Конкурентоспособность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы, во-первых, является рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде. Во-вторых, анализ видов конкуренции и ее значения для экономики. Следующая задача или цель данной курсовой работы, которую мы ставим: это понять, почему понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Как конкуренция проявляется на всех уровнях рыночной экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы, а также рассмотрение конкуренции в условиях России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...........
Глава 1.Теория конкуренции……. ……………………........................................
1.1.Исторически сложившееся понятие конкуренции………………………….
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………………………
1.3.Функции конкуренции………………………………………………........................
Глава 2. Конкурентоспособность России……………………………………………….
2.1.Конкурентоспособность России в 2006-2009 гг…….………………………..
2.2.Препятствующие росту экономики факторы…………………………………..
2.3.Перспективы повышения конкурентоспособности России…………….
2.4.Антимонопольная политика в России……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………...…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа моя.docx

— 79.81 Кб (Скачать)
 

     По  мнению Э. Чемберлена понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой  понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии  является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. 

     В отличие  от Э.Чемберлена, увязывавшего монополистическую  конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит  к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. 

     Теории  государственного регулирования  экономики  в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М.Кейнса и его последователей. Рекомендуемые ими меры государственного вмешательства называются «кейнсианскими». Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами. «Общая теория » Дж.М.Кейнса и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой,  и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.  

     В последние  годы новая оценка конкуренции была дана в работах современного американского  экономиста, разработавшего теорию конкурентного преимущества, М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения «ценности товара для потребителя». По его мнению, ценность любого приобретаемого товара прямо зависит от той прибыли, которую принесет его использование. 
 

    

     Рис.1. Взаимосвязь ценности для потребителя, цены и конкуренции товара.

     Портер  считает, что у каждого конкурентоспособного товара цена реализации

     ниже  потребительской ценности.

     В современной  микроэкономической теории конкуренция  понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи  с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует.  
 
 
 
 
 

Таблица №2. Типы строения рынков по Штакельбергу:

Покупатели Продавцы
  Много Несколько Один
Много Двухсторонняя 
полиполия
Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двусторонняя олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия
 

     Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции. 

      1. Виды  конкуренции.

     Э.Чемберлен предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. первый характеризует влияние изменения цены одного предприятия на выпуск второго. другой влияние выпуска одного предприятия на цену второго. чем выше коэффициент перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятием товаров (взаимозаменяемость). чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

     Ф.М. Шерер и Д. Росс дают несколько  другую классификацию типов структур рынка продавца, которая ближе  к современной практике

     В практике предпринимательской деятельности эти классификации нашли свое выражение в разделении рыночных структур на:

    1. чистую конкуренцию;
    2. рабочую конкуренцию;
    3. монополистическую конкуренцию;
    4. олигополию;
    5. монополию.

     Чистая  конкуренция характеризуется пятью  признаками:

    • наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей
    • однородность продаваемой продукции
    • отсутствие влияния на рыночную цену всех действующих субъектов
    • свобода входа на рынок и выхода с него
    • максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах, полное знание о настоящих и будущих условиях рынка и бесконечная делимость ресурсов, дифференциация производимой продукции

     Понятие рабочей конкуренци может быть определено следующими признаками:

     1. крупнейшая  фирма производит незначительный  объем продаж всего рынка;

     2. высокая  степень мобильности ресурсов  между рынками;

     3. отсутствие  или незначительная величина  постоянных издержек производства

     4. наличие  потенциальных конкурентов 

     Модель  рабочей конкуренции является воплощением  в действительность принципов совершенной конкуренции. Для ее обоснования Ф. Шерер и Д. Росс разработали ряд критериев.

      1.Структурные  критерии включают:

     -число  продавцов должно быть настолько  большим, насколько позволяет эффект масштаба.

     -отсутствие  искусственных препятствий мобильности  ресурсов и входу на рынок  новых фирм

     -умеренная  и чувствительная к изменению  цен дифференциация предлагаемых продуктов по качеству. 

     2.Поведенческие  критерии: 

     -известная  неуверенность в том, будет  ли подхвачена ценовая инициатива конкурентами

     -стремление  достигать цели независимо, без  сговора с другими фирмами

     -отсутствие  несправедливой, исключительной, хищнической  или принудительной тактики поведения на рынке.

     -отсутствие  постоянно неэффективно работающих  поставщиков и незаинтересованных покупателей

     -правильная  информация о продвижении продукции  на рынок (или информация, не  вводящая в заблуждение)

     -отсутствие  постоянной, наносящей вред ценовой  дискриминации

     3.Функциональные  критерии:

     -эффективная  и нерасточительная по отношению  к ресурсам производственная и маркетинговая деятельность фирм

     -соответствие  требованиям потребителей уровня  выпуска продукции и ее качества

     -прибыль,  достаточная для окупаемости  инвестиций, обеспечение инноваций

     -цены, стимулирующие рациональный выбор,  направляющие на достижение равновесия и не усиливающие циклическую нестабильность

     -использование  всех возможностей для внедрения  технически более совершенных  новых продуктов и производств

     -поощрение продавцов, которые лучше всего обеспечивают нужды потребителей.

     Под монополистической конкуренцией понимается тип отраслевого рынка, на котором  существует достаточно много продавцов, предлагающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.

     В целом  монополистическая конкуренция  характеризуется следующими признаками:

     -наличие  большого числа продавцов и  покупателей;

     -производство  и продажа дифференцированного  продукта

     -отсутствие  барьеров входа и выхода Легкое  вступление и массовый выход  фирм вызывает тенденцию к  получению ими нормальной прибыли  в долговременном периоде;

     - экономическое  соперничество влечет за собой  и ценовую, и неценовую конкуренцию;

     -наличие  незагруженных производственных  мощностей

     -информационная  прозрачность рынка

     Концепцию монополистической конкуренции  разработали независимо друг от друга  Э.Чемберлин и Дж. Робинсон.

     Олигополия - это тип отраслевого рынка, который  характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Олигополия характеризуется следующими признаками:

     -небольшое  число продавцов и покупателей  товара

     - тип  продукта – стандартизированный  или дифференцированный;

     - наличие  существенных препятствий при  вступлении в отрасль;

     -продавцы  и покупатели являются крупными  экономическими агентами

     -существуют  значительные барьеры входа-выхода  на рынок

     -прибыль  экономических агентов в долгосрочном  периоде отлична от нуля

     -продаваемый  товар может быть как однородным, так и дифференцированными

     -абсолютная  информационная непрозрачность  рынка

     -преобладание  ценовой конкуренции, ценовые  войны

     Монополия - тип отраслевого рынка, на котором  существует единственный продавец (покупатель - монопсония) товара, не имеющего близких заменителей. Таким образом, у монополии имеются следующие признаки:

     -наличие  одного производителя (покупателя) т.е. одна фирма или отрасль  является единственным производителем  данного продукта или единственным поставщиком услуги;

     -отсутствие  близких заменителей товара Продукт  монополии уникален в том смысле, что не существует хороших  или близких заменителей. С  точки зрения покупателя это  означает, что он должен покупать  продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

     -наличие  высоких барьеров входа-выхода

     -информационная  непрозрачность рынка

     -нерегулируемое  прибыльное ценообразование крупной  фирмы выше предельных и средних  издержек 

     С точки  зрения формы концентрации капитала в советской политэкономии рассматривались следующие виды монополий: 

     Картель - соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта; 

     Синдикат - объединение с целью организации совместного сбыта продукции; 

     Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм; 

     Концерн - монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией; 

     Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. 

     В целом  данные виды рынков объединяют две  группы конкуренций: 

    1. Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество  многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Информация о работе Конкурентоспособность РФ