Конкурентоспособность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина “товар” временами кажется неестественным, его можно заменить другими - “ удовлетворитель потребности”, “ средство возмещения ” или “ предложение ”. Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

Оглавление

1 Понятие, значение, цели, виды, функции маркетинга………………………..…3
2 Роль, задачи, принципы, виды, структура маркетинговых планов……………....15
3 Охарактеризуйте рынок вашего предприятия…………………………………….21
3.1 Как создать корпоративную философию маркетинга в рамках концептуальной модели управления бизнесом………………………………………………………...21
3.2 Как создать уникальный внутренний продукт…………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………32

Файлы: 1 файл

marketing.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

1 Понятие, значение, цели, виды, функции маркетинга………………………..…3

2 Роль, задачи, принципы, виды, структура маркетинговых планов……………....15

3 Охарактеризуйте рынок вашего предприятия…………………………………….21

3.1 Как создать корпоративную философию маркетинга в рамках концептуальной модели управления бизнесом………………………………………………………...21

3.2 Как создать уникальный внутренний продукт…………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, значение, цели, виды, функции маркетинга

 

 

Для пояснения этого  определения рассмотрим следующие  понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Исходной идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:

Нужда - чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются усилиями Медисон-авеню, а являются исходными составляющими природы человека [1, с.145].

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить ее. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды  манго, молоденький поросенок и  фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных  Штатов - булочка с рубленным бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Потребности людей практически  безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью [5, с.321].

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 70-х годов 200 млн. американцев купили 67 млрд. яиц, 250 млн. цыплят, 5 млн. сушилок для волос, оплатили 133 млрд. Пассажиро-миль на внутренних авиалиниях и свыше 20 млн. лекций преподавателей английского языка и литературы в колледжах. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь более чем на 150 млн. т. Стали, 4 млрд. т. хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн. долл. Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы - показатель недостаточно надежный. Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом:

Товар - все, что может  удовлетворить потребность или  нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Предположим, женщина  испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить  эту нужду, мы называем товарным ассортиментом  выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда или новая стрижка.

Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром  можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить  нужду. Помимо изделий и услуг, это  могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина “товар” временами кажется неестественным, его можно заменить другими - “ удовлетворитель потребности”, “ средство возмещения ” или “ предложение ”. Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

Маркетинг имеет место  в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен - акт получения  от кого-либо желаемого объекта с  предложением чего-либо взамен. Обмен - один из четырех способов, посредством  которых отдельные лица могут  получать желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем деньги, другой товар или какую-либо услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям  не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им, и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют ли они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.

Обмен - основное понятие  маркетинга как научной дисциплины [3, с.260].

Если обмен - основное понятие маркетинга как научной  дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Для этого нужно, чтобы  сторона А передала стороне Б  объект Икс и получила от нее объект Игрек, Скажем, Джон дает Смиту 400 долл. И получает телевизор. Эта классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых ценностей совсем необязательно. При бартерной сделке в обмен на телевизор Джон даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например, когда юрист Джон составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследование.

Сделка предполагает наличие нескольких условий:

1) по меньшей мере  двух ценностно значимых объектов,

2) согласованных условий  ее осуществления,

3) согласованного времени  совершения, и 

4) согласованного места  проведения. Как правило, условия  сделки поддерживаются и охраняются  законодательством.

Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче сторона А дает стороне Б объект Икс, ничего не получая при этом взамен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций, а также являются одной из форм обмена. Ведь передающий подарок рассчитывает на ту или иную выгоду, такую, как доброе расположение к себе, избавление от чувства вины или желание поставить другую сторону в положение обязанной. Профессиональные сборщики пожертвований в разного рода фонды остро ощупывают мотивы “взаимности”, лежащие в основе поведения жертвователей, и стремятся обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если о жертвователях попросту забывают или не выказывают им признательности, то фонд вскоре лишится их поддержки. В результате профессиональные деятели рынка в последнее время стали расширительно толковать концепцию маркетинга, включая в ее сферу не только исследование поведения в ходе сделок, но и изучение поведения в процессе передач.

При осуществлении передачи деятель рынка стремится вызвать  ответную реакцию на то или иное предложение. Эта реакция не равнозначна  “покупке” или “коммерческому обмену”. Политический кандидат желает получить голоса избирателей, церковь хочет добиться роста численности прихожан, группа общественных действий - того, что называется “восприятием идеи”. Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться в любой форме желаемой ответной реакции целевой аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи.

Понятие “сделка” - непосредственно  подводит нас к понятию “рынок”.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей  товара. Второй способ - децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных “покупателей”, составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием “рыночная площадь”. Каждый из них везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним “рынком”, а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко уменьшает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.

По мере увеличения числа  лиц и сделок растет и число  купцов и рынков. В развитом обществе - рынок это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже следующий день разослать товар почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.

Может сформироваться рынок  на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить рабочую силу в  обмен на заработную плату или  товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок - еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Понятие “рынок” приводит к завершающему понятию цикла - “маркетингу”. Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга, как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [2, с.396].

Процесс обмена требует  работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие  товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договориться о ценах. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Хотя обычно считается, что маркетинг - удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный “маркетинг”, когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить.

Функции маркетинга в  принципе определяются целями компании.

1.Общественно-социальные, внешние цели:

-достижение максимально возможного уровня потребления;

-достижение максимальной  потребительской удовлетворенности; 

-предоставление потребителям  максимально широкого выбора;

-повышение качества  жизни; 

-укрепление экономики  страны;

-забота о сохранении  и улучшении экологии;

-помощь слабым и нетрудоспособным;

-внесение вклада в  культурное достояние народа;

-забота о благополучии  собственных сотрудников. 

2.Внутренние цели:

-сохранение и расширение  своей доли рынка; 

-укрепление конкурентных  позиций; 

-обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.

Можно выделить четыре блока  комплексных функций с рядом  подфункций.

1). Аналитическая функция: 

1.1. изучение рынка  как такового;

1.2. изучение потребителей;

1.3. изучение фирменной структуры; 

1.4. изучение товара;

1.5. анализ внутренней среды предприятия. 

2). Производственная функция: 

2.1.организация производства новых  товаров, разработка новых технологий;

2.2. организация материально-технического  снабжения; 

2.3. управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3). Сбытовая функция (функция  продаж):

3.1. организация системы товародвижения;

3.2. организация сервиса; 

3.3. организация системы формирования  спроса и стимулирования сбыта; 

3.4. проведение целенаправленной  товарной политики;

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы