
что "неразвитое состояние конкурентной
среды отражается на конкурентоспособности
российских компаний на внутреннем и внешнем
рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ
к более развитой среде и инфраструктуре
своих стран, в том числе финансовой, обладают
конкурентными преимуществами по сравнению
с российскими компаниями на отдельных
рынках", а неразвитая конкурентная
среда, в свою очередь, предоставляет возможность
субъектам, имеющим большую долю концентрации
на рынке, ограничивать производство и
торговлю.
Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:
В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:
Уже
более десяти лет в нашей стране
действует Государственная
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
Государственная
антимонопольная политика призвана
обеспечить такие условия функционирования
рынка, при которых не возникает
избирательного ущемления интересов конкурентов
или нарушения прав потребителей.
Таким
образом, антимонопольная политика
- это комплекс мер, направленных на
демонополизацию экономики, контроль
и наблюдение за процессами концентрации
на рынках, пресечение монополистических
действий и недобросовестной конкуренции,
устранение административных барьеров
и обеспечение условий для развития конкуренции
на рынке, а также пропаганда и распространение
знаний, способствующих созданию равных
условий для всех участников рынка и формированию
общественного сознания в пользу развития
рыночных сил.