Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в исследовании уровня конкурентоспособности кампании и разработке направлений ее повышения.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
- изучить содержание конкурентоспособности организации;
- выделить показатели, характеризующие конкурентоспособность организации;
- рассмотреть зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации;
- оценить конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………............................................6
Содержание конкурентоспособности организации как экономической категории……………………………………………6
Показатели, характеризующие конкурентоспособность организации……………………………………………………………11
Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности организации……………………………………………………16
АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….22
Организационно-экономическая характеристика ОАО «ИСКО-Ч»..22
Анализ финансового состояния ОАО «ИСКО-Ч»………………28
Оценка уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»…….....42
Моделирование показателей деятельности ОАО «ИСКО-Ч»……..58
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………….65
Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч»……………………………………………………65
Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…………………………………………………………...76
Безопасность и экологичность проектных решений………………….87
Техника безопасности при эксплуатации двухроторных затирочных машин…………………………………………………..87
Требования безопасности при осуществлении монолитного строительства…………………………………………………………89
Расчет потерь от производственного травматизма при осуществлении проектных решений………………………………..94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..............96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..99
Основное конкурентное преимущество ОАО «ИСКО-Ч» - приемлемые цены. Среди прочих конкурентных преимуществ предприятия можно выделить:
- новое оборудование и инвентарь;
- устойчивые коммерческие связи с поставщиками и заказчиками;
- разнообразная ассортиментная структура в соответствии с требованиями рынка;
- высокая адаптация к рыночным условиям;
- наличие профессиональных подготовленных квалифицированных кадров;
- наличие экономического потенциала (материально-технической базы, оборотных средств, трудовых ресурсов).
Проведем анализ структуры конкуренции с использованием 5-факторной модели Портера.
1. Угроза появления новых конкурентов.
Барьеры на входе для разных
стратегических групп различны. Они
невысоки для стратегической группы
местных компаний, выполняющих строительно-
С нуля войти в отрасль на сегодняшний день невозможно, так как слишком велики риски. Для местных компаний - это огромные инвестиции, которые начнут приносить прибыль не раньше чем через 10 лет, для иногородних - не надлежащее знание характера покупателя и недоверие со стороны покупателей.
Угроза существует только в сфере монтажных, отделочных и других подобных работ, поскольку барьеры для входа здесь значительно ниже в связи с меньшими объемами инвестиций.
Степень угрозы - средняя.
2. Угроза усиления интенсивности конкуренции в отрасли.
Основные конкуренты ОАО «ИСКО-Ч» представлены в табл. 16.
Таблица 16
Основные конкуренты ОАО «ИСКО-Ч»
Конкуренты |
Виды деятельности |
ОАО «Стройтрест-ЧАЗ» |
Строительство зданий и сооружений, строительно-монтажные работы, замена устаревшего оборудования, приспособлений, механизмов и строительной техники. |
ООО «Отделфинстрой» |
Строительство зданий и сооружений, выполнение строительно-монтажных и отделочных работ, комплексное проектирование работ по строительству и реконструкциям зданий и сооружений. |
ЗАО «ТУС» |
Строительство жилых домов, строительно-монтажные работы |
ООО «Строительная компания «Центр» |
Строительство дорог, зданий, сетей и сооружений, производство стройматериалов, выпуск строительного оборудования. |
ООО «Старко» |
Строительство зданий и сооружений, производство сваи, плит, элементы благоустройства. |
ООО СФ «Комплекс» |
Строительство жилых и промышленных зданий, сельскохозяйственных сооружений, производство железобетонных изделий, товарного бетона и раствора, столярных изделий. |
Многие существующие конкуренты,
имея государственную поддержку ,наращивают
свои обороты и завоевывают
Степень угрозы - высокая.
3. Угроза товаров-заменителей.
Такая угроза отсутствует
полностью, так как заменить недвижимость,
так необходимую для
Степень угрозы - низкая.
4. Угроза усиления власти покупателей.
Здесь стоит отметить, что реализуемая ОАО «ИСКО-Ч» продукция напрямую зависит от уровня доходов и платежеспособности покупателей. Массовое снижение спроса на недвижимость способно привести к падению цен, но пока наблюдается только их рост, что говорит о подавлении власти покупателей.
Степень угрозы - низкая.
5. Угроза усиления рыночной власти поставщиков.
Основные поставщики ОАО «ИСКО-Ч»: ОАО «Электроаппаратный завод», ОАО «Химпром», ОАО «ЗЭиМ», ОАО «Чувашметалл», ОАО «ЖБК-9», ОАО «Железобетон», ОАО «ЧЗСМ», ОАО «НЗСМ», ОАО «Чебоксарская керамика».
Существующие поставщики работают с ОАО «ИСКО-Ч» длительное время на постоянной договорной поставке, они сами заинтересованы в сбыте собственной продукции, к тому же поставщиков сырья и материалов на сегодня огромное множество. Многие фирмы стремятся добиться сотрудничества с ОАО «ИСКО-Ч», но предприятие остановило свой выбор на ведущих предприятиях, обладающих хорошей репутацией и высокой надежностью.
Степень угрозы - низкая.
Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым [25, с. 153].
Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне чебоксарского рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.
ОАО «Стройтрест-ЧАЗ», ООО «Старко», ООО «Строительная компания «Центр» и ООО «Строительная фирма «Комплекс» являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что они являются фирмами – гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка. К примеру, ООО «Строительная фирма «Комплекс» занимается строительством в Чувашской республике и за ее пределами: в Ульяновской и Нижегородской областях, городах Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти Самарской области.
ООО «Отделфинстрой» являются
фирмами – коммутантами. Их специализация
на производстве строительно-монтажных,
ремонтно-строительных работ, а так
же выполнение капитального ремонта
помогает максимально гибко
ЗАО «ТУС» является эксплерентом
(пионером), его деятельность связана
с созданием новых или
К ОАО «ИСКО-Ч» относится патиентная стратегия.
Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ОАО «ИСКО-Ч», проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стало также заниматься оказанием специализированных работ – сдачей в аренду спецтехники.
Плюсом анализируемой стратегии является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее предприятие оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.
Проведем оценку конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» с использованием интегрального показателя конкурентоспособности путем сравнения с основным конкурентом - ОАО «Стройтрест-ЧАЗ» (табл. 17).
Таблица 17
Сравнительная оценка конкурентоспособности ОАО «ИСКО-Ч» и
ОАО «Стройтрест-ЧАЗ»
Атрибуты качества |
Коэффициент весомости |
ОАО «ИСКО-Ч» |
ОАО «Стройтрест-ЧАЗ» |
1. Цена |
0,18 |
8 |
7 |
2. Репутация |
0,1 |
7 |
9 |
3. Обслуживание заказчиков (в т.ч. послепродажное) |
0,12 |
7 |
8 |
4. Назначение товаров,
работ и услуг (соответствие
последним достижениям науки
и техники, запросам |
0,21 |
8 |
9 |
5. Экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов |
0,13 |
6 |
9 |
6. Качество |
0,26 |
7 |
8 |
Итого/К(интегральный показатель конкурентоспособности) |
1 |
7,26 |
8,26 |
Рассчитаем степень отклонения ОАО «ИСКО-Ч» от ОАО «Стройтрест-ЧАЗ»: ∆К = 7,26 – 8,26 = -1
Поскольку ∆К < 1, то конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч» ниже конкурентоспособности конкурента.
Далее определим
Таблица 18
Показатели рейтинговой оценки ОАО «ИСКО-Ч»
Фактор конкурентоспособности |
Коэффициент весомости фактора |
ОАО «ИСКО-Ч» |
Конкуренты | ||
ЗАО «ТУС» |
ООО «Старко» |
ООО «Отдел-финстрой» | |||
1. Цена |
0,25 |
8 |
7 |
6 |
8 |
2. Репутация |
0,2 |
7 |
9 |
9 |
6 |
3. Обслуживание заказчиков (в т.ч. послепродажное) |
0,1 |
7 |
8 |
8 |
6 |
4. Назначение товаров,
работ и услуг (соответствие
последним достижениям науки
и техники, запросам |
0,2 |
8 |
9 |
9 |
7 |
5. Экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов |
0,1 |
6 |
7 |
8 |
5 |
6. Качество |
0,05 |
7 |
8 |
9 |
6 |
Итого/К |
1 |
7,26 |
8 |
8,21 |
6,44 |
Построим многоугольник конкурентоспособности (рис. 4).
Рис. 4 - Многоугольник
Очевидно, что среди исследуемых конкурентов у ОАО «ИСКО-Ч»:
- конкурентоспособность
по цене равна
- конкурентоспособность по репутации выше, чем у ООО «Отделфинстрой», но ниже ЗАО «ТУС» и ООО «Старко»;
- конкурентоспособность по обслуживанию заказчиков выше, чем у ООО «Отделфинстрой», но ниже конкурентоспособности ЗАО «ТУС» и ООО «Старко»;
- конкурентоспособность по назначению товаров, работ и услуг выше, чем у ООО «Отделфинстрой», но ниже конкурентоспособности ЗАО «ТУС» и ООО «Старко»;
- конкурентоспособность по экономному использованию материальных, энергетических и людских ресурсов выше, чем у ООО «Отделфинстрой», но ниже конкурентоспособности ЗАО «ТУС» и ООО «Старко»;
- конкурентоспособность по качеству выше, чем у ООО «Отделфинстрой», но ниже конкурентоспособности ЗАО «ТУС» и ООО «Старко».
В целом, можно сказать, что конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч» невысокая (7,26), она выше, чем у ООО «Отделфинстрой» (6,44), но ниже конкурентоспособности ЗАО «ТУС» (8) и ООО «Старко» (8,21).
Далее определим конкурентоспособность ОАО «ИСКО-Ч» на основе нормы потребительской стоимости по формулам, представленным в п. 1.2.
В табл. 19 представлена оценка свойств предприятия по отношению к ожиданиям потребителей.
Таблица 19
Показатели оценки свойств ОАО «ИСКО-Ч» по отношению к ожиданиям потребителей
Группа факторов |
Коэффициент |
Свойства |
Ожидания потребителей |
Свойства предприятия |
1. Экономические |
0,5 |
|||
- финансовые |
Наличие товарного кредита |
1 |
0 | |
Сроки оплаты |
1 |
0 | ||
Форма оплаты |
1 |
0,5 | ||
Попадание в ценовую нишу |
1 |
0,5 | ||
- сервисные |
Наличие запасов на складе |
1 |
1 | |
Организация защиты |
1 |
1 | ||
Известность марки |
1 |
0,5 | ||
- управленчекие |
Быстрота принятия решений |
1 |
0,5 | |
Итого |
Сумма оценок по блоку |
8 |
4 | |
2. Технические |
0,25 |
Срок установки |
1 |
1 |
Качество |
1 |
1 | ||
Итого |
Сумма оценок по блоку |
2 |
2 | |
3. Экологичекие |
0,15 |
Экология |
1 |
1 |
Диверсификация |
1 |
0,5 | ||
Итого |
Сумма оценок по блоку |
2 |
1,5 | |
4.Психологические |
0,05 |
Наличие высококвалифицированного персонала |
1 |
0,5 |
Итого |
Сумма оценок по блоку |
1 |
0,5 | |
5. Юридические |
0,05 |
Белая бухгалтерия |
1 |
1 |
Итого |
Сумма оценок по блоку |
1 |
1 |